Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роль и функциональная зависимость супругов, положение детей.
Особенностями современной российской семьи являются: активный рост числа неполных семей; увеличение численности социально незащищенной, уязвимой группы детей, в первую очередь детей из бедных семей; снижение воспитательного потенциала семьи; распространение физического, сексуального, психологического насилия в семьях. [1,2,3].
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида, процессы семейного взаимодействия избирательно констатируют проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие.
Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим; удовлетворяет или пресекает личные потребности. В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и развитие всего общества[1,2,3]. .
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [5].
Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Исследования специалистов различных областей знаний (юристов, медиков, социологов, психологов) убедительно свидетельствуют как о низкой правовой, медицинской, психологической культуре родителей, так и о необходимости планомерной специальной работы в этих направлениях, включающей разъяснение родителям особенностей возрастного развития детей, их индивидуальных особенностей, причин собственного недовольства своим ребенком или агрессии к нему и другим[1,3].
Типичными поводами для обращения к психологам, как правило, служат проблемы детей (эмоциональные и поведенческие отклонения; низкая успеваемость в школе и т. д.). Однако родителям зачастую трудно признать, что истинной причиной этих проблем является семейное неблагополучие. Как показывает практика консультирования, преобладает такой тип семей, в которых нарушения и проблемы признаются только в отношении ребенка. В этом случае задачей психолога является работа с родителями и их убеждение в том, что совместное посещение занятий всей семьей будет способствовать более эффективной работе с ребенком, скорейшему улучшению его состояния, изменению нежелательного поведения. Поэтому работа с семьями должна строиться на сочетании просветительских и терапевтических мероприятий[1,4] .
Среди наиболее значимых факторов, патологизирующих детско-родительские отношения, можно выделить нарушение механизмов интеграции семьи или отсутствие взаимопонимания между членами семьи, отчужденность, эмоциональную холодность, частые конфликты и прочее. Поэтому терапия детско-родительских отношений в первую очередь должна быть направлена на восстановление этих механизмов, коррекцию деструктивных личностных черт родителей, оптимизацию родительских позиций [4].
Психологическая помощь семье должна быть комплексной. Это и оказание социально-психологической, медицинской помощи женщинам и несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; и обеспечение человека необходимой психологической информацией, создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах [4].
Хотелось бы обратиться к опыту работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Спасского муниципального района Рязанской области.
Основными задачами комиссии в проведении работы с семьями являются:
- защита прав и законных интересов детей и подростков;
- предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
- социально-психологическая помощь неблагополучным семьям.
Основными целями являются: сохранение психологического и социального благополучия в семье, а также профилактика и разрешение семейных конфликтов, помощь в вопросах воспитания детей, улучшение семейного климата и внутрисемейных отношений, увеличение числа семей, снятых с контроля в связи с улучшением ситуации.
Для повышения эффективности работы с социально неблагополучными семьями специалисты используют различные формы и методы, направленные на выход семьи из трудной жизненной ситуации.
Женский клуб «Преодоление» - в рамках клуба с женщинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, ежемесячно проводятся «круглые столы», совместные праздники, консультации, с привлечением различных специалистов.
В целях активизации работы по оказанию помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на базе центра создана «Школа для родителей».
Наиболее частыми проблемами, с которыми приходится сталкиваться специалистам, являются:
- нарушение поведения у детей и подростков;
- нарушение детско-родительских отношений;
- преодоление трудностей в период адаптации в различных социальных условиях;
- сложности в школьном обучении;
- отклонение психического развития от нормы;
- курение, алкоголизм, наркомания среди подростков;
- проблемы воспитания детей и подростков.
Во время работы с семьей проходит индивидуальное и семейное консультирование, оказание помощи в конфликтных взаимоотношениях родителей с детьми, между родителями. Проводятся тренинги для родителей и детей «Легко ли быть родителями», беседы по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, о надлежащем исполнении обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей.
Семьям, состоящим на учете, оказывается вещевая и продуктовая помощь.
В настоящее время на учете в едином районном банке данных семей, находящихся в социально опасном положении состоит 13 семей, в них воспитывается 42 ребенка, 14 из которых безнадзорные. Помимо этого в «группе риска» состоит 27 семей. С применением инновационных методов работы в течение года из банка данных было выведено 3 семьи в связи с улучшением ситуации в семье.
Таким образом, социальная работа с семьей – это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.