Проблема саморегуляции студентов гуманитарного и естественнонаучного факультетов

NovaInfo 58, с.451-454, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлено исследование саморегуляции студентов гуманитарных и естественнонаучных факультетов. Также показан сравнительный анализ стилевых особенностей саморегуляции исследуемых студентов по следующим шкалам:планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность. Было выявлено, что общий уровень саморегуляции произвольной активности поведения выше у представителей гуманитарных факультетов.

Ключевые слова

МОДЕЛИРОВАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ, АКТИВНОСТЬ, САМОРЕГУЛЯЦИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ГИБКОСТЬ

Текст научной работы

Изучение саморегуляции является достаточно актуальным направлением работы в настоящее время. Многие студенты испытывают на себе всевозможные стрессы. Современные молодые люди должны не только усваивать необходимый объем информации, но и постоянно быть готовыми справиться с волнением, преодолеть напряжение и достичь желаемого результата в деятельности. Саморегуляция безусловно связана с результативностью деятельности, что отражается на различных сферах жизни студента, в том числе и на успеваемости[1,3].

Длительное пребывание во власти негативных эмоциональных состояний (состояние ожидания, тревоги, неизвестности, вины, неудовлетворенности, злости и т.д.), неумение снизить остроту переживания неблагоприятных воздействий чревато еще и тем, что оказывает разрушающее воздействие на организм, физическое и психическое состояние[2].

Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками[5].

Актуальность данной работы заключается в том, что стилевые особенности саморегуляции студентов изучены не совсем достаточно, но тем не менее у общества имеется высокая потребность в изучении данной проблемы.

Исследованием саморегуляции занимались такие авторы, как: А.И. Крупнов, А.К. Осницкий, А.А. Ершов, В.И. Моросанова и др.

Методикой исследования выступил психологический опросник В.И. Маросановой «Стиль саморегуляции поведения», в котором заложены следующие шкалы: планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность, а также единая шкала «общий уровень саморегуляции».

Эмпирическое исследование особенностей саморегуляции студентов проводилось на базе Алтайского государственного университета. Всего в исследовании участвовало 80 человек (40 девушек и 40 юношей), возраст которых составил от 19 до 23 лет. В равной степени в исследовании представлены студенты как гуманитарного, так и естественнонаучного факультетов.

На первоначальном этапе работы был исследован уровень саморегуляции у студентов гуманитарных и естественнонаучных факультетов, а в последствие применен Т-критерий Стьюдента для выявления достоверности различий в двух группах испытуемых.

Таблица 1. Результаты Т-критерия Стьюдента по общему уровню саморегуляции у студентов гуманитарных и естественнонауных факультетов.

Факультет

Количество человек

Среднее значение

р

Общий уровень саморегуляции

Естественнонаучный

40

38

0,02

Гуманитарный

40

43,9

Анализ полученных результатов показал, что общий уровень саморегуляции произвольной активности поведения выше у представителей гуманитарных факультетов. Отсюда следует, что гуманитарии более самостоятельны, способны гибко и адекватно реагировать на изменение условий окружающей среды. Для них характерно более легкое овладение новыми видами деятельности, ощущение уверенности в незнакомых ситуациях, что способствует более успешному овладению новыми видами деятельности, в том числе обучению.

На следующем этапе были изучены стилевые особенности саморегуляции студентов гуманитарных и естественнонауных факультетов. Анализ работы показал, что все стили саморегуляции более выражены у гуманитариев.

Наиболее низкие показатели получены в обеих группах испытуемых по шкале «планирование». В результате работы выявилось, что потребность в планировании как у естественннаучного, так и гуманитарного факультета развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает выдвинута, планирование не действенно, малореалистично. Они предпочитают не задумываться о своём будущем, цели выдвигаются ситуативно и обычно несамостоятельно.

По шкале «Моделирование» было отмечено следующее: для студентов гуманитарных факультетов характерен более высокий уровень моделирования, в сравнении со студентами естественнонауных факультетов. Гуманитарии способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы они способны гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. У естественнонаучных студентов наблюдается склонность к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У них часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.

Также было отмечено, что гуманитариям характерна более высокая гибкость, т.е. способность перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. При возникновении непредвиденных обстоятельств они легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, а также способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. Студенты же естественнонауных факультетов в динамичной и изменяющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам, смене обстановки и образа жизни.

По шкале «программирование», «самостоятельность» и «оценивание результатов» получены приблизительно равные значения в обеих группах испытуемых.

Можно сделать выводы о сформированной потребности в осознанном планировании деятельности, а также желании самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.

Следует отметить, что исследуя стилевые особенности саморегуляции у студентов естественнонаучных и гуманитарных факультетов, разделив их по половому признаку, достоверных различий выявлено не было.

Таким образом, в рамках данного исследования, сравнительный анализ стилевых особенностей саморегуляции студентов показал, что общий уровень саморегуляции произвольной активности поведения выше у студентов гуманитарных факультетов, чем у студентов естественнонаучных факультетов, что позволяет нам судить о том, что для гуманитариев более характерно, чем для представителей естественнонаучного направления, выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности.

Читайте также

Список литературы

  1. Бояринцев, В.П. Структурно-функциональный анализ динамических проявлений саморегуляции поведения человека // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. – Свердловск, 1989. - с.40-55.
  2. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М.: Наука, 1994. – 256с
  3. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы Психологии. - 1990. - №3. – С.71-78
  4. Моросанова, В.И. О регуляторных факторах успешности трудовой деятельности //Новые исследования в психологии. – 1988. - №1. – С. 20-24.
  5. Титов, Е.В. Психологическая саморегуляция как особая форма психологического воздействия. - М.: Просвящение, 2001. – 328с.

Цитировать

Кузьмина, А.С. Проблема саморегуляции студентов гуманитарного и естественнонаучного факультетов / А.С. Кузьмина, Е.С. Арсентьева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 451-454. — URL: https://novainfo.ru/article/10713 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться