Тенденции современного социально-экономического развития диктуют дальнейшее развитие образовательного процесса с позиций внедрения комплексного подхода к формированию творческой личности учителя и многофакторного характера ее развития.
Актуальность проблемы формирования конструктивных умений у студентов педагогического профиля гуманитарного вуза подтверждается изменением отношения в обществе к образованию, и, в частности, к подготовке педагога. В связи с чем требуется особое внимание к модернизации педагогических технологий, оптимизации взаимодействия всех участников педагогического процесса, к уровню повышения квалификации педагогических кадров с опорой на их педагогические способности и умения.
Цель статьи ориентирована на выявление форм и методов, способных сформировать конструктивные умения у студентов педагогического профиля в процессе профессиональной подготовки при обучении педагогике с целью развития их способности моделировать содержание обучения в будущей профессиональной деятельности.
Профессионально-педагогическая подготовка специалиста педагогического профиля в вузе требует особых подходов к освоению будущим учителем не только содержания науки, которую он будет преподавать, но и смысла воспитательной деятельности, которую он будет осуществлять в школе. Профессиональный аспект подготовки педагога получил освещение в фундаментальных исследованиях А.П. Азарова, Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Ипполитовой, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенина, М.Н. Скаткина, Л.Ф. Спирина, Н.Ф. Талызина, А.И. Щербакова и др. В их работах раскрыты особенности, структура и содержание педагогической деятельности.
Целью педагогической подготовки в вузе является развитие педагогической направленности личности студента и формирование его готовности к работе в учебно-воспитательных учреждениях. В современной психолого-педагогической науке ученые достаточно полно изучили педагогические, методические, дидактические основы формирования конструктивных умений у студентов как компонента педагогической деятельности. Вместе с тем, деятельность преподавателей различных специальностей имеет свою специфику, влияющую на сущность конструктивных умений и процесс их формирования. Анализ практики подготовки будущих учителей позволяет констатировать, что учебно-воспитательный процесс в вузе недостаточно эффективно способствует формированию конструктивных умений. В полной мере не исследованы и потому не используются возможности дисциплины «Педагогика» в этом направлении.
Однако, в русле профессиональной подготовки будущего учителя изучение педагогической теории и организация педагогической практики составляют относительно самостоятельные и автономные, но органически взаимосвязанные компоненты целостного образовательного процесса. Это единство обусловлено закономерностями профессиональной подготовки, поскольку усвоение теории является предпосылкой овладения студентами практическими действиями. А.И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские и ставит их в зависимость от видов выполняемых действий и предмета деятельности [3]. В соответствии с этой классификацией считаем, что у будущего учителя должны быть сформированы разнообразные умения, среди которых:
- аналитические, ориентированные на уже накопленный передовой опыт в этом виде деятельности, его анализ и осмысление;
- диагностические, способствующие эффективной организации и проведению воспитательной работы;
- прогностические, способствующие выстроить идеальную модель будущей деятельности, создать образ конечного результата этого процесса;
- информационные, дающие возможность профессионально передавать на новом информационном уровне специфические факты и явления и решать профессиональные задачи;
- конструктивные, требующие умений владеть критериями отбора фактов и явлений, специфических форм, методов, средств работы в этом направлении;
- организаторские, связанные с организацией деятельности учителя и учащихся и др.
В данной статье мы рассмотрим процесс формирования конструктивных умений у студентов педагогического профиля в процессе обучения педагогике.
Основная цель дисциплины «Педагогика» и составляющих ее разделов направлена на стимулирование потребностей в педагогическом самосовершенствовании, формирование у студентов профессионально-педагогической позиции, педагогических способностей и умений, готовности к ее проведению в будущей профессии [1].
Изучив уровень разработанности проблемы в теории и практике высшего педагогического образования, мы уточнили, что конструктивные умения специалиста педагогического профиля обеспечивают реализацию ряда тактических целей: структурирование преподаваемого курса, подбор конкретного содержания для специальный разделов, выбор форм проведения занятий и пр.
