Особенности развития речи у детей дошкольного возраста

NovaInfo 58, с.448-451, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлен анализ исследования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в начале и конце года по следующим сторонам речи: словарь, грамматический строй речи, звуковая культура речи, связная речь. Выявлено, что не все дети имеют положительную динамику в развитии речи, в некоторых случаях динамика отсутствует или же принимает отрицательные значения.

Ключевые слова

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ, ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ, ДОШКОЛЬНИК, КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ, СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Текст научной работы

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания окружающего мира, язык служит основным способом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения[1].

У современных детей развитие речи напрямую связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, а также развитием личности в целом. Центральным звеном, с помощью которого взрослые могут решать самые разные познавательные задачи, являются образные средства. Как доказательства этому могут выступать многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Н.Н.Поддъякова.

Дошкольный возраст ребенка— это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.

Как уже было отмечено, уровень развития речи существенно влияет на успешность обучения. Отсюда следует, что дети с высоким уровнем развития речи, как правило не испытывают затруднений в учении, быстро учатся читать и писать. В свою очередь у детей с низким уровнем речевого развития обнаруживаются трудности в обучении, обучении грамоте[2].

Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников выдающимися являются: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин.

Для диагностики речевого развития детей в данной работе было использовано методическое пособие «Диагностика педагогического процесса в средней группе дошкольной образовательной организации» и «Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе дошкольной образовательной организации». Автор-составитель Верещагина Н.В., кандидат психологических наук, практикующий педагог-психолог и учитель-дефектолог с детьми дошкольного возраста.

В данном исследовании принимали участие дошкольники, возраст которых составлял в среднем четыре-пять лет. Количество испытуемых составило 34 ребенка.

В работе получены следующие результаты.

Была проведена диагностика речевых способностей детей в начале года для исследования их коммуникативных способностей по четырем шкалам: словарь, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь.

Таблица 1. Коммуникативные способности детей на начало года.

Стороны речи

Всего детей

Количество детей с высокими результатами

Количество детей с низкими результатами

Словарь

34

19

15

Звуковая культура речи

34

24

10

Грамматический строй речи

34

25

9

Связная речь

34

19

15

Также были исследованы коммуникативные способности этих же детей в конце года.

Таблица 2. Коммуникативные способности детей на конец года.

Стороны речи

Всего детей

Количество детей с высокими результатами

Количество детей с низкими результатами

Словарь

34

24

10

Звуковая культура речи

34

23

11

Грамматический строй речи

34

27

7

Связная речь

34

20

14

На следующем этапе был произведен сравнительный анализ по результатам диагностики дошкольников с высоким уровнем коммуникативных способностей на начало и конец года и дошкольников с низким уровнем коммуникативных способностей на начало и конец года.

В ходе работы выяснилось, что не у всех детей существует положительная динамика в развитии коммуникативных способностей, поэтому первоначальная идея о сравнительном анализе коммуникативных способностей мальчиков и девочек стала менее целесообразной, чем идея о рассмотрении детей с положительной динамикой и детей с отсутствием динамики, либо с признаками отрицательной динамики. Таким образом, дети были поделены на две группы с наличием положительной динамики и без наличия динамики вообще, либо с признаками отрицательной динамики.

В первую группу вошли 16 детей с положительной динамикой, во вторую – 18 детей с отрицательной, либо без нее.

Проанализировав результаты в группе с положительной динамикой звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй речи, а также связная речь в целом складывается лучше и с течением времени развивается, обогащается и совершенствуется. Полнота и многообразие используемого дошкольниками словаря увеличивается.

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. В этот период развитие идет очень бурно, интенсивно, стремительно. На протяжении дошкольного детства идет мощное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность, высшие психические функции и речь в том числе. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности[3,6].

Уже давно известно, что речь-отражение психики, а на сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что подавляющее большинство детей страдают если и не задержкой речевого развития, то в большей или меньшей степени проявляются особенности развития речи. Таким образом, отсутствие теоретической проработки в сочетании с потребностями современной психолого-педагогической практики определяет важность и актуальность изучения влияния всевозможных факторов на становление и развитие речи у детей дошкольного возраста[7].

Общение с окружающими развивает, формирует речевую сферу дошкольника. Лисина М.И. указывает на то, что весь спектр специфически человеческих эмоций возникает в условиях общения ребенка с другими людьми и, прежде всего с родителями. Поэтому если у ребенка не происходит положительной динамики в развитии речи, то каждому родителю стоит очень серьезно отнестись к этому вопросу и, возможно, пересмотреть внутрисемейное взаимодействие с ребенком, его окружение и обстановку, в которой он находится[4,5].

Читайте также

Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-СПб.:Питер, 2008.- 400с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2005. – 670 с.
  3. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка. - М., 1997.- 304 с.
  4. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. - М., 1997.-346 с.
  5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
  6. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2008. – 252 с.
  7. Урунтаева Г.А.Психология дошкольника: хрестоматия: учебное пособие. – М: Академия, 2000. – 407 с.

Цитировать

Кузьмина, А.С. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста / А.С. Кузьмина, Е.С. Арсентьева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 448-451. — URL: https://novainfo.ru/article/10707 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться