Роль родителей в формировании здорового образа жизни ребенка

№60-2,

педагогические науки

Статья посвящена обоснованию роли родителей в формировании здорового образа жизни, которая вызывает особую озабоченность медиков, работников сферы физической культуры и спорта, педагогов дошкольного и общешкольного образования, а также других специалистов.

Похожие материалы

Проблема здорового образа жизни в последнее время приобретает ведущее значение в формировании современного человека, как полноценного члена общества. Уже ни для кого не секрет, что гиподинамия существенно влияет на уровень здоровья вне зависимости от возраста. Особое место в данном контексте занимает здоровье ребенка. Усиливающееся влияние современных коммуникационных технологий, которыми дети зачастую владеют намного лучше среднего и старшего поколения и уделяют им львиную долю свободного времени, вызывает особую озабоченность специалистов медиков, работников сферы физической культуры и спорта, педагогов дошкольного образования и средней общеобразовательной школы, отдельной части родителей и др. В этой связи все чаще поднимаются вопросы возрождения семейного физического воспитания как некогда утраченной традиции многих народов. Бесспорно, решение данной проблемы должно осуществляться с учетом современных условий и жизненных ценностей.

В настоящее время большинству специалистов ясно (Э.Р. Кочиева, Ф.Г. Хамикоев), что одной из главных причин ухудшения здоровья является слабая физическая активность детей, следствием которой является низкий уровень физической подготовленности детей к обучению в школе. Поэтому в современном мире состояние здоровья детей является большой социальной проблемой. Наиболее значимым средством оздоровления дошкольников являются активные занятия физической культурой [5].

Физическое воспитание ребенка, по мнению Д.Ю. Карасева, необходимо осуществлять параллельно с другими видами воспитания. В реальности, физическому воспитанию уделяется, пожалуй, наименьшее внимание и, как показывает проведенное исследование, в первую очередь со стороны самих родителей [3]. Данный факт, на наш взгляд объясняется целым рядом причин, которые получили определенное подтверждение в нашем исследовании. Нами предполагалось, что анализ национальных традиций, положительного опыта семейного воспитания позволит определить основные факторы и пути повышения мотивации ребенка к формированию здорового образа жизни.

Целью проведенного исследования стало выявление взаимосвязи уровня физкультурной образованности родителей с мотивацией детей к формированию здорового образа жизни.

Исследование проводилось на основе ранее опубликованных в специальной литературе материалов и данных, полученных в ходе социологического опроса, интервьюирования, педагогических наблюдений и экспериментальных мероприятий с родителями младших школьников.

Проведенный анализ теоретико-методического материала по рассматриваемой проблеме показал, что в большинстве случаев на заинтересованность и положительную мотивацию ребенка к занятиям физической культурой и спортом в первую очередь оказывают следующие факторы:

  1. Желание быть похожим на известного спортсмена.
  2. Положительное отношение самих родителей к избранному ребенком кумиру в физкультурно-спортивной деятельности.
  3. Личный пример родителей к занятиям физической культурой.
  4. Интересный для ребенка педагог (тренер) проводивший занятия по физической культуре и спорту.
  5. Стремление подражать или не отставать от сверстников, уже вовлеченных в систематические занятия физической культурой и спортом.

Традиционные подходы к формированию здорового образа жизни, как отмечает в своем исследовании И.Ю. Кокаева, не всегда эффективны. С точки зрения ученого, эффективным, творческим средством формирования здорового образа жизни детей может стать проектно-исследовательская деятельность, которая не только обладает большим образовательно-прикладным потенциалом, расширяет представления о здоровье, но и формирует ответственное отношение к охране и укреплению собственного здоровья [4].

Анализируя приведенный перечень, следует заметить, что отношение родителей к занятиям физическими упражнениями, занимают в мотивационном перечне ребенка лидирующие позиции. Помимо решения воспитательных и образовательных задач, пишет И.Н. Воробьева, физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность школьников: улучшить готовность к самостоятельной учебно-познавательной деятельности и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий [2]. Именно данный факт, дает основание полагать, что отношение родителей к данной проблематике, их понимание значимости занятий ребенком физической культурой и спортом с раннего возраста, может сыграть решающую роль в дальнейшем становлении личности ребенка, его отношения к здоровому образу жизни.

Для оценки влияния физкультурного образования родителей на формирование здорового образа жизни у младших школьников, нами было проведено социологическое исследование, результаты которого показали следующее.

На вопрос о том, в достаточной ли степени Вы уделяете внимание физическому развитию ребенка? Получены следующие результаты: 53,4% считают - да, 46,6% считают - нет. На вопрос знаете ли Вы, какой вид спорта интересен Вашему ребенку, ответы таковы: 78,1% ответили да, 21,9% ответили нет, то есть 21.9% респондентов даже не интересуются тем, что интересно его ребенку и. т.д.

Также очень важным вопросом нашего исследования мы считаем следующие: считаете ли Вы себя достаточно компетентными в области физического воспитания и физического развития ребенка? Только 27.4% на данный вопрос ответили утвердительно.

Анализируя полученные в ходе исследования данные, можно сделать общий вывод, что родители, в большей степени снимают с себя обязанность прививать ребенку знания о здоровом образе жизни и перекладывают их на плечи педагогов различных секций и образовательных учреждений.

Анализ соцопроса позволяет констатировать, что молодые родители сами практически безграмотны в области формирования у своих детей потребности здорового образа жизни. Именно данный пробел необходимо устранить, если в дальнейшем общество хочет получить здоровое поколение. В последнее время данному вопросу уделяется все больше внимания. На наш взгляд, разработка простейших программ физкультурного образования родителей основанных на народных традициях, традициях семейного воспитания, национальных играх, основах минимальных медико-биологических знаний, с внедрением их в профильные учреждения занимающихся вопросами планирования молодой семьи, в образовательных учреждениях дошкольного типа, а так же в начальной школе, позволит существенно повысить уровень физкультурной образованности родителей и как следствие – мотивацию ребенка к здоровому образу жизни.

Список литературы

  1. Воробьева И.Н. Основные направления формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 25-28.
  2. Воробьева И.Н. Современное состояние проблемы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №3 (14). С. 55-58.
  3. Карасев Д.Ю. Развитие физических и личностных качеств дошкольников средствами физической культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №4 (15). С. 88-91.
  4. Кокаева И.Ю. Современные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся //Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 2. С. 50-53.
  5. Кочиева Э.Р., Хамикоев Ф.Г. Совершенствование физкультурно-оздоровительной деятельности школьников специальных медицинских групп //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. №52. С. 258-262.
  6. Сокаев Х.М. Формирование нравственных качеств школьников средствами физического воспитания //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 53. С. 228-233.