Профессиональная подготовка студентов предполагает наличие в вузе различных вариантов образовательных (учебных) программ, учебников, учебно-методических комплектов и дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, проводить постоянный систематический анализ и оценку способов разработки программного материала; использование разнообразных форм занятий, современных методов и технологий воспитания; особых требований к профессиональной подготовке и личности педагога.
Основным направлением совершенствования профессиональной подготовки студентов является актуализация ресурсных возможностей образовательного процесса высшего учебного заведения (дидактические формы, методы и средства обучения, способные моделировать предметное и социальное содержание профессиональной деятельности учителя, увеличение внеаудиторных форм работы, обогащение нормативных педагогических курсов соответствующим материалом, включение ряда спецкурсов, вооружение студентов опытом самостоятельной педагогической деятельности в процессе педагогической практики).
В процессе изучения педагогических дисциплин студента обучают умению отбирать, анализировать, синтезировать и конструировать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обученности и воспитанности учащихся; осуществлять дидактическую переработку материала науки в материал преподавания; преобразовывать учебный материал и неадаптированные тексты с учетом опыта школьников и в соответствии с конкретными дидактическими задачами урока, прогнозировать трудности и ошибки, с которыми могут встретиться учащиеся; педагогически обоснованно строить структуру урока.
Кроме этого студент приобретает навыки планирования работы с учащимися, чтобы осуществлять руководство и поддержку их деятельности, педагогически целесообразно определять поручения для отдельных учащихся и коллектива, менять их логику в соответствии с выдвигаемой целью воспитания; руководить процессом обучения, воспитания и развития школьников; педагогически целесообразно выбирать и обоснованно применять методы обучения и воспитания; стимулировать и организовывать разнообразные формы деятельности учащихся; управлять поведением, дисциплиной и активностью учащихся; владеть приемами и средствами педагогической техники в изменяющихся ситуациях [2].
В процессе изучения педагогических дисциплин студент знакомится с классификацией различных методов и форм воспитания, наиболее часто применяемыми педагогами в работе и осваивает их: а) методы – информационные, репродуктивные и проблемные и др.; б) формы – организационные, исследовательские, поисковые и др.
Опыт изучения практической педагогической деятельности показывает необходимость разработки специальных организационных форм деятельности по освоению студентами педагогического профиля конструктивными умениями, способствующими самостоятельной разработке программ и эффективных технологий воспитательной работы с учащимися школ. В воспитании детей, подростков и юношей решающее значение принадлежит рациональному выбору воспитательных форм, средств и приемов, чем и объясняется сложность самой науки педагогики. Приведем примеры.
При изучении разделов «Теория обучения» и «Теория и методика воспитания» студенты овладевают умениями организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях, и в ходе практических занятий им предлагается изучить учебный план общеобразовательного учреждения, ознакомится с учебными программами, учебниками и учебными пособиями, проанализировать их с целью выявить возможности использования различных видов воспитания (гражданского, поликультурного, патриотического, правового и др.) школьников в предметных областях и во внеучебной деятельности.
Мы особо отмечаем важную роль курса «Теория и методика воспитания», который нацелен на обеспечение единства теоретической и практической педагогической компетентности специалиста, способствует развитию широкой эрудиции студента по проблемам образования, создает условия для профессионального самоопределения и самореализации при формировании у студентов педагогических специальностей высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств.
Несомненно, студент обязан также научиться расширять правовое пространство школы (система формальных и неформальных норм и традиций), развивать школьное самоуправление, моделировать школьные институты демократии. В этом ему окажет неоценимую помощь изучение дисциплины «Управление образовательными системами».
В процессе изучения дисциплин «Педагогические технологии» и «Психолого-педагогический практикум» студенты смогут освоить основные формы и методы психолого-педагогической диагностики, анкетирование и тестирование, диагностику ученического коллектива, определение уровней воспитанности и социализированности учащихся, ознакомиться с методами изучения результатов и организации педагогического процесса, разработать собственный подход к созданию диагностического комплекса выявления сформированности у учащихся тех или иных умений и навыков.
Выбор методов и форм зависит не только от содержания дисциплин и конкретных условий, в которых протекает учебно-воспитательный процесс, а также от степени подготовленности педагога к данной работе. Среди наиболее приемлемых организационных методов и форм учебно-познавательной деятельности студентов на фоне создания атмосферы всеобщей работы, благоприятных условий для усвоения знаний и целостного развития личности студента мы выделяем:
- активные сравнительно новые и нетрадиционные методы и формы (моделирование, ролевые игры, микропреподавание, «мозговой штурм», диалоги, беседы);
- терминологическую практику, проектную деятельность и пр.;
- применение средств визуальной наглядности с помощью мультимедийных средств;
- организация общения с педагогической общественностью, ведущими специалистами в области педагогики в естественной педагогической среде;
- подготовка студентов к дебатам, круглым столам, «мозговым штурмам», инсценировкам, презентациям проектов, в процессе которых они приобретают опыт принятия профессиональных решений;
- использование фронтальных опросов студентами друг друга по проверке усвоенной основных понятий, парных проектов на заданную тему и др.
Среди всего разнообразия существующих в настоящее время методик проведения практических и семинарских занятий мы выделяем те из них, которые условно можно назвать тренирующими, инновационными, ориентированными на обучаемого. Их цель – активизация творческих способностей студентов, развитие конструктивных умений, потребностей у каждого обучаемого в самостоятельности и инициативе, индивидуальном профессиональном почерке. Например, использование педагогического проектирования, т.к. оно выступает как педагогическая деятельность, предопределяющая создание новых или преобразование имеющихся условий процесса воспитания и обучения. Оно позволяет создать образовательно-воспитательную среду, сформировать активную, самостоятельную и инициативную позицию будущего учителя путем вовлечения их в проектно-исследовательскую деятельность, развить конструктивные умения и навыки работы.
Ознакомление студентов с работой профессиональных коллективов, их лучшими представителями как на практике, так и через Интернет, участие в форумах для специалистов, в том числе интерактивных и дистанционных, где обсуждаются актуальные проблемы профессионального решения многих актуальных проблем, позволяют студенту ощутить все ключевые вопросы развития профессиональной деятельности. Сопричастность к обсуждениям, выработка своей позиции как будущего профессионала есть важнейший путь принятия целей и ценностей деятельности специалиста педагогического профиля, освоения конструктивными профессиональными умениями.
Введение исследовательских элементов в различные формы учебных занятий является в настоящее время эффективным путем преодоления известного противоречия между массовым характером подготовки в профессиональном образовании и индивидуальным подходом к освоению профессии.
Рефлексивное погружение студента в педагогическую профессию активизирует его субъектные качества, такие как инициативность, избирательность, самостоятельность, ответственность. Поэтому мы выделяем следующие виды воспитания, на которые следует обратить внимание при формировании конструктивных умений у будущего учителя:
- разностороннее личностное развитие, опирающееся на его способности и дарования, освоение базовых основ культуры;
- самоопределение, самообразование с твердыми и устойчивыми убеждениями, жизненной позицией;
- добровольность, стремление к самодеятельности и творчеству;
- коллективность, сотрудничество.
Таким образом, полноценное использование педагогического потенциала дисциплин образовательной области «Педагогика» создает прочную основу для формирования у будущих педагогов конструктивных умений, которые будут ими использованы в процессе профессиональной деятельности, которые необходимы для активного участия в будущей педагогической деятельности за счет использования в процессе профессиональной подготовки форм, методов и технологий, активизирующих эффективное формирование конструктивных умений специалистов педагогического профиля.