Изучение феномена лжи приобретает всю большую актуальность.
Целью исследования явилось выявление особенностей представлений о лжи у лиц юношеского возраста.
База исследования – Алтайский государственный университет.
Объем экспериментальной выборки – 20 чел. Экспериментальную выборку составили студенты 1 и 4 курса данного учебного заведения. Половой состав выборки: 18 девушек, 2 юноши. Возрастной состав выборки: от 17 до 38 лет.
Методы исследования: анкетирование, психологическое тестирование, контент-анализ.
Методик исследования:
- Анкета «Мои представления о лжи».
- Шкала оценки мотивации одобрения – «Шкала лжи». Тест на искренность ответов Д. Марлоу и Д. Крауна.
По результатам анкетирования было обнаружено, что студенты преимущественно определяют ложь как неправду (15%), искажение информации (15%), укрывание правды (15%).
По признанию участников исследования, практически все они допускают ложь. Более половины опрошенных студентов признались, что они допускают ложь довольно редко - 1-3 раза в месяц (60%), несколько чаще лгут – 1-3 раза в неделю 20% опрошенных, очень часто лгут – 1-3 раза в день только 10% участников исследования.
В качестве причин собственной лжи большая часть студентов назвали заботу о другом человеке (40%); 20% опрошенных в качестве причины своей лжи назвали некие абстрактные благие намерения; желание избежать конфликтов в качестве причины своей лжи назвали 10% студентов; желание скрыть информацию в качестве причины лжи названо у 10% студентов.
Выяснилось, что наиболее часто студенты лгут своим родителям (20% опрошенных) и окружающим людям, особенно малознакомым (20%). При этом, если судить по ответам студентов, они не смогут солгать, в первую очередь, своим родителям (30%), близким (25%) и любимому человеку, супругу (10%). Пятая часть опрошенных (20%) признались, что нет таких людей, кому они не могут солгать, иными словами, они, потенциально, врут всем.
Подавляющее большинство студентов не испытывают удовольствия от своей лжи (85%). Студенты испытывают во время своей лжи преимущественно негативные переживания (стыд, чувство тяжести, боль, дискомфорт, неудобство, беспокойство, угрызения совести). При этом 20% опрошеных не испытывают никаких чувств, когда лгут, а 10% испытывают негативные чувства не в силу морально-нравственных переживаний, а из-за страха за то, что ложь раскроется.
Большинство студентов умеют определять ложь, не умеют ее распознавать только 15% опрошенных. Наиболее информативной в распознавании лжи была признана мимика (55% опрошенных), треть опрошенных (30%) распознают ложь по поведению, 20% - по движениям, 15% - по жестам, 15% - по речи.
По Шкале оценки мотивации одобрения – «Шкала лжи» (тест на искренность ответов Д. Марлоу и Д. Крауна) к высокому уровню склонности ко лжи было отнесено 25% испытуемых. У этих студентов высока мотивация одобрения, выше готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам, как следствие, есть риск склонности ко лжи. Более половины принявших в исследовании участие обнаружили средний уровень склонности ко лжи (60%). Данный уровень является наиболее оптимальным. Наконец, к низкому уровню склонности ко лжи среди студенческой выборки отнесено 15% испытуемых. Эти студенты наиболее уверенны в себе без потребности в одобрении извне, у них минимален риск лжи.