Связи с общественностью в условиях кризиса в организации. Алгоритм взаимодействия с персоналом

NovaInfo 55, с.446-449, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье описаны характерные черты кризисной ситуации в организации, исследованы проблемы, с которыми сталкивается персонал организации при наступлении кризисной ситуации. Предложен набор мероприятий по работе с персоналом в условиях кризиса в организации.

Ключевые слова

ПЕРСОНАЛ, СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, КРИЗИС, АНТИКРИЗИСНЫЙ PR, ВНУТРЕННИЕ ГРУППЫ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Текст научной работы

Кризисные ситуации представляют собой несомненную угрозу для любой организации, поскольку наступление кризиса моментально сказывается на финансовом и экономическом положении компании, меняет имидж организации в глазах ее общественности, что пагубно влияет на репутацию предприятия в целом. В связи с этим становится очевидно, что проблема наступления кризиса в организации - это одно из основных направлений деятельности специалиста по связям с общественностью. Однако, когда кризис на предприятии уже наступил, зачастую не представляется возможным принять какие-либо действия для его устранения. Поэтому грамотные специалисты по связям с общественностью заранее готовятся к наступлению возможного кризиса. [1;3]

Практики в области связей с общественностью Дж. Уайт и Л. Мазур следующие характерные черты кризисной ситуации:

  • большая степень угрозы жизни, безопасности и самому существованию организации;
  • отсутствие времени: это значит, что принятие решения должно происходить намного быстрее, чем обычно;
  • стресс у тех людей, которые отвечают за менеджмент данной ситуации.[5]

При этом работа в условиях кризисной ситуации специалист по связям с общественностью ведет работу не только с внешними группами общественности, но и с внутренними, такими, как персонал.

При возникновении кризисной ситуации сотрудники предприятия испытывают следующие проблемы.

  1. Стресс. Нетиповая кризисная ситуация, как правило, вызывает стрессовую реакцию персонала компании, в виду того, что новизна, неясность происходящего и последующие риски (как для организации, так и для каждого сотрудника в частности) приводят к периоду временной растерянности. Для этого временного отрезка характерно зарождение всевозможных страхов и опасений, ведущих за собой появление слухов. Выделяют следующие виды стресса.
    • Информационный стресс испытывают лица, несущие большую ответственность за принимаемые ими управленческие решения и их последствия, когда в условиях информационных перегрузок и ограниченности времени они не в силах подобрать подходящий алгоритм работы.
    • Эмоциональный стресс обусловлен установлением угрозы физической безопасности человека (войны, аварии, катастрофы и т. д.), его экономическому благополучию, социальному статусу, межличностным отношениям (потеря работы, средств к существованию, семейные проблемы и т. д.).
  2. Чувство «осажденности» («кругом враги»). Возникает при наступлении внешних кризисных ситуаций, когда у сотрудников компании вследствие критики СМИ складывается впечатление, что все настроены против них. Так же может проявиться и во внутриколлективных разногласиях между персоналом организации. Обычно вызывает переход на пассивное поведение в стиле «мимикрируем под окружение».
  3. Паника. В условиях кризиса у сотрудников компании растет чувство паники, это может выражаться в распространении слухов о гибели фирмы, неявке сотрудников на рабочее место, торможении деятельности фирмы. Более того, паника «заразна». [1]
  4. Искаженное восприятие. Давид Майерс выделяет такие черты поведения, как самооправдение, формирование сотрудниками компании предубждений в пользу самих себя, что ведет к потере объективного восприятия картины сложившейся ситуации. [2]

Евгений Александрович Файншмидт предлагает следующий алгоритм мероприятий по взаимодействию с персоналом в условиях кризиса:

  1. Выработка ключевых сообщений о протекании кризиса в организации. Данные сообщения должны быть краткими, понятными и легко запоминающимися и имеют своей целью послужить своего рода обнадеживающими заявлениями. Например: "наша текущая деятельность не затронута происшедшим ", "мы были готовы к этому, все идет по плану".
  2. Установка прочных каналов коммуникаций между руководством компании и ее персоналом для своевременного предоставления информации о происходящем . Как известно, самые труднопереживаемое время кризиса – это первые 24 часа, поэтому крайне нежелательно, чтобы сотрудники черпали информацию о текущем кризисе в организации из СМИ.
  3. Поиск в штате организации двух типов сотрудников: "неофициальных пресс-секретарей" и «свободных орудий". Под «неофициальными пресс-секретарями» Е.А Файншмидт подразумевает таких сотрудников компании, которые находятся на хорошем счету у коллег и руководства, которые понимают, какую информацию стоит распространять, а какую –скрыть. Таких сотрудников информируют особенно тщательно, и они, в свою очередь, чувствуя информационную обеспеченность и заботу руководства, передают эти позитивные ощущения своим коллегам. «Свободные орудия» же -это антиподы «неофициальных пресс-секретарей», для них характерно создание и нагнетание слухов и инсинуаций. Политика взаимодействия с такого типа сотрудниками имеет два направления: «свободные орудия» получают более сглаженный вариант официальной информации, либо изолируются.
  4. Организация процесса управления слухами. Во-первый, помимо нисходящих каналов коммуникаций, специалист по связям с общественностью должен так же способствовать созданию восходящих каналов, для того, что бы сотрудники компании могли задавать интересующие их вопросы. Как правило, назначается сотрудник, неформальный лидер группы, который наделяется полномочиями отвечать на вопросы сотрудников от лица компании. Особенно важно сохранить анонимность автора вопросов для предотвращения возможных репрессий. [4]

Практика показывает, что успешное выполнение программы по внутренним коммуникациям эффективнее, чем большинство внешних коммуникаций, поэтому успешное преодоление кризиса в организации немыслимо без надлежащего информационного и организационного обеспечения внутренней среды компании.

Читайте также

Список литературы

  1. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. – М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1997
  2. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Питер Ком, 2002.
  3. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г. Г. Почепцов. –Москва : Рефл-бук: Ваклер, 2001.
  4. Файншмидт Е.А. Антикризисный PR. – М.: МЭСИ, 2013.
  5. White J., Mazur L. Strategic communications management. Making public relations work. - Wokingham etc., 1995.

Цитировать

Пундикова, Т.Н. Связи с общественностью в условиях кризиса в организации. Алгоритм взаимодействия с персоналом / Т.Н. Пундикова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 55. — С. 446-449. — URL: https://novainfo.ru/article/8774 (дата обращения: 04.02.2023).

Поделиться