Адаптация новых сотрудников в организации

№32-2,

социологические науки

В статье приводятся результаты проведенного учебного социологического опроса (исследования). Выявлено отношение к процессу трудовой адаптации сотрудников внутри организации, ее основные проблемы и пути их решения.

Похожие материалы

Эффективная работа сотрудников во многом зависит от их адаптации на новом рабочем месте. Организация заинтересована в том, чтобы принятый сотрудник не увольнялся через несколько месяцев. Для этого нужна оптимизация трудовой адаптации работников.

Кибанов А.Я. определяет адаптацию как «взаимное приспособление работника и организации, основывающиеся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда».

В марте 2015г. нами проведено учебное социологическое исследование на тему «Адаптация новых сотрудников в организации». Объектом исследования стали сотрудники ресторана «Кружало» г. Якутска.

Ресторан работает с 2001г. Он имеет 4 уникальных зала, в которых можно провести свадьбы, банкеты, конференции, концерты, презентацииили просто провести вечер в уютном месте. Штат ресторана насчитывает 18 сотрудников, также есть приходящие официанты для больших мероприятий.

В исследовании приняли участие 18 сотрудников ресторана, с которыми заключен договор найма. Из них 13 (72%) жен. и 5 (28%) муж. Из разного уровня должностей (заведующая, администраторы, повара, официанты, бармены, тех.персонал) и возраста.

Стаж работников составил: больше 6 месяцев – 10чел.(55%), 1-3 месяца – 5чел.(28%), нет еще месяца – 2чел. (11%), 6 месяцев – 1чел. (6%). 55% работают больше 6 месяцев это говорит о том, что коллектив более постоянен. 2 человека работают меньше 1 месяца, у них велика вероятность смены работы.

При устройстве на работу решающим фактором для большинства работников стало хорошая заработная плата - 7чел.(39%). Следующим фактором было расположение работы вблизи дома – 6чел(33%). И не менее важным оказалось в том, что при устройстве они знали о хорошем коллективе в организации – 5чел.(28%). Ответы составили более равные показатели, но все-таки главным фактором выявлено достойная заработная плата.

Самым трудным для респондентов было привыкание к новому месту работы – 13чел.(72%) и общение с новым коллективом – 5чел.(28%). Также был ответ общение с администрацией компании, но ни один из сотрудников не видел в этом трудности. Администрация в ресторане «Кружало» дружелюбна и отзывчива, это очень хороший показатель, ведь руководители организации играют очень важную роль в процессе адаптации.

Коллектив не разбит на группы и не превалируют споры, разногласия и непонимание.Отношения в коллективе положительное – 14чел.(78%) и нейтральное – 4чел.(22%). Нет отрицательных ответов, что говорит о дружественной атмосфере внутри коллектива.

Если в первые месяцы работы у работника возникала проблема, то он обращался: к руководителю – 8чел.(45%), к сотрудникам коллектива – 6чел.(33%), ни к кому – 4чел.(22%). В большинстве обращаются к руководителю, либо к сотрудникам. Это говорит о доверительных отношениях в организации. С новыми должностными обязанностями согласно анкетированию все опрошенные (100%) проходят в течении до 1месяца.

В процессе адаптации большинство сотрудников не испытывают стресс – 10чел.(55%) и 8чел.(45%) – испытывают, но редко. Это говорит, о стрессоустойчивости коллектива, что очень хорошо сказывается на процессе адаптации и эффективности в работе. По Табл.1. наглядно видно, что муж. почти не испытывают стресс, а жен. в 53% испытывают, но редко.

Таблица 1. Чувство стресса в процессе адаптации

Пол сотрудника

Испытываю, но редко

Не испытываю

Муж.

1 (20%)

4 (80%)

Жен.

7 (53%)

6 (47%)

В 15 вопросе анкеты надо было отметить характеристики присущие идеальной работе и выбрать не более трех ответов.

Из гистограммы (Рис.1) видно, что самые важные 3 характеристики:

  • Дружный и слаженный коллектив
  • Социальные гарантии
  • Достойная заработная плата.

Характеристики, присущие идеальной работе.

Рис.1. Характеристики, присущие идеальной работе.

Через 2 года 72% работников хотят остаться на своих местах, но с более высоким окладом в их числе все руководители, обслуживающий персонал и большинство поваров (4чел. из 6). Одного повара устраивает его работа и з\п, а другому нужен карьерный рост. 16% хотят сменить место работы – тех.персонал. Причиной могла явиться сложность работы. Возможно нужно пересмотреть график работы или его объем.

Таким образом, общей проблемой процесса адаптации выявлено – привыкание к новому месту работы (72%) и общение с новым коллективом (28%). Для решения этих проблем рекомендуется:

  1. Проводить краткий welcome-тренинг (ознакомление со структурой ресторана, стратегией, основных принципах и т.д.);
  2. Прикреплять наставника (в настоящее время этим занимался администратор). Наставника из своего отдела, который бы знал все нюансы профессии и работы. Это также помогло бы вхождению в коллектив.

Список литературы

  1. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. М.: ИНФРА-М, 2009.
  2. Борисова У.С., Горохова Л.П. Анализ системы адаптации новых работников (на примере ООО Рекламно-издательского центра «Офсет») // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции (10 сентября 2014г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С.347-348.