Противодействие коррупционным преступлениям в системе ФСИН России (уголовно-правовые аспекты)

NovaInfo 34
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В статье показаны правовые основы противодействия коррупции в системе Федеральной службы исполнения наказаний России. Дана уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ФСИН России

Ключевые слова

ПОЛУЧЕНИЕ И ДАЧА ВЗЯТКИ, ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО, ФСИН РОССИИ, КОРРУПЦИЯ, КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ

Текст научной работы

Коррупция стоит в ряду наиболее опасных угроз для нашего государства и причиняет огромный ущерб, как правам отдельных граждан, так и интересам общества в целом, авторитету государства, дееспособности механизма социального управления. В меморандуме форума большой восьмерки (включающей ведущие страны мира) от 16 июля 2006 г. констатируется существование взаимосвязи между коррупцией и неэффективным государственным управлением. Масштабная коррупция среди руководящих работников высокого уровня в исполнительной, судебной и законодательной ветвях власти может оказывать разрушительное влияние на демократию, принципы верховенства закона и социально-экономическое развитие. Коррупция способствует распространению организованной преступности и терроризма, подрывает доверие общества к правительству и дестабилизирует экономику. Коррупция среди государственных чиновников может препятствовать иностранным инвестициям, сдерживать экономический рост и устойчивое развитие и расшатывать устои правовой и судебной систем. Коррупция напрямую и наиболее тяжело сказывается, прежде всего, на малоимущих слоях населения.

Коррупция нередко становится предпосылкой для распространения общеуголовной преступности. Бесконтрольность деятельности людей, коррупция в государственном аппарате, слабость правоохранительных органов определяют условия для реализации преступных элементов, а это в свою очередь ведет к росту преступности. Практически во всех современных проявлениях организованной преступности есть коррупционная составляющая, выступающая в ней в качестве вспомогательного элемента. Необходимо отметить, что деятельность организованных преступных групп по предоставлению запрещенных законом товаров и услуг требует значительной степени кооперации и организации. Как и любая коммерческая деятельность, преступный бизнес требует предпринимательских навыков, профессионализма в конкретной области и умения координировать свои вспомогательные акции, призванные содействовать ведению дела. К их числу относятся самые различные средства - от выплаты взяток должностным лицам правоохранительных органов до проникновения или внедрения своих людей в политические структуры.

Беспрецедентные масштабы взяточничества оказывают крайне разрушительное влияние на моральное здоровье нации, формируют негативный образ государственного служащего, порождают у граждан уверенность в продажности публичной власти. В связи с этим особенно неуместными выглядят попытки нивелировать общественную опасность взяточничества, декриминализировать отдельные его виды, понятие «взятка» подменить «обычной человеческой благодарностью».

За 2014 г. органами МВД РФ зарегистрировано 32204 преступления коррупционной направленности. Несмотря на некоторое снижение по сравнению с 2013 г. (на 24,6%) эта цифра остается весьма высокой. Причем большинство таких преступлений остаются не выявленными вследствие высокой степени латентности, что отражается на результативности оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер по их выявлению, документированию и расследованию.

Ответственность сотрудников, исполняющих лишение свободы, к настоящему времени является одним из наименее исследованных вопросов в деятельности уголовно-исполнительной системы. Между тем, как ответственность является важным и потому неотъемлемым элементом правового положения. С одной стороны, она определяет границы правомерного и неправомерного в уголовно-исполнительной деятельности, а с другой – служит надежным средством обеспечения надлежащего несения службы, соблюдения служебной дисциплины и законности, что является одним из основополагающих принципов исполнения наказаний, вытекающим как из российского законодательства, так и международно-правовых соглашений.

В 2014 году подразделениями собственной безопасности ФСИН России совместно с другими службами и правоохранительными органами возбуждено более 350 уголовных дел в отношении сотрудников УИС, из них 243 уголовных дела коррупционной направленности. В частности, 20 уголовных дел было связано со злоупотреблениями должностными полномочиями, 39 – с превышением должностных полномочий, 148 – с получением взяток, 28 – с хищением чужого имущества путем мошенничества. По мнению представителя управления собственной безопасности ФСИН России, самым эффективным способом противодействия коррупции остается профилактическая работа с сотрудниками УИС и, в первую очередь, с курсантами ведомственных вузов.

Законодательством Российской Федерации до сих пор не устранены коллизии между нормами уголовного законодательства и нормами иных отраслей права. Так, остаются противоречия в части уголовно-наказуемого размера получения имущества в качестве дара за служебную деятельность лица между ст. 290 УК, устанавливающей уголовную ответственность за получение взятки, и гражданско-правовой нормой (ст. 575 ГК).

Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 575 ГК РФ: «допускается дарение обычных подарков лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей». Правда в ч. 2 той же статьи уточняется, что: «запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный "пунктом 1" настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность».

Между тем, ст. 290 УК РФ вообще не конкретизирует размер уголовно-наказуемой взятки. Кстати, Верховный Суд России предлагает приравнять к взятке даже простую человеческую благодарность чиновнику, выраженную в платной форме. В Постановлении Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам о взяточничестве и иных коррупционных преступлениях» от 9 июля 2013 г. № 24 разъясняется, что если чиновник по долгу службы сделал доброе дело, это не повод давать ему взятку. Как сказано в постановлении: «Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя... а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки». Иными словами, неважно, вручены деньги до или после того, как выполнено действие. И не имеет значения, договаривались гражданин и чиновник заранее о цене вопроса, или она возникла спонтанно. Ответственность наступает в любом случае, так как под статью попадают и те, кто дает, и те, кто берет.

Под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).

Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и т.д.

При этом получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифицироваться по статье 290 УК РФ. В этих случаях склонение должностного лица к совершению незаконных действий (бездействию) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий).

Предметом взяточничества (статьи 290, 291 и 2911 УК РФ) наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Переданное в качестве взятки имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

Получение и дача взятки, посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

Если условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное квалифицируется как покушение на дачу либо получение взятки, на посредничество во взяточничестве.

Получение или дача взятки, в том числе через посредника, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом.

Обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.

Если при этом иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по независящим от них обстоятельствам, содеянное квалифицируется как приготовление к даче взятки (часть 1 статьи 30 и соответственно части 3 - 5 статьи 291 УК РФ) или к получению взятки (часть 1 статьи 30 и соответственно части 2 - 6 статьи 290 УК РФ).

Если общая стоимость полученных должностным лицом денег, имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера превышает двадцать пять тысяч рублей, сто пятьдесят тысяч рублей либо один миллион рублей, то содеянное может быть квалифицировано как получение взятки соответственно в значительном, крупном либо особо крупном размере лишь в том случае, когда принятие всех ценностей представляло собой эпизоды единого продолжаемого преступления.

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника, лиц, принявших или передавших предмет коммерческого подкупа), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки.

В настоящее время вырабатываются и получают апробацию новые подходы к противодействию коррупционным преступлениям. В частности, правоохранительные органы осуществляют использование оперативных разработок, посредством проведения оперативного эксперимента с участием оперативного работника непосредственно передающего деньги должностному лицу. Данная практика выявления и документирования фактов взяточничества стала возможна благодаря тесному взаимодействию с прокуратурой, координирующей подготовку и проведение оперативного эксперимента.

Ну и напоследок о санкциях. В настоящее время в УК РФ введена кратность штрафа сумме взятки. С учетом этого простой состав взятки наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки. Для сравнения, за взятку, совершенную в особо крупном размере (т.е. свыше 1 миллиона рублей) следует наказание в виде: штрафа в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Читайте также

Цитировать

Дворянсков, И.В. Противодействие коррупционным преступлениям в системе ФСИН России (уголовно-правовые аспекты) / И.В. Дворянсков. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3580 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться