Некоторые вопросы административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные в состоянии опьянения

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье исследуются вопросы привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения в области дорожного движения в состоянии алкогольного опьянения, анализируется статистика и практика по данному вопросу

Ключевые слова

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Текст научной работы

Обеспечение безопасности дорожного движения – одна из важнейших задач для всего мирового сообщества. Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибают 1,3 млн человек и получают травмы от 20 до 50 млн. Большинство из них – молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет.

Многие считают, что наказывать пьяных автомобилистов следует строго, вплоть до пожизненного заключения, другие – что суровое наказание не улучшит ситуацию на дорогах, и требуются меры совершенно другого плана.

В конце июля 2010 года бывший президент Дмитрий Анатольевич Медведев подписал так называемый «сухой закон» для автомобилистов. До этого в России была установлена допустимая норма содержания алкоголя в крови, которая составляла 0,3 промилле. Предполагалось, что отмена допустимых пределов содержания алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе позволит резко сократить количество ДТП, происходящих по вине нетрезвых водителей. После его принятия число ДТП с участием пьяных водителей и число погибших в этих ДТП сначала снизилось, но потом снова выросло.

Возникает вопрос, как же тогда воздействовать на таких людей? Представляется, что нужно менять само отношение к пьянству за рулем, повышать сознательность людей, поощрять их влияние на свое окружение. Например, в Японии не только пьяный водитель понесет наказание за ДТП, которому стал причиной, но и его пассажир будет подвергнут внушительному штрафу. Ведь это с его молчаливого согласия пьяный человек сел за руль.

В апреле 2013 года с предложением вернуть предельно допустимый уровень содержания алкоголя в крови — с учетом погрешности измерительных приборов — выступил Совет Федерации. Законодатели предложили наказывать водителей, если обнаружено более 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха, или 0,35 и более грамма на литр крови. 1 сентября «нулевой промилле» был отменен.

Тогда же вступили в силу и другие поправки в Кодекс об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [1], а именно ужесточающие ответственность по ст.ст. 12.8; 12.26, устанавливающим ответственность за правонарушения, отличающиеся значительной степенью общественной опасности, с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения [2].

Диспозиции всех четырех частей ст.12.8 остались без изменения, но санкции изменились весьма существенно, а именно за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения

установлен административный штраф в размере 30000 рублей с лишением права управления на срок от полутора до двух лет. За передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения – такое же административное наказание. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, - влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок три года.

Ст. 12.26 содержит аналогичные санкции. Примечание к ст. 12.8 – употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое, либо психотропных и иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Фактом опьянения является показание прибора. Суммарная погрешность 0,16 мг. на 1 литр выдыхаемого воздуха.

Исходя из статистических данных по совершенным дорожно-транспортным происшествиям и пострадавшим из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств физических лиц, находящихся в состоянии опьянения (за январь - сентябрь 2014 г.), в Российской Федерации совершено дорожно-транспортных происшествий 10524; из них погибло 1832 человека; ранено 15019 человек. В Алтайском крае совершено дорожно-транспортных происшествий 160; погибло 41 человек; ранено 192 человека. За этот период было зарегистрировано в Российской Федерации 146176 дорожно-транспортных происшествий, а в Алтайском крае их было зарегистрировано 2973 [3].

Поскольку рассмотрение данных административных правонарушений отнесено к подсудности мировых судей, была изучена и проанализирована судебная практика судебного участка № 3 Железнодорожного района г. Барнаула. Количество поступивших материалов на судебный участок по ст. 12.8 КоАП за аналогичный период после принятия поправок с 1 сентября 2013 года увеличилось с 23 до 33 материалов (на 10 материалов), а количество поступивших материалов по ст. 12.26 КоАП увеличилось с 42 до 46 материалов (на 4 материала). Среди лиц, привлекаемых к административной ответственности по данным статьям, сохраняется тенденция отрицания факта употребления спиртных напитков, путем отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Подтверждается это тем, что за период с 1 сентября 2012 года по 31 мая 2013 года количество поступивших материалов по ст. 12.26 КоАП было на 19 материалов больше, чем по ст. 12.8 КоАП (ст. 12.8 – 23 материала; ст. 12.26 – 42 материала), за аналогичный период с 1 сентября 2013 года по 31 мая 2014 года количество поступивших материалов по данным правонарушениям также превышало, но уже на 13 материалов (ст. 12.8 КоАП – 33 материала; ст. 12.26 - 46 материалов) [4].

С 1 января 2015 года вступили в силу поправки, предусматривающие усиление санкции по ст. 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ). Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ УК РФ дополнен статьей 264.1, вступающей в силу с 1 июля 2015 г [5]. В соответствии со ст. 264.1 УК РФ предусматривается ответственность за управление автомобилем либо другим механическим транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортным средством, в состоянии опьянения. Общественная опасность указанного деяния усматривается в том, что лицо, лишенное права управления транспортным средством, изначально совершает умышленное противоправное деяние против общественной безопасности, находясь в состоянии опьянения. Учитывая, что такое деяние криминализируется впервые, предлагается наказывать штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Наряду с внесением изменений в УК РФ предлагается ряд мер, направленных на совершенствование норм административного законодательства, предусматривающих ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, а также за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В первую очередь предлагается повысить предельный размер административного штрафа налагаемого на лиц, совершивших административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 12.8 и 12.26 КоАП РФ до пятидесяти тысяч рублей с соответствующими изменениями в санкциях вышеназванных статей. Кроме того, предусматривается мера, призванная обеспечить дополнительные гарантии прав привлекаемых к административной ответственности, а именно установление обязанности использования специальных технических средств имеющих функции киносъемки и (или) видеозаписи при проведении процедур освидетельствования на состояние опьянения и при подтверждении необходимости применения таких мер обеспечения как отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В заключении хотелось бы отметить, что административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ, представляют собой серьезную опасность, поскольку связаны с использованием источников повышенной опасности и невыполнением при этом Правил дорожного движения. В связи с этим, при рассмотрении данных дел следует отметить повышенную необходимость полного и точного оформления административного материала со стороны соответствующих уполномоченных органов, а впоследствии максимально всестороннего исследования материалов дела судом при подготовке к судебному разбирательству, выяснение всех обстоятельств дела и вынесение постановления по существу дела в точном соблюдении требований КоАП РФ.

Читайте также

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. № 1. (ч.1). Ст. 1.
  2. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 1 (часть I). Ст. 81.
  3. http://www.gibdd.ru/about/social/road-safety (дата обращения 13.03.2015).
  4. Судебный участок № 3 Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края. Административные дела за 2012-2014 год.
  5. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 1 (часть I). Ст. 81.

Цитировать

Казанцева, О.Л. Некоторые вопросы административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные в состоянии опьянения / О.Л. Казанцева, А.В. Усолкин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3277 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться