На сегодняшний день, на рынке образовательных услуг, сложилась конкурентная борьба между различными представителями, как государственных учреждений, так и частных. «Борьба за клиента» - дает представителям ВУЗов определенный толчок для развития грамотно построенной и структурированной рекламной кампании, требуя новые идеи и методы по привлечению будущих специалистов.
Изучением рекламы, как значимого феномена в повседневной жизни, ученые психологи со всего мира занимались еще в начале прошлого века, где наиболее яркими представителями выступали: С.В. Гартунген, К.В. Шульте, К. Марбе, И. Штерн, В. Блюменфельд, Дж. Б. Уотсон, В. Меде, Г. Мюнстерберг и другие. Они сделали открытия, которые не утратили своего значения и в настоящее время.
Огромный вклад в развитии теорий ценностно-смысловой сферы личности, внесли труды по психологии, как отечественных ученых: А.Г. Асмолов , М.С. Яницкий, А.Ю. Агафонов, Б.С. Алишев, Н.Р. Салихова, А.В. Серый, Д.А.Леонтьев, так и зарубежных: А. Маслоу, В. Франкл, Д. Майерс и др.
Так же, значимый теоретический вклад в сфере образовательной рекламы можно наблюдать в работах ряда психологов и маркетологов: Ю.В. Найдановой, О.С. Посыпановой, Е. А. Кавериной, В.Б. Муравьева, Н. Ю. Беляковой, Е. С. Рождественской, Ю.С. Пономаренко, А.С. Колесниковой, Н.С. Максимовой.
В рамках рекламы факультета психологии, важно определить, на какие ценностные ориентации опираются будущие студенты, что привлекает их в будущей профессии, насколько важна для них реализация себя как личности, и как будущая профессия оправдает их надежды на достойный материальный достаток в будущем.
Было проведено исследование наиболее значимых ценностей студентов с 1 по 3 курс факультета психологии и педагогики.
Проведенный анализ результатов показал следующее:
- Наиболее значимымые ценности (1 курс): активная деятельная жизнь (16%), интересная работа (14%), познание/развитие интеллекта (14%).
- Наиболее значимымые ценности (2 курс): активная деятельная жизнь (14%), материально обеспеченная жизнь/отсутствие материальных затруднений (14%), интересная работа (12%)
- Наиболее значимымые ценности (3 курс): материально обеспеченная жизнь/отсутствие материальных затруднений (18%), интересная работа (14%), познание/развитие интеллекта (14%).
Опираясь на результаты эмпирического исследования, можно выявить, на какие ценности необходимо опираться организационному составу факультета, при создании очередной рекламной кампании по привлечению будущих студентов, а именно, такие ценности, как:
- познание/развитие интеллекта развитие себя как личности, активную деятельную жизнь, с проведением различных организационных мероприятий, а так же популяризацию собственной профессии, как в сфере науки, так и в сфере маркетинга.
- привлечение интереса аудитории к профессии психолога, всесторонне показать все плюсы данной профессии, а так же убедить аудиторию в востребованности ее на рынке труда.
- стремление к познанию, развитию своего интеллекта, становлению себя как личности, способной развиваться, и расти в профессиональном плане.
- стремление к продвижению по карьерной лестнице, обеспечение своего материального будущего, возможность достойного заработка при устройстве на работу по специальности.
Следующим этапом нашей работы было показать связь ценностей с определенным видом рекламы. Опираясь на полученные ценности, можно выявить наиболее эффективные виды рекламы, используемые на факультете психологии и педагогики, посредством соотнесения полученных данных друг с другом.
- Для ценности: познание/развитие интеллекта наиболее эффективным видом информации являются: всевозможные ресурсы сети интернет (Web сайт, образовательные форумы, электронные библиотеки, научные статьи, интернет - олимпиады и т.д.).
- Для ценности: активная деятельная жизнь - организационные мероприятия в вузах – дни открытых дверей, дни науки, встречи со студентами, олимпиