Адаптация новых сотрудников в организации

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В статье приводятся результаты проведенного учебного социологического опроса (исследования). Выявлено отношение к процессу трудовой адаптации сотрудников внутри организации, ее основные проблемы и пути их решения.

Ключевые слова

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ, АДАПТАЦИЯ, КОЛЛЕКТИВ, НОВЫЙ СОТРУДНИК, ПЕРСОНАЛ, СТРЕСС

Текст научной работы

Эффективная работа сотрудников во многом зависит от их адаптации на новом рабочем месте. Организация заинтересована в том, чтобы принятый сотрудник не увольнялся через несколько месяцев. Для этого нужна оптимизация трудовой адаптации работников.

Кибанов А.Я. определяет адаптацию как «взаимное приспособление работника и организации, основывающиеся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда».

В марте 2015г. нами проведено учебное социологическое исследование на тему «Адаптация новых сотрудников в организации». Объектом исследования стали сотрудники ресторана «Кружало» г. Якутска.

Ресторан работает с 2001г. Он имеет 4 уникальных зала, в которых можно провести свадьбы, банкеты, конференции, концерты, презентации или просто провести вечер в уютном месте. Штат ресторана насчитывает 18 сотрудников, также есть приходящие официанты для больших мероприятий.

В исследовании приняли участие 18 сотрудников ресторана, с которыми заключен договор найма. Из них 13 (72%) жен. и 5 (28%) муж. Из разного уровня должностей (заведующая, администраторы, повара, официанты, бармены, тех.персонал) и возраста.

Стаж работников составил: больше 6 месяцев — 10чел.(55%), 1-3 месяца — 5чел.(28%), нет еще месяца — 2чел. (11%), 6 месяцев — 1чел. (6%). 55% работают больше 6 месяцев это говорит о том, что коллектив более постоянен. 2 человека работают меньше 1 месяца, у них велика вероятность смены работы.

При устройстве на работу решающим фактором для большинства работников стало хорошая заработная плата — 7чел.(39%). Следующим фактором было расположение работы вблизи дома — 6 чел(33%). И не менее важным оказалось в том, что при устройстве они знали о хорошем коллективе в организации — 5 чел.(28%). Ответы составили более равные показатели, но все-таки главным фактором выявлено достойная заработная плата.

Самым трудным для респондентов было привыкание к новому месту работы — 13чел.(72%) и общение с новым коллективом — 5чел.(28%). Также был ответ общение с администрацией компании, но ни один из сотрудников не видел в этом трудности. Администрация в ресторане «Кружало» дружелюбна и отзывчива, это очень хороший показатель, ведь руководители организации играют очень важную роль в процессе адаптации.

Коллектив не разбит на группы и не превалируют споры, разногласия и непонимание. Отношения в коллективе положительное — 14чел.(78%) и нейтральное — 4чел.(22%). Нет отрицательных ответов, что говорит о дружественной атмосфере внутри коллектива.

Если в первые месяцы работы у работника возникала проблема, то он обращался: к руководителю — 8чел.(45%), к сотрудникам коллектива — 6чел.(33%), ни к кому — 4чел.(22%). В большинстве обращаются к руководителю, либо к сотрудникам. Это говорит о доверительных отношениях в организации. С новыми должностными обязанностями согласно анкетированию все опрошенные (100%) проходят в течении до 1месяца.

В процессе адаптации большинство сотрудников не испытывают стресс — 10 чел.(55%) и 8 чел.(45%) — испытывают, но редко. Это говорит, о стрессоустойчивости коллектива, что очень хорошо сказывается на процессе адаптации и эффективности в работе. По Табл.1. наглядно видно, что муж. почти не испытывают стресс, а жен. в 53% испытывают, но редко.

Таблица 1. Чувство стресса в процессе адаптации

Пол сотрудника

Испытываю, но редко

Не испытываю

Муж.

1 (20%)

4 (80%)

Жен.

7 (53%)

6 (47%)

В 15 вопросе анкеты надо было отметить характеристики присущие идеальной работе и выбрать не более трех ответов.

Из гистограммы (Рис.1) видно, что самые важные 3 характеристики:

  • Дружный и слаженный коллектив;
  • Социальные гарантии;
  • Достойная заработная плата.
Характеристики, присущие идеальной работе.
Рисунок 1. Характеристики, присущие идеальной работе.

Через 2 года 72% работников хотят остаться на своих местах, но с более высоким окладом в их числе все руководители, обслуживающий персонал и большинство поваров (4 чел. из 6). Одного повара устраивает его работа и з\п, а другому нужен карьерный рост. 16% хотят сменить место работы — тех.персонал. Причиной могла явиться сложность работы. Возможно нужно пересмотреть график работы или его объем.

Таким образом, общей проблемой процесса адаптации выявлено — привыкание к новому месту работы (72%) и общение с новым коллективом (28%). Для решения этих проблем рекомендуется:

  1. Проводить краткий welcome-тренинг (ознакомление со структурой ресторана, стратегией, основных принципах и т.д.);
  2. Прикреплять наставника (в настоящее время этим занимался администратор). Наставника из своего отдела, который бы знал все нюансы профессии и работы. Это также помогло бы вхождению в коллектив.

Читайте также

Список литературы

  1. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. М.: ИНФРА-М, 2009.
  2. Борисова У.С., Горохова Л.П. Анализ системы адаптации новых работников (на примере ООО Рекламно-издательского центра «Офсет») // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции (10 сентября 2014г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С.347-348.

Цитировать

Кычкина, Т.С. Адаптация новых сотрудников в организации / Т.С. Кычкина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3395 (дата обращения: 23.05.2022).

Поделиться