Подготовка будущих учителей к работе с родителями младших школьников

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются современные подходы к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов к работе с родителями младших школьников, обосновываются педагогические условия эффективности профессиональной подготовки бакалавров в педагогическом вузе.

Ключевые слова

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, РОДИТЕЛИ, СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ, БАКАЛАВР, БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Текст научной работы

Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы (в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, в Образовательных программах, в Законе образования), а также в трудах известных педагогов. Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя (классного руководителя) и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе, или только в семье. Она воспитывается одновременно и в школе, и в семье.

Поскольку семейное воспитание не всегда бывает последовательным и систематичным и часто характеризуется стихийностью и односторонним подходом, поэтому именно классный руководитель призван оказать семье действенную помощь в воспитании детей с учетом их возраста и особенностей условий семейного воспитания вообще и его состояния в конкретной семье.

Суть взаимодействия учителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. Характер взаимоотношений родителей и учителя нельзя представлять, как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).

Однако, отмечая достижения педагогических коллективов в сотрудничестве с семьей, следует обратить внимание на недостатки в этой работе, такие как недостаточно гармоничное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм; формальное отношение педагогов к взаимодействию с родителями из-за недооценки воспитательной роли семьи. Не секрет, что иногда классный руководитель проводит различные мероприятия при малой активности, низкой посещаемости родителей, их теоретической неподготовленности, что делает невозможным конкретизацию задач и методов воспитания детей. Причины этих недостатков различны: слабая подготовка педагогов для просвещения родителей, неумение находить соответствующие формы общения с родителями; отсутствие умений, необходимых в практической деятельности.

Важность данной проблемы подводит к необходимости подготовки специалистов, обладающих теоретическими и практическими умениями в работе с родителями.

На наш взгляд, результатом работы по подготовке к педагогической деятельности с родителями младших школьников являются сформированные у студента-выпускника компетенции, которые включают в себя когнитивную, операционно-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие.

В учебный план по направлению 050100 Педагогическое образование (профиль «Начальное образование») включена дисциплина «Взаимодействие с семьей», которая входит в дисциплины по выбору (3.5. «Классное руководство»).

В программное содержание учебной дисциплины «Взаимодействие с семьей» были внесены дополнения, отвечающие задачам формирования у студентов готовности к работе с родителями младших школьников.

Цель изучения дисциплины: сформировать целостное представление о сущности процесса взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся младших классов.

Задачи:

  • обеспечить подготовку к будущей профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования;
  • сформировать у студентов представления: об основных принципах, методах, формах работы учителя с родителями детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО; о структуре и содержании основных педагогических технологий семейного воспитания;
  • выработать навыки работы по оцениванию результатов внедрения инновационных технологий в практику педагогической деятельности учителя начальных классов.

Формирование когнитивной компетенции осуществлялось, в большей степени на лекционных занятиях по курсу «Взаимодействие с семьей». Перечислим некоторые важные темы лекций: «Функции семьи», «Типы семей», «Изучение семей школьников. Диагностика семьи», «Коллективные формы работы с семьей. Совместные праздники. Виды родительских собраний: 1-е собрание, организационное, тематическое»; «Групповые формы: консультации, работа с родительским активом»; «Индивидуальные формы: посещение семьи, изучение семейных традиций»; «Мониторинг воспитательного потенциала семьи»; «Разрешение конфликтов в семье»; «Педагогическое просвещение родителей»; «Этика общения с родителями»; «Выдающиеся педагоги о семейном воспитании».

Формирование этической, социальной и поведенческой компетенций, составляющих профессиональную подготовку будущих учителей к работе с родителями, реализовывалось на семинарских и практических занятиях по курсу «Взаимодействие с семьей». Так, студенты разрабатывали «Портфолио диагностических методов», «Педагогические рекомендации для родителей» (по актуальным проблемам семейного воспитания), конспекты и сценарии родительских собраний, в группах решали педагогические ситуации, составляли «План педагогического просвещения», конспектировали труды известных педагогов по проблемам семейного воспитания.

Одной из действенных форм работы на практических занятиях была организация самими студентами мастер-классов по проведению родительских собраний. На занятиях также организуются деловые игры, например: «Психологическое консультирование конфликтных семей», «Посещение семьи»; групповая работа по методу «6 шляп мышления» по теме «Изучение семейных традиций»; дискуссия по теме «Многодетные семьи: проблемы и перспективы»; мозговой штурм по проблеме «Типы неблагополучных семей»; коллективный тренинг по теме «Совместные праздники» и др.

Для формирования мотивационной компетенции у будущих учителей начальных классов перед началом активной практики для студентов 3 курса, обучающихся по направлению «Начальное образование», была организована встреча с лучшими учителями начальных классов города Глазова УР: Кутявиной С.В., Мартьяновой В.С. и Никифоровой В.В., которые поделились своим педагогическим опытом работы с родителями младших школьников. Педагогом МБОУ «Гимназия № 6» Ульяновой Н.С., кандидатом педагогических наук, был проведен мастер-класс «Формы взаимодействия семьи и школы», на котором были представлены нетрадиционные формы сотрудничества с родителями учащихся начальных классов: «Почтовый ящик» (письмо родителям, электронная переписка классного руководителя с родителями), «Родительский день», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», ролевые игры, тренинги, родительские конференции. Студенты задавали вопросы, которые волновали их перед приходом в школу: «Как преодолеть неуверенность и психологический барьер в общении с родителями?», «Какие формы сотрудничества наиболее эффективны в работе с семьей?», «Какие правила необходимо соблюдать, общаясь с молодыми и опытными родителями?» и др.

Важнейшим средством формирования операционно-технологической компетенции в профессиональной подготовке студента является его практическая составляющая, поскольку здесь синтезируются учебно-практическая и добровольческая деятельность. Она организуется в виде педагогической практики, которая включает в себя: ознакомительную (2 курс) и активную (3-5 курсы) в начальных классах, где студент выступает в качестве помощника учителя и выполняет необходимые задания и поручения. На ознакомительной практике студенты посещают родительские собрания, которые проводит классный руководитель; изучают документацию, которую ведет учитель (классный журнал, протоколы родительских собраний и др.). На активных видах практики (методической и стажерской) будущие учителя сами включаются в совместную деятельность школы с родителями младших школьников: посещают семьи, проводят консультации, читают лекции для родителей. Сценарии лекций на родительских собраниях практиканты представляют, как итоговую зачетную документацию.

Большое значение имеет организация научно-исследовательской деятельности студентов по проблемам взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся, которая пронизывает весь процесс обучения и реализуется в выполнении творческих заданий, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ. Приведем пример некоторых тем научных работ студентов: «Индивидуальная работа учителя начальных классов с родителями младших школьников», «Формы взаимодействия школы и семьи по сохранению здоровья детей младшего школьного возраста», «Условия эффективности метода убеждения в семейном воспитании младших школьников», «Сотрудничество семьи и школы в профилактике вредных привычек у младших школьников» и др.

С результатами исследования студенты выступают на научно-практических конференциях в институте, а также в школе на заседаниях методического объединения учителей начальной школы и родительских собраниях.

Таким образом, основными педагогическими условиями реализации разработанной нами системы подготовки будущих учителей начальных классов к работе с семьями школьников являются:

  • осознание студентами значимости работы с родителями младших школьников на уровне убеждения;
  • наличие у будущих учителей комплекса специальных знаний, умений и навыков работы с родителями младших школьников;
  • сформированные компетенции студента-выпускника, которые включают в себя когнитивную, операционно-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие;
  • гуманизация вузовского учебно-воспитательного процесса в плане совершенствования профессионально-педагогической готовности студентов к работе с родителями младших школьников;
  • непрерывность и систематичность включения студентов в работу с родителями младших школьников.

Читайте также

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.
  2. Бестужев-Лада И. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель – 1997. № 1. - С. 94.
  3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2002.
  4. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. //Начальная школа - 1999 - № 3. - С. 60.
  5. Дмитренко. Организация совместного досуга родителей и детей. //Начальная школа. - 1989. № 8. - С. 86.
  6. Манышева Г.В. Дни открытых дверей для родителей. //Начальная школа - 2000. - № 1. - С. 105.
  7. Маркова Г.П. У нас в классе настоящие родители. // Начальная школа - 1998. - № 5. - С. 89-91.
  8. Н.М. Метенова. Работа с родителями на современном этапе развития образования. //Начальная школа. - 2001. - № 8. - С. 57-69.
  9. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. - М., 2006
  10. Фридман Л. Школа и родители //Классный руководитель - 1998. - № 5. - С. 39.

Цитировать

Караваева, Г.В. Подготовка будущих учителей к работе с родителями младших школьников / Г.В. Караваева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3314 (дата обращения: 30.03.2023).

Поделиться