Сегодня многие считают, что маркетинг — это только реклама и продажи. И это заблуждение неудивительно. Однако, как реклама, так и продажа являются составными частями маркетинга, но не характеризуют его в целом.
Маркетинг — это процесс установления и прогнозирования потребностей потенциальных покупателей, а также удовлетворение этих потребностей путем предложения соответствующих товаров и услуг.
В условиях кризиса, перед компаниями встает задача, если и не получения сверхприбыли, то, как минимум остаться на плаву. И чтобы суметь преодолеть кризисный период, компаниям необходимо подстраиваться под сложившуюся ситуацию на рынке.
Для компаний малого и среднего бизнеса можно выделить пять основных этапов антикризисного маркетинга:
Аудит маркетинговых целей
Во время кризиса необходимо сменить приоритеты. Если до кризиса цели компании были направлены на привлечение новых клиентов, расширение рынка, развитие новых каналов продаж и так далее, то в ситуации кризиса необходимо сконцентрироваться на новых целях:
- удержание уже существующих клиентов;
- повышение лояльности клиентов;
- повышение среднего чека;
- привлечение новых клиентов.
В кризисной ситуации необходимо постоянно мониторить потребности клиентов. Необходимо понимать, что кризис отражается не только на вас, но и на ваших потребителях. Соответственно, необходимо понимать, что требуется вашим клиентам в данный момент.
Аудит программ
Следующий шаг, который необходимо провести — это анализ ваших маркетинговых программ. Все программы, которые были проведены (и те, которые планируются к реализации) необходимо соотнести с воронкой продаж.

При составлении аудита программ следует задавать такие вопросы, как:
- Что компания делает в данный момент, чтобы привлечь в воронку больше клиентов?
- Что компания делает, чтобы увеличить конверсию возможных клиентов в реальных?
- Что компания делает, чтобы ускорить заключение сделки с клиентом?
После того, как будет проведен аудит, станет ясно, какие действия приносят наибольшую выгоду. На этих действиях и программах и стоит сосредоточиться.
Аудит инструментов
Еще один важный шаг, несколько схожий с предыдущим — аудит маркетинговых инструментов. Во время кризиса компания хочет сберечь свои деньги. Если до кризиса компании могли позволить себе высокобюджетные маркетинговые кампании, то в не совсем благоприятные времена стоит присмотреться к малобюджетным инструментам. Разберите такие инструменты, как вирусный маркетинг, storytelling (инструмент донесения информации с помощью рассказа историй, баек, метафор и тд), блоггинг (наиболее низкобюджетный вариант, но требующий определенных сил и времени, при правильном подходе может оказаться очень эффективным), интернет-маркетинг.
Проанализируйте и сравните различные инструменты (уже внедренные и потенциальные). На основе сравнения сделайте выводы и решите, какие инструменты работают наиболее удачно и при этом не требуют слишком крупных бюджетов.
Аудит бюджета
После того, как были пройдены все предыдущие шаги должно сложиться понимание целей, программ и инструментов маркетинга. На основе этих данных пересмотрите свой текущий бюджет, выделенный на маркетинговые кампании. Но стоит проявлять осторожность, чтобы сокращая бюджет не отказаться от какого-либо очень удачного инструмента.
Аудит команды
Если в компании есть отдел маркетинга, то стоит проанализировать данный отдел. Кризис требует перемен. Следует оставлять только лучших сотрудников. Тех, чьи результаты наиболее впечатляющие. Не стоит бояться увольнять работников. В компании, которая намерена преодолеть кризис должна быть сильная команда.
Выводы
В результате, после выполнения всех этапов, в компании должны произойти положительные изменения. Цели пересмотрены, в штате остались только лучшие маркетологи, бюджет компании и маркетинговые программы и инструменты оптимизированы. Все это поможет достичь намеченных целей, сохранить компанию и преодолеть неблагоприятные времена.