Социальное неравенство в сфере медицины в РФ

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 24
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема социального неравенства в сфере медицины в России. Представлены две стратификационные системы, описывающие текущую ситуацию в стране. В основе первой лежит неравенство между пациентом и врачом в области знаний; в основе второй – между пациентами, учитывая их социальный статус и капитал

Ключевые слова

СФЕРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СТРАТИФИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА, СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО, СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Текст научной работы

Современное российское общество испытывает изменения в своей структурной организации. Одной из основных проблем жёсткого расслоения общества является социальное неравенство. Как известно, государство выступает в качестве гаранта равных прав и возможностей каждому из своих граждан. Это так же касается сферы здравоохранения. А ведь для каждого человека здоровье воспринимается в качестве одной из основных важных ценностей. Не смотря на это, неравенство сохраняется. Виной тому такие факторы, как уровень жизни, образования, социальной среды, типа занятости, социально-экономических условий, степени ответственности, которые влияют как на заболеваемость индивида и приобретение им недугов, так и на сохранение здоровья и возможности его лечения. Социальный статус пациента имеет основное значение при равных условиях обращения к специалисту и равных возможностях диагностирования заболеваний и их лечения.

Российский социолог Т.И. Заславская выделяет на данный момент времени две действующие и относительно независимые стратификационные системы [1]. Первая называется сословно-корпоративной системой ролей и статусов в государственном секторе, которая основана на социальном разделении общества, трактуемой традиционными институтами, под которыми понимаются исторически сложившиеся отличия между городом и селом, городами малой и средней величины, отраслями экономики, разными регионами страны, уровнями должностной иерархии. Вторая – система стратификации, создающаяся в частном секторе, базисом которой являются позиции субъектов на рынке труда и в структуре отношений собственности. Система существующих страт фактически не может включить в себя значительную часть граждан благодаря их неустойчивости и неопределённости их статуса, что является барьером однозначного отнесения их к какой-нибудь из социальных стратификации.

Приведённая выше дифференциация стратификационных систем социального неравенства Т.И. Заславской может быть плодотворно использована для описания проблемы неравенства в сфере здравоохранения в современной России. Это и является главным предметом обсуждения данной статьи.

Американский социолог-теоретик Т. Парсонс расценивал взаимодействие пациента и врача, как связь между пассивным незнающим пациентом и специалистом [2]. Такое взаимоотношение характерно первому типу – сословно‑корпоративной системе стратификации, повествуемой Т.И. Заславской. Собственно, данный тип взаимодействия между пациентом и врачом, который берёт своё начало из здравоохранительной сферы СССР, оказался в действительности наиболее адаптированным в современной России.

Российский демограф и экономист А.Г. Вишневский, указывая на борьбу таких стран, как СССР, Япония, Франция, Германия, США и других за увеличение продолжительности жизни в середине XX века, заявляет об успешных решениях проблемы неравенства вследствие определённой стратегии борьбы за жизнь и здоровье человека, при которой власть обеспечивает потребности граждан, а в обмен на это диктует им модель поведения как публичного, так и частного [3]. Её основой являются массовые профилактические мероприятия, не требующие ответственности от индивида и его самостоятельной активности. В 60-е годы прошлого века вышеуказанная стратегия перестала быть актуальной для богатых и развитых стран, вследствие этого наступил новый период, названный «вторым эпидемиологическим переходом», где заболевания инфекционного происхождения стали центром медицинского исследования. Для борьбы с болезнями сердечно-сосудистой системы и онкологическими заболеваниями была разработана новая стратегия и новый тип профилактики. В основе этой стратегии лежал ответственный подход к контролю своего здоровья, который человек сознательно должен осуществлять. На здравоохранение в вышеперечисленных государствах, кроме СССР, выделялись не малые средства.

В СССР ситуация сложилась по другому сценарию: он не смог реализовать «второй эпидемиологический переход». На основании этого показатели продолжительности жизни в рассматриваемый период времени не только оказались намного ниже западных, но и продолжали снижаться. Становится очевидным суждение А.Г. Вишневского о том, что растущее отставание СССР в 1980-х годах от мировых лидеров в борьбе за продолжительность жизни – не является случайным [3]. Это вызвано глубоким кризисом сферы здравоохранения из-за устоявшихся в ней консервативных принципов социального взаимодействия. Именно эта уравнительно-патерналистская система послужила преградой в борьбе за сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни.

Типичное для данной системы недоверие к врачу влечёт за собой такие альтернативные стратегии лечения, как обращение к нетрадиционной медицине, самолечение, а так же использование личных связей. Возможными причинами проблемы недоверия к доктору, помимо прочего, являются нежелание оформлять больничный лист и трата денег на приобретение лекарств. В современном мире, когда работодатель экономит время и средства на лечение сотрудников, обращаются к доктору только в ситуациях, которые могут повлечь за собой серьёзные последствия. Незначительные и всем знакомые симптомы нездоровья такие, как боль в горле, насморк, высокая температура, головная боль и другие, люди пытаются вылечить, прибегая к методам нетрадиционной медицины вместо того, чтобы обратиться за помощью к профессионалам. Обычно это происходит в тех случаях, когда пациенту рекомендуют пройти несколько дорогостоящих обследований, либо прописывают определённые лекарственные препараты. Не исключено также, что, у слабо образованной части населения преобладают стереотипы сознания, наблюдаемые в категориях «моральной экономии». Согласно им, эксперт-профессионал, зарабатывающий умственным трудом, принимает вид обманщика, который, пользуясь своими экспертными знаниями, разоряет людей. Напомним, что в данном контексте говорится не только о платных медицинских услугах, но и о государственных медицинских учреждениях.

Позитивные результаты профилактики и лечения болезней, поддержке здоровья, определённо зависят как от институтов здравоохранения, так и от качества образования пациента, его обобщённых знаний о медицине и понимания важности обследований. В наше время, любой человек, который нуждается в медицинской помощи, имеет возможность воспользоваться всевозможными системами массовой информации, например, интернетом, для получения необходимой информации, которой владеет любой врач-эксперт. Полученная информация может помочь развитию взаимоотношений пациента и доктора, а так же повлиять на этапы лечения и обследование. Теперь ситуация такова, что, благодаря осведомлённости, пациента можно назвать «экспертом повседневности», который способен без лишних слов описать свои симптомы врачу, который, в свою очередь, является экспертом-профессионалом, эффективно применяющим свои профессиональные навыки на практике. Этот образец взаимодействия пациента и доктора является примером второй формы социальной стратификации, предоставленной Т.И. Заславской, которая свойственна современным обществам, базирующимся на рыночных отношениях, а не на предложенных социальных статусах. В области здравоохранения это отражается в самостоятельности пациента сделать выбор в пользу какого-либо медицинского учреждения и врача, что, в свою очередь, создаст согласованные отношения и умение договариваться врача с пациентом с одной стороны, но с другой стороны, дифференциацию пациентов, обращающихся в разные медицинские учреждения, тем самым закрепляя социальное неравенство между ними.

Как мы видим, существующая сфера здравоохранения показывает непростую систему неравенства не только между врачами и пациентами, но и между пациентами, имеющими разный социальный статус, ввиду того, что две стратификационные системы Т.И. Заславской непосредственно находятся в одной среде. На наш взгляд, высокая информированность пациента позволяет создать согласованные отношения с врачом, что прямым образом влияет на качество профилактики и лечения заболеваний. Низкий социальный статус ограничивает возможности выбора в сторону государственной медицины. Это связано с уменьшением денежных затрат, с возникновением ложных убеждений по поводу частных медицинских услуг; является предпосылкой увеличения негативного опыта при взаимодействии со сферой здравоохранения; мешает образованию личных социальных сетей альтернативного (неофициального) консультирования по вопросам здоровья. Таким образом, неравенство в доступе к медицинским услугам не исходит из неравенства в системе здравоохранения, и различие социального статуса пациентов устанавливает разные позиции по отношению к здоровью, которые закрепляют неравенство в поддержке здоровья граждан.

Читайте также

Список литературы

  1. Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации : учеб. пособие / Т. И. Заславская. – М. : Дело, 2004. – с. 400
  2. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы / Т. Парсонс, Р. К. Мертон, Л. Брум, Л. С. Котрелл (ред.). — М.: Прогресс, 1965. — с.25-67.
  3. Вишневский А. Г. Серп и рубль: консервативная модернизация в СССР / А. Г. Вишневский. – М. : ОГИ, 1998. – с. 432
  4. Герасимова М. Статус пациентки и гендер врача в медицинском взаимодействии / М. Герасимова // Здоровье и интимная жизнь: социологические подходы : сб. ст. / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб. : Изд-во Европейского ун-та, 2011. с. 102—128.
  5. Нарская Н.В. Здоровье и социальное неравенство в РФ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2014. – № 1. – с. 97-99.

Цитировать

Грищенко, И.Н. Социальное неравенство в сфере медицины в РФ / И.Н. Грищенко, А.А. Туманов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3599 (дата обращения: 28.09.2022).

Поделиться