Особенности спортивной интернет-журналистики (на примере новостных сайтов Рунета)

№34-1,

филологические науки

В статье рассматривается развитие спортивной интернет-журналистки в России. Авторы обращают внимание на особенности функционирования интернет-версий печатных газет, блогов, форумов, порталов, посвященных спорту, и их взаимодействие с аудиторией.

Похожие материалы

По сути, отправной точкой спортивного Рунета принято считать 1 декабря 1998 года, когда был запущен интернет-портал sports.ru. Однако и ранее существовали проявления спортивного Рунета – форумы футбольных болельщиков. Например, в 1993 году в сети FIDO в иерархии RU.SPORT появилась конференция, посвященная только футболу. Болельщики ЦСКА, «Спартака» и других клубов устраивали там ожесточенные споры на тему: кто в футболе всех главнее?

В истории России с восемнадцатого века всегда было два центра: Москва и Санкт-Петербург. Также случилось и тут. В 1997 году в Санкт-Петербурге появилась дочерняя конференция SPB.SPORT.FANS. Отсутствие конкуренции привело к возникновению доверительной и дружеской атмосферы. Кроме обсуждений и дискуссий, ребята часто встречались, в выходные дни играли в футбол. По словам одного из участников событий тех времен Р. Нестеренко, самым запоминающимся впечатлением для «компьютерных мальчиков» из FIDO стали первые отчеты о выездных играх любимой команды.

Далее хронология была такой: 6 февраля 1997 года открылась знаменитая «ВВ» – гостевая книга болельщиков «Спартака», 1 октября аналогичный ресурс под названием «Пески» появился и у фанатов «ЦСКА».

Старт настоящей спортивной интернет-журналистики пришелся на 1998 год. Именно тогда был запущен уникальный проект – сайт «Спорт Сегодня», который и сейчас является одним из лидеров данного сегмента медиарынка. О том, как он создавался, пишет родоначальник проекта С. Гридасов: «Осенью 98-го все происходящее казалось легким, сумасшедшим и естественным, как провал в кроличью нору. Базовой идеей стало сделать русский вариант сайта ESPN – с оперативными новостями со всего мира и качественными журналистскими текстами. Тогда, напомню, домашний Интернет был огромной редкостью, да и на работе он имелся далеко не у всех, „Спорт-экспресс” еще не имел своего сайта, не существовали ни Газета.ру, ни Лента.ру, так что летели, как хотели. Собрались трое – безработный спортивный журналист, безработный спортивный маркетолог и разорившийся торговец компьютерами – и каким-то образом уговорили столичные власти (ходили даже к вице-мэру Шанцеву) создать Союз спортивных журналистов Москвы. Это дало нам официальные корочки и бесплатный кабинет в Домжуре на Никитском бульваре» [4].

Затем, по словам С. Гридасова, уговорили крупнейшего на тот момент российского провайдера «Демос» бесплатно выдать на полгода двести домашних доступов в Интернет для спортивных журналистов. По цене этот подарок сейчас приравнивается примерно к двумстам служебным автомобилям.

Компания «Город-Инфо» взялась за разработку движка, и 1 декабря 1998 года заработал sports.ru – первая частная интернет-газета с ежедневно обновляемой лентой новостей. Уже в первый день работы sports.ru на нем начали вести блоги лучшие журналисты страны (тогда их по-газетному называли «колонками»).

Портал, даже после продажи его С. Гридасовым, остался лидером. В 2006 году новый главный редактор Д. Навоша запустил «Трибуну», на которой любой желающий и сейчас может завести свой блог.

Далее обратимся к сайтам телеканалов и газет. Первым свой портал из газетного мира открыл «Советский спорт». Контент портала был многообразным: от онлайн-трансляций до конкурсов красоты. Главным редактором тогда был А. Козлов, поэтому сайт стал своего рода творческой площадкой для реализации его идей. Позднее, при Коце, все систематизировалось, эксперименты прекратились, сайт стал публиковать свежие новости и тексты, которые затем появлялись в газете.

У «Спорт-Экспресса» была своя колея развития, вот что писал главред «СЭФ» К. Клещев в 1999 году: «У нашего издания четыре зеркала. Первое это газета, которая отслеживает спортивные события ежедневно. Второе: журнал, делающий это еженедельно. Третье: воскресное приложение, освещающее события вокруг спорта. Четвертое: футбольный еженедельниик, рассказывающий о спорте № 1» [1].

Портал же отодвигался на задний план и был запущен в апреле 1999 года. Там проводились опросы, был чат для болельщиков, но все же должного внимания порталу не уделялось. В 2001 году, наоборот, из-за урезания финансирования ударились в другую крайность: закрыли все приложения и сформировали отдельную редакцию для портала. Долгое время такая система работала, потом были сделаны изменения, о которых речь пойдет далее.

Сайты спортивных телеканалов «7ТВ» и «Спорт», соответственно, предлагали архив передач, позже и трансляций, а на сайте «7ТВ» проводились видеоконференции со звездами спорта и викторины.

Сайт радио «Спорт» предлагал своим посетителям прослушивать эфиры в режиме онлайн, а также общаться с любимыми радиоведущими. К примеру, там довольно активно вели блог ди-джеи утреннего шоу «Радиорубка» Д. Иевлев и Ю. Радао. Ежедневно публиковалась сетка вещания станции, анонсировались различные флешмобы. Сейчас к анонсам добавился архив эфиров, прямая видеотрансляция из студии и новости со спортивных площадок, но в целом сайт не привлекает внимания.

Далее остановимся на таком уникальном явлении как «Чемпионат.ком», признанным лучшим спортивным сайтом 2013 года. Основатель портала Д. Сергеев рассказывает: «Первоначально я делал проект, не имея четкого бизнес-плана, точнее – имея его лишь в голове. В первую очередь я хотел сделать проект для людей, и именно поэтому люди на этот проект пошли. Три раза я пытался запустить Чемпионат.ру. На третий раз … мы договорились с несколькими аутсорсерами и начали. Мы открылись 11 марта 2005 года…» Первое время на сайт не обращали особого внимания. Но основательная подготовка к чемпионату мира по футболу 2006 года позволила организаторам сформировать свою, большую аудиторию. После этого они уже не стали ограничиваться перепечаткой чужих новостей и стали активно пополнять штат собственных авторов. Специалисты также начали переводить новости зарубежных новостных источников. Уникальным отличием «Чемпионат.ком» от остальных похожих проектов на тот момент стало наличие базы спортивной статистики» [2, с. 2].

Далее появились блоги, известный главный редактор А. Шмурнов, приведший за собой И. Рабинера, проект «Фанат», на котором за определенную плату можно наблюдать все матчи РФПЛ, и много чего еще.

Однако 1 сентября 2006 года на портале произошла мини-революция. Эпоха Шмурнова-Рабинера закончилась, место главного редактора занял талантливый журналист Самвел Авакян. Перемены, по мнению известного телекомментатора И. Казакова, пошли на пользу, ибо теперь «Чемпионат» воспринимается как полноценное СМИ. Упор делается на взращивание своих журналистов, под руководством звезд профессии: Слюсаренко, Генича, Россошика, до недавнего времени Мельникова. Вектор задан верный, и именно поэтому «Чемпионат» получил столь почетную награду.

Открыл новый 2007 год в мире спортивных интернет-СМИ проект от ВГТРК спортивный медиа-портал «Sportbox.ru». 16 мая, набрав в адресной строке «news.sporbox.ru», можно было попасть на приятно оформленный информационный спортивный портал. С первых дней и до настоящего момента на сайте заложены такие ресурсы, как: новости, трансляции, видео. Сегодня это количество ресурсов приумножено в несколько раз. «SportBox» включает в себя: новостную ленту, в том числе аналитику, видеопортал, вмещает доступ к значительному архиву и онлайн-трансляциям, спортивную статистику, блоги, конкурсы, фотогалереи и социальную сеть, с 2013 года в партнерстве с «Russia Sport». Портал опирается на все указанные в статье К.В.Дементьевой [3] принципы подготовки и подачи информации, привлекая внимание аудитории.

Вспоминая первые шаги портала, рассказывает бывший главный редактор Константин Клещев: «Теплой майской ночью 2007 года технический директор Олег Дегтярев условно нажал какую-то кнопку, и в Рунете появился новый спортивный ресурс – Sportbox.ru. И вот прошло семь лет с того момента, когда на наш сайт зашел первый посетитель. К числу «родителей» Sportbox.ru, а также тех, кто за семь лет уверенно поставил его на ноги, научил «бегать и летать», можно отнести более сотни человек. Кто-то ушел с портала за эти годы, кто-то влился в нашу команду. Кого-то из них вы постоянно видите в кадре, как, например, нашего эксперта Александра Бубнова. Других знаете по имени или подписи под материалами, как обозревателя Андрея Колесникова. А кто-то стоит за не всегда сухими цифрами результатов, как руководитель отдела статистики и активный блогер Игорь Тимашев. Жаль, но мало кто из миллионов посетителей портала знает в лицо Владимира Копестеринского, который на портале отвечает за весь мультимедийный контент…» [1]

В списке самых главных преимуществ данного медиа-портала является то, что «Sportbox.ru» – первый интернет-портал в Рунете, который начал лицензионные прямые видеотрансляции спортивных событий, матчей и интерактивные передачи с комментариями спортсменов, тренеров и специалистов. Среди прямых видеотрансляций в недавнем времени были такие, как полный сезон Английской Футбольной Премьер-Лиги, Формулы-1, Кубка Конфедераций-2013, а также Олимпийские игры в Сочи-2014. На данный момент проходит трансляция Французский Лиги 1, Кубка мира по биатлону и др. Благодаря этим показам «Sportbox.ru» посещают 7 000 000 пользователей каждый месяц. В ноябре этого года международная исследовательская служба TNS Web Index провела анализ аудитории ведущих спортивных порталов российских интернет-СМИ, где первую строчку занял «Sportbox.ru» с месячной аудиторией в 4 070 пользователей, опережая ближайшего преследователя «Championat.ru» на 240 пользователей.

Являясь филиалом ВГТРК, «Sportbox.ru» публикует блоги ведущих спортивных журналистов страны, комментаторов телеканала «Россия 2», а также ведущих. Среди них А. Попов, Д. Губерниев, В. Стогниенко, А. Кузмак и многие другие.

К той массе конкурентов, с которой «Sportbox.ru» более-менее справлялся, прибавился новый интернет-проект со схожими мотивами создания – сделать от телеканала ответвление в виде интернет-СМИ. Имя нового конкурента – Eurosport.ru. Данный телеканал запустил новый медиа-проект в 2009 году, совместив стандартные для спортивного портала характеристики с трансляцией самого канала, но лишь при подписке.

Несмотря на большие ожидания от нового спортивного ресурса, «Eurosport» так и не стал флагманом российской спортивной интернет- журналистики. Однако когда к власти пришел Аксенов, занявший пост главного редактора, они стали провоцировать конфликты. Эта команда «перемыла все кости» коллегам из НТВ-Плюс, причем многие их претензии были вполне обоснованы. На канале Youtube выходят авторские программы молодых и смелых журналистов, к примеру, А. Нечаев ведет «Дали мяч – фигачь», само название программы говорит о редакционной политике. Выходят на сайте интервью Телингатера, которые разбираются новостными сайтами на цитаты, довольно спорную колонку ведет П. Городницкий, Д. Тармасинов талантливо освещает телевидение зарубежья и разговаривает по душам с комментаторами.

Один из лидеров российской спортивной журналистики «Sports.ru» в 2006 году запустил проект «Трибуна», который позволял любому пользователю зарегистрировать свой блог и развивать его. Sports.ru первый в России начал открывать блоги профессиональных тренеров (самым первым был блог Этторе Мессины – в 2006 году) и спортсменов (самым первым был блог А. Тихонова – в марте 2007 года). «Трибуна» является социальной сетью, объединяющей любителей игровых видов спорта. В рамках проекта спортивные болельщики могут общаться на темы спорта, создавать блоги, сообщества или присоединяться к уже существующим, общаться со звездами спорта и находить единомышленников. Для этого есть все возможности: удобные форумы, конкурсы и призы, блоги звезд спорта и простых пользователей. Причем завести блог и форум (закрытый или открытый) может любой зарегистрированный пользователь. Блоги подразделяются на личные (с одним автором) и коллективные. Последние вполне могут послужить достойной заменой форуму для тех, кто привык структурировать обсуждение по тематике.

Помимо этого редакция Sports.ru выявляет самых активных блогеров. Так, например, по итогам 2009 года авторы пяти лучших пользовательских блогов получили призы (мячи, футболки, клюшки и т.д. с автографами знаменитых российских спортсменов), а один из них получил приглашение на недельную стажировку в редакции Sports.ru. Участники крупнейших форумов и авторы лучших блогов приглашаются на разнообразные мероприятия Sports.ru.

Как же сейчас выглядят газетные сайты? «Советский спорт» делает ставку на «Народную газету», где читатели газеты пишут о том, что им интересно. Самые лучшие их публикации, выходят на третьей с конца странице каждого номера. Конференции экспертов, блоги журналистов, некоторые телепроекты, среди которых выделяются «Ловчев-онлайн», там постоянный эксперт газеты рассуждает на злободневные темы, и «Час футбола», в нем подводятся итоги тура РФПЛ. В целом, не хуже, чем у других.

Ставка за прошедшие годы и в газете, и на сайте делалась на авторские тексты. На сайте были открыты блоги и конференции журналистов, потом закрыты. Та же история с телевидением газеты, которое раньше имело отдельную редакцию, а сейчас остались только обзоры и качественные авторские программы журналистов.

Частая смена руководства явно не идет на пользу изданиям. Но тем не менее каждый из вышеописанных нами ресурсов представляет из себя нечто уникальное и дает основу для дальнейшего развития спортивной интернет-журналистики.

Список литературы

  1. Sportbox.ru: за шесть лет – в главные спортивные ресурсы Рунета! // Sportbox.ru. – 21.05.2013. – http://news.sportbox.ru/About_portal/spbnews_NI380308_Sportboxru-za-shesti-let-v-glavnie-sportivnie-resursi-Runeta
  2. Газета «Спорт-Экспресс Футбол». – 27.03.1999.
  3. Дементьева К.В. Стимулирование внимания общественности к региональной прессе / К. В. Дементьева // Регионология. – № 1. – 2011. – С. 216-220.
  4. Щурко С. Про спорт. Станислав Гридасов: надо делать то, что, кроме тебя, не сделает никто / С. Щурко // Прессбол-онлайн. – 28.11.2013. – http://www.pressball.by/articles/author/shurko/84622