Изучение саморегуляции является достаточно актуальным направлением работы в настоящее время. Многие студенты испытывают на себе всевозможные стрессы. Современные молодые люди должны не только усваивать необходимый объем информации, но и постоянно быть готовыми справиться с волнением, преодолеть напряжение и достичь желаемого результата в деятельности. Саморегуляция безусловно связана с результативностью деятельности, что отражается на различных сферах жизни студента, в том числе и на успеваемости[1,3].
Длительное пребывание во власти негативных эмоциональных состояний (состояние ожидания, тревоги, неизвестности, вины, неудовлетворенности, злости и т.д.), неумение снизить остроту переживания неблагоприятных воздействий чревато еще и тем, что оказывает разрушающее воздействие на организм, физическое и психическое состояние[2].
Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками[5].
Актуальность данной работы заключается в том, что стилевые особенности саморегуляции студентов изучены не совсем достаточно, но тем не менее у общества имеется высокая потребность в изучении данной проблемы.
Исследованием саморегуляции занимались такие авторы, как: А.И. Крупнов, А.К. Осницкий, А.А. Ершов, В.И. Моросанова и др.
Методикой исследования выступил психологический опросник В.И. Маросановой «Стиль саморегуляции поведения», в котором заложены следующие шкалы: планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность, а также единая шкала «общий уровень саморегуляции».
Эмпирическое исследование особенностей саморегуляции студентов проводилось на базе Алтайского государственного университета. Всего в исследовании участвовало 80 человек (40 девушек и 40 юношей), возраст которых составил от 19 до 23 лет. В равной степени в исследовании представлены студенты как гуманитарного, так и естественнонаучного факультетов.
На первоначальном этапе работы был исследован уровень саморегуляции у студентов гуманитарных и естественнонаучных факультетов, а в последствие применен Т-критерий Стьюдента для выявления достоверности различий в двух группах испытуемых.
Таблица 1. Результаты Т-критерия Стьюдента по общему уровню саморегуляции у студентов гуманитарных и естественнонауных факультетов.
Факультет |
Количество человек |
Среднее значение |
р |
|
Общий уровень саморегуляции |
Естественнонаучный |
40 |
38 |
0,02 |
Гуманитарный |
40 |
43,9 |
Анализ полученных результатов показал, что общий уровень саморегуляции произвольной активности поведения выше у представителей гуманитарных факультетов. Отсюда следует, что гуманитарии более самостоятельны, способны гибко и адекватно реагировать на изменение условий окружающей среды. Для них характерно более легкое овладение новыми видами деятельности, ощущение уверенности в незнакомых ситуациях, что способствует более успешному овладению новыми видами деятельности, в том числе обучению.
На следующем этапе были изучены стилевые особенности саморегуляции студентов гуманитарных и естественнонауных факультетов. Анализ работы показал, что все стили саморегуляции более выражены у гуманитариев.
Наиболее низкие показатели получены в обеих группах испытуемых по шкале «планирование». В результате работы выявилось, что потребность в планировании как у естественннаучного, так и гуманитарного факультета развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает выдвинута, планирование не действенно, малореалистично. Они предпочитают не задумываться о своём будущем, цели выдвигаются ситуативно и обычно несамостоятельно.
По шкале «Моделирование» было отмечено следующее: для студентов гуманитарных факультетов характерен более высокий уровень моделирования, в сравнении со студентами естественнонауных факультетов. Гуманитарии способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы они способны гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. У естественнонаучных студентов наблюдается склонность к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У них часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.
Также было отмечено, что гуманитариям характерна более высокая гибкость, т.е. способность перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. При возникновении непредвиденных обстоятельств они легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, а также способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. Студенты же естественнонауных факультетов в динамичной и изменяющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам, смене обстановки и образа жизни.
По шкале «программирование», «самостоятельность» и «оценивание результатов» получены приблизительно равные значения в обеих группах испытуемых.
Можно сделать выводы о сформированной потребности в осознанном планировании деятельности, а также желании самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.
Следует отметить, что исследуя стилевые особенности саморегуляции у студентов естественнонаучных и гуманитарных факультетов, разделив их по половому признаку, достоверных различий выявлено не было.
Таким образом, в рамках данного исследования, сравнительный анализ стилевых особенностей саморегуляции студентов показал, что общий уровень саморегуляции произвольной активности поведения выше у студентов гуманитарных факультетов, чем у студентов естественнонаучных факультетов, что позволяет нам судить о том, что для гуманитариев более характерно, чем для представителей естественнонаучного направления, выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности.