Административная ответственность за административные правонарушения, связанные с оружием, в Российской Федерации

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 28
CC BY-NC

Аннотация

В статье исследуются особенности административной ответственности за административные правонарушения, связанные с оружием

Ключевые слова

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ОРУЖИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Текст научной работы

Любое оружие, а также предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, требуют пристального внимания со стороны государства по причине их высокой общественной опасности. Все процессы (производство, продажа, хранение, использование), связанные с ними, особо контролируются государством. Ознакомление граждан с ответственностью за административные правонарушения, связанные с использованием оружия и сходных с ним изделий, необходимо для повышения правовой культуры и уровня правосознания.

За правонарушения, связанные с оружием установлена как административная, так и уголовная ответственность. При этом в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. №5 отмечается, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и уголовного преступления, в связи с чем, необходимо разграничивать виды ответственности владельцев оружия [1]. При этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

Говоря об административной ответственности за правонарушения, связанные с оружием, необходимо определиться с понятием «оружие». Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» под оружием понимает «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов», а также закрепляет виды оружия: огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое, сигнальное и другое [2]. Под применением оружия или иных предметов в российской судебной практике понимаются «умышленные действия, направленные на использование лицом указанных предметов как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего, а также иные действия, свидетельствующие о намерении применить насилие посредством этого оружия или предметов, используемых в качестве оружия» [3].

Административная ответственность за административные правонарушения, связанные с оружием, закреплена в Кодексе РФ об административных правонарушениях РФ. Кодекс закрепляет следующие административные наказания за рассматриваемые правонарушения:

  1. административный штраф (ст. 20.8, ст. 20.9, ст. 20.10 и др.),
  2. конфискация оружия (ст. 20.12),
  3. конфискация оружия и патронов к нему (ст. 20.8, ч. 4.1, ст. 20.13, ч.1 и др.),
  4. конфискация пневматического оружия (ст. 20.10),
  5. конфискация орудий охоты (ст. 8.37),
  6. конфискацией приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст. 20.9),
  7. лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение ору­жия (ст. 20.8, ст. 20.12 и др.)
  8. лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет (ст. 8.37),
  9. дисквалификация должностных лиц .(ст. 20.8, ч. 3 и др.)
  10. административное приостановление деятельности юридических лиц (ст. 20.8, ч. 2 и др.) [4].

КоАП содержит целый ряд статей, предусматривающих административную ответственность за административные правонарушения, связанные с оружием.

Так, например, ст. 20.8 предусматривает ответственность для граждан за нарушение правил хранения, ношения и уничтожения оружия и патронов к нему. Примером нарушения правил хранения оружия и патронов к нему, влекущего административную ответственность по данной статье, может выступать отсутствие необходимых технических средств охраны (металлических шкафов, охранной сигнализации), хранение оружия вне сейфа и т.п. Под ношением оружия следует понимать его нахождение в одежде или непосредственно на теле лица, а равно переноску в сумке, портфеле и т.д. Нарушение правил ношения оружия может выражаться в отсутствии необходимых документов (документов, удостоверяющих личность гражданина, и выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение, либо ношение имеющегося оружия), в ношении оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий и т.д.

Ч. 1 ст. 20.11 предусматривает административную ответственность за нарушение сроков регистрации (перерегистрации) приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия, а также сроков постановки его на учет в органах внутренних дел при изменении гражданином места жительства. Оружие подлежит регистрации в органе внутренних дел по месту жительства в двухнедельный срок со дня их приобретения. Перерегистрация оружия проводится за три месяца до истечения срока действия лицензии либо разрешения. При перемене места жительства владелец зарегистрированного оружия обязан обратиться в орган внутренних дел с просьбой о снятии оружия с учета, указав адрес нового места жительства. По прибытии к новому месту жительства владелец оружия обязан в 10-дневный срок поставить на учет имеющееся у него оружие в соответствующем органе внутренних дел.

Правонарушения, предусмотренные ст. 20.12 "Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему", могут выражаться в действиях либо бездействии, нарушающих перечисленные правила: отсутствии необходимых пломб и печатей на заводской упаковке либо специальной таре, в которых транспортируются оружие и патроны к нему; транспортировании оружия без охраны, когда в соответствии с правилами наличие охраны обязательно; перевозке дымного пороха и изделий на его основе сверх допустимого веса и т.д. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» в почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах Российской Федерации, запрещены к пересылке огнестрельное, сигнальное, пневматическое, газовое оружие, боеприпасы, холодное оружие (включая метательное), электрошоковые устройства и искровые разрядники, а также основные части огнестрельного оружия [5].

Ст. 20.13 предусматривает административную ответственность за стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах (как в пределах, так и вне населенных пунктов), а также за стрельбу в отведенных для этого местах, но с нарушением установленных правил. Рассматриваемое правонарушение выражается в производстве выстрела из всех видов огнестрельного оружия, газовых пистолетов и револьверов, из пневматического, сигнального и других предназначенных для этого видов оружия. При этом любой из указанных видов оружия может явиться орудием совершения правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей, независимо от способа его изготовления, а также законности нахождения у правонарушителя. Стрельба вне населенных пунктов влечет административную ответственность по рассматриваемой статье, если при этом нарушаются общественный порядок и личная безопасность граждан либо создается непосредственная угроза такого нарушения (например, стрельба в пригородной зоне). Нарушением установленного порядка стрельбы является несоблюдение мер безопасности, например, открытие огня без команды руководителя стрельб, стрельба в опасных направлениях и т.д. Правонарушение считается оконченным с момента начала противоправных действий. Если же в результате стрельбы из оружия в не отведенных для этого местах наступают вредные последствия, такие действия должны квалифицироваться в зависимости от характера и тяжести последствий по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ.

Ст. 20.14 "Нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему" закрепляет в качестве административно наказуемого нарушение правил сертификации при производстве и обороте оружия и патронов к нему. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об оружии» обязательной сертификации подлежат все производимые на территории РФ, ввозимые на территорию РФ и вывозимые из РФ модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия. Данное правонарушение выражается в невыполнении указанного выше требования либо в его выполнении, но с нарушением установленного порядка сертификации оружия и патронов к нему. Следует отметить, что ответственность по данной статье наступает вне зависимости от наступления последствий.

Ст. 20.15 "Продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии" предусматривает административную ответственность за незаконную продажу указанных видов оружия.

Вышеупомянутый Федеральный закон «Об оружии» содержит нормы, предусматривающие ответственность за правонарушения, связанные с оружием. Так ст. 28 данного закона предусматривает, что «должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях». Это означает, что закон наделяет указанные должностные лица правом незамедлительного изъятия и уничтожения оружия, запрещённого к обороту, т.е. предназначенного к продаже или обмену на территории России.

На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что ответственность за правонарушения, связанные с оружием, урегулирована российским правом в достаточном объёме. Однако в законодательстве об оружии есть некоторые пробелы. Например, не оговорено правовое регулирование огнестрельного оружия, в конструкцию которого гражданами были самостоятельно внесены изменения, повышающие его боевые характеристики сверх допустимых ограничений. Кроме того, стремительный технический прогресс и стремящееся за ним технологическое совершенствование оружия требуют регулярного изменения и совершенствования правового регулирования данных правонарушений. Именно поэтому необходимо регулярное восполнение пробелов в праве о данных административных правонарушениях, зачастую влекущих за собой совершение преступлений.

Читайте также

Список литературы

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. №5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обо¬роте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» // Российская газета. 2002. 19 марта.
  2. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) // Российская газета. 1996. 18 декабря.
  3. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 15 ноября 2007 г. №45 «О судебной практике по уго¬ловным делам о хулиганстве и иных преступ¬лениях, совершенных из хулиганских побужде¬ний» // Российская газета. 2007. 21 ноября.
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  5. Федеральный закон от 17 июля 1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.

Цитировать

Казанцева, О.Л. Административная ответственность за административные правонарушения, связанные с оружием, в Российской Федерации / О.Л. Казанцева, И.В. Самусев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3278 (дата обращения: 23.05.2022).

Поделиться