Особенности памяти у лиц пожилого возраста

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 16
CC BY-NC

Аннотация

В статье изучены особенности памяти лиц пожилого возраста. Авторами выявлена взаимосвязь между стрессом и снижением памяти в пожилом возрасте.

Ключевые слова

ЗАБЫВАНИЕ, ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ, ПАМЯТЬ, СТРЕСС

Текст научной работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что конец XX века и начало XXI века характеризуется тенденцией к увеличению числа лиц пожилого возраста. В 2013 году во всем мире насчитывалось около 400 миллионов человек в возрасте старше 66 лет. В предпринятых исследованиях прогнозируется, что к 2025 году данная возрастная группа увеличится до 850 миллионов. В среднем от 50 до 75 % людей пожилого возраста имеют различного рода заболевания, которые связаны с нарушениями памяти.

Имеющиеся на современном этапе многочисленные экспериментально–психологические исследования, как правило, согласуются с обычными бытовыми наблюдениями в том, что люди пожилого возраста, как правило, плохо начинают усваивать новую для них информацию.

Цель исследования заключается в изучении особенностей памяти у людей пожилого возраста, переживающих и не переживающих стрессовую ситуацию.

В исследовании принимали участие пожилые люди в возрасте от 61 до 73 лет в количестве 25 человек. Выборка для проведения исследования была случайной, определяющее значение имел возраст испытуемых. Мы в своем исследовании не делали акцент на перенесенные заболевания испытуемыми.

Все испытуемые были разделены на 2 группы:

  1. Группа люди, переживающие стресс (7);
  2. Группа люди, непереживающие стресс (18).

Для выявления особенностей словесно-логической памяти у людей пожилого возраста были использованы такие методики как:

  • Запоминание двух рядов слов;
  • Воспроизведение рассказа;
  • Заучивание 10 слов.

По методике «Воспроизведение двух рядов слов» выявлены следующие результаты. Так, среди исследуемых пожилого возраста 20 % обнаружили низкий результат, 44 % – средний, 36 % – высокий.

Отсрочено через интервал в 1 час исследуемых заново просили воспроизвести слова правого ряда, 32 % показали низкий результат, 44 % – средний, 24 % – высокий.

У пожилых людей отмечалась замена слов на синонимы (например, вместо «рубашка», произносили «футболка»), близкие по звучанию слова (не «работать», а «работа»). Были отмечены трудности в удержании инструкции исследуемыми пожилого возраста. По результатам методики «Воспроизведение рассказа» выявлены следующие результаты по изучению объема словесно-логической памяти у исследуемых пожилого возраста. Среди людей пожилого возраста 32 % показали низкий результат, 44 % – средний, 24 % – высокий.

Все исследуемые пожилого возраста передали основное содержание рассказа. Однако объем запоминания словесных стимулов достаточно низок. При воспроизведении короткого рассказа исследуемые пожилого возраста показали низкие результаты. Объем запоминания смысловых единиц у них составляет в среднем 4-6 смысловых единиц.

Полученные результаты проведенной методики были подвергнуты специальной обработке методом онлайн в статистической программе SPSS.

Одной из задач исследования является сравнение особенностей памяти у людей пожилого возраста, переживающих и не переживающих стрессовую ситуацию. Данная задача решалась с помощью сравнения результатов средних значений в двух группах испытуемых (основной и контрольной группе). Достоверность различий проверялась с помощью метода математической статистики (U-критерия Манна-Уитни). Люди пожилого возраста, испытывающие стресс достоверно отличаются по показателям памяти от испытуемых контрольной группы.

Люди пожилого возраста, испытывающие стресс, имеют уровень памяти ниже, чем люди пожилого возраста, не испытывающие стресс. Можно предположить, что стрессовая ситуация может являться фактором риска для развития нарушений памяти в пожилом возрасте.

С помощью корреляционный анализ Спирмена пространства методик исследования памяти получены корреляционные связи. Так получена положительная корреляция по методике «методика" Запоминания двух рядов слов" кратковременная память(К*)» с методикой " Запоминания двух рядов слов" долговременная память память(К*)» (r=0,78, p<0,01), Методикой" Воспроизведения рассказа" СЕ (r=0,53, p<0,01), Методикой "Запоминания 10 слов" (r=0,51, p<0,01).

Полученные корреляционные связи свидетельствуют о достоверности выбранных методов для исследования памяти.

Таким образом, в работе получены результаты о достоверных различиях в 2-х группах испытуемых. Люди пожилого возраста, испытывающие стресс, имеют уровень памяти ниже, чем люди пожилого возраста, не испытывающие стресс. Стрессовая ситуация может являться фактором риска для развития нарушений памяти в пожилом возрасте.

Читайте также

Цитировать

Демченко, Т.Н. Особенности памяти у лиц пожилого возраста / Т.Н. Демченко, А.С. Кузьмина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3712 (дата обращения: 02.12.2022).

Поделиться