Неблагополучная семья, как объект социальной работы

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматривается современный поход в социальной работе с неблагополучными семьями. Семья, которая находися в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Ключевые слова

НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ, СОЦИАЛЬНО ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ, СЕМЬЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Текст научной работы

Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роль и функциональная зависимость супругов, положение детей.

Особенностями современной российской семьи являются: активный рост числа неполных семей; увеличение численности социально незащищенной, уязвимой группы детей, в первую очередь детей из бедных семей; снижение воспитательного потенциала семьи; распространение физического, сексуального, психологического насилия в семьях. [1,2,3].

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида, процессы семейного взаимодействия избирательно констатируют проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие.

Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим; удовлетворяет или пресекает личные потребности. В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и развитие всего общества[1,2,3]. .

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [5].

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Исследования специалистов различных областей знаний (юристов, медиков, социологов, психологов) убедительно свидетельствуют как о низкой правовой, медицинской, психологической культуре родителей, так и о необходимости планомерной специальной работы в этих направлениях, включающей разъяснение родителям особенностей возрастного развития детей, их индивидуальных особенностей, причин собственного недовольства своим ребенком или агрессии к нему и другим[1,3].

Типичными поводами для обращения к психологам, как правило, служат проблемы детей (эмоциональные и поведенческие отклонения; низкая успеваемость в школе и т. д.). Однако родителям зачастую трудно признать, что истинной причиной этих проблем является семейное неблагополучие. Как показывает практика консультирования, преобладает такой тип семей, в которых нарушения и проблемы признаются только в отношении ребенка. В этом случае задачей психолога является работа с родителями и их убеждение в том, что совместное посещение занятий всей семьей будет способствовать более эффективной работе с ребенком, скорейшему улучшению его состояния, изменению нежелательного поведения. Поэтому работа с семьями должна строиться на сочетании просветительских и терапевтических мероприятий[1,4] .

Среди наиболее значимых факторов, патологизирующих детско-родительские отношения, можно выделить нарушение механизмов интеграции семьи или отсутствие взаимопонимания между членами семьи, отчужденность, эмоциональную холодность, частые конфликты и прочее. Поэтому терапия детско-родительских отношений в первую очередь должна быть направлена на восстановление этих механизмов, коррекцию деструктивных личностных черт родителей, оптимизацию родительских позиций [4].

Психологическая помощь семье должна быть комплексной. Это и оказание социально-психологической, медицинской помощи женщинам и несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; и обеспечение человека необходимой психологической информацией, создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах [4].

Хотелось бы обратиться к опыту работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Спасского муниципального района Рязанской области.

Основными задачами комиссии в проведении работы с семьями являются:

  • защита прав и законных интересов детей и подростков;
  • предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
  • социально-психологическая помощь неблагополучным семьям.

Основными целями являются: сохранение психологического и социального благополучия в семье, а также профилактика и разрешение семейных конфликтов, помощь в вопросах воспитания детей, улучшение семейного климата и внутрисемейных отношений, увеличение числа семей, снятых с контроля в связи с улучшением ситуации.

Для повышения эффективности работы с социально неблагополучными семьями специалисты используют различные формы и методы, направленные на выход семьи из трудной жизненной ситуации.

Женский клуб «Преодоление» - в рамках клуба с женщинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, ежемесячно проводятся «круглые столы», совместные праздники, консультации, с привлечением различных специалистов.

В целях активизации работы по оказанию помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на базе центра создана «Школа для родителей».

Наиболее частыми проблемами, с которыми приходится сталкиваться специалистам, являются:

  • нарушение поведения у детей и подростков;
  • нарушение детско-родительских отношений;
  • преодоление трудностей в период адаптации в различных социальных условиях;
  • сложности в школьном обучении;
  • отклонение психического развития от нормы;
  • курение, алкоголизм, наркомания среди подростков;
  • проблемы воспитания детей и подростков.

Во время работы с семьей проходит индивидуальное и семейное консультирование, оказание помощи в конфликтных взаимоотношениях родителей с детьми, между родителями. Проводятся тренинги для родителей и детей «Легко ли быть родителями», беседы по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, о надлежащем исполнении обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей.

Семьям, состоящим на учете, оказывается вещевая и продуктовая помощь.

В настоящее время на учете в едином районном банке данных семей, находящихся в социально опасном положении состоит 13 семей, в них воспитывается 42 ребенка, 14 из которых безнадзорные. Помимо этого в «группе риска» состоит 27 семей. С применением инновационных методов работы в течение года из банка данных было выведено 3 семьи в связи с улучшением ситуации в семье.

Таким образом, социальная работа с семьей – это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Читайте также

Список литературы

  1. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста : учеб. пособие для студентов вузов / Т. П. Авдулова. - М. : Академия, 2012. - 238 с.
  2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Основы курса : учебник / Л. В. Мардахаев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2014. – 376 с.
  3. Организация работы с родителями подростков из «группы риска» : метод. пособие / Ряз. обл. ин-т развития образования ; сост. О. В. Фомина. – Рязань, 2009. – 59 с.
  4. Чурикова И.Э., Лисник Ю.С. Личностный рост: сравнительный анализ теории личности // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 315-315.
  5. Регламент межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, на территории Рязанской области.

Цитировать

Чурикова, И.Э. Неблагополучная семья, как объект социальной работы / И.Э. Чурикова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3691 (дата обращения: 07.12.2022).

Поделиться