Эффективная работа сотрудников во многом зависит от их адаптации на новом рабочем месте. Организация заинтересована в том, чтобы принятый сотрудник не увольнялся через несколько месяцев. Для этого нужна оптимизация трудовой адаптации работников.
Кибанов А.Я. определяет адаптацию как «взаимное приспособление работника и организации, основывающиеся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда».
В марте 2015г. нами проведено учебное социологическое исследование на тему «Адаптация новых сотрудников в организации». Объектом исследования стали сотрудники ресторана «Кружало» г. Якутска.
Ресторан работает с 2001г. Он имеет 4 уникальных зала, в которых можно провести свадьбы, банкеты, конференции, концерты, презентации или просто провести вечер в уютном месте. Штат ресторана насчитывает 18 сотрудников, также есть приходящие официанты для больших мероприятий.
В исследовании приняли участие 18 сотрудников ресторана, с которыми заключен договор найма. Из них 13 (72%) жен. и 5 (28%) муж. Из разного уровня должностей (заведующая, администраторы, повара, официанты, бармены, тех.персонал) и возраста.
Стаж работников составил: больше 6 месяцев — 10чел.(55%), 1-3 месяца — 5чел.(28%), нет еще месяца — 2чел. (11%), 6 месяцев — 1чел. (6%). 55% работают больше 6 месяцев это говорит о том, что коллектив более постоянен. 2 человека работают меньше 1 месяца, у них велика вероятность смены работы.
При устройстве на работу решающим фактором для большинства работников стало хорошая заработная плата — 7чел.(39%). Следующим фактором было расположение работы вблизи дома — 6 чел(33%). И не менее важным оказалось в том, что при устройстве они знали о хорошем коллективе в организации — 5 чел.(28%). Ответы составили более равные показатели, но все-таки главным фактором выявлено достойная заработная плата.
Самым трудным для респондентов было привыкание к новому месту работы — 13чел.(72%) и общение с новым коллективом — 5чел.(28%). Также был ответ общение с администрацией компании, но ни один из сотрудников не видел в этом трудности. Администрация в ресторане «Кружало» дружелюбна и отзывчива, это очень хороший показатель, ведь руководители организации играют очень важную роль в процессе адаптации.
Коллектив не разбит на группы и не превалируют споры, разногласия и непонимание. Отношения в коллективе положительное — 14чел.(78%) и нейтральное — 4чел.(22%). Нет отрицательных ответов, что говорит о дружественной атмосфере внутри коллектива.
Если в первые месяцы работы у работника возникала проблема, то он обращался: к руководителю — 8чел.(45%), к сотрудникам коллектива — 6чел.(33%), ни к кому — 4чел.(22%). В большинстве обращаются к руководителю, либо к сотрудникам. Это говорит о доверительных отношениях в организации. С новыми должностными обязанностями согласно анкетированию все опрошенные (100%) проходят в течении до 1месяца.
В процессе адаптации большинство сотрудников не испытывают стресс — 10 чел.(55%) и 8 чел.(45%) — испытывают, но редко. Это говорит, о стрессоустойчивости коллектива, что очень хорошо сказывается на процессе адаптации и эффективности в работе. По Табл.1. наглядно видно, что муж. почти не испытывают стресс, а жен. в 53% испытывают, но редко.
Пол сотрудника | Испытываю, но редко | Не испытываю |
Муж. | 1 (20%) | 4 (80%) |
Жен. | 7 (53%) | 6 (47%) |
В 15 вопросе анкеты надо было отметить характеристики присущие идеальной работе и выбрать не более трех ответов.
Из гистограммы (Рис.1) видно, что самые важные 3 характеристики:
- Дружный и слаженный коллектив;
- Социальные гарантии;
- Достойная заработная плата.

Через 2 года 72% работников хотят остаться на своих местах, но с более высоким окладом в их числе все руководители, обслуживающий персонал и большинство поваров (4 чел. из 6). Одного повара устраивает его работа и з\п, а другому нужен карьерный рост. 16% хотят сменить место работы — тех.персонал. Причиной могла явиться сложность работы. Возможно нужно пересмотреть график работы или его объем.
Таким образом, общей проблемой процесса адаптации выявлено — привыкание к новому месту работы (72%) и общение с новым коллективом (28%). Для решения этих проблем рекомендуется:
- Проводить краткий welcome-тренинг (ознакомление со структурой ресторана, стратегией, основных принципах и т.д.);
- Прикреплять наставника (в настоящее время этим занимался администратор). Наставника из своего отдела, который бы знал все нюансы профессии и работы. Это также помогло бы вхождению в коллектив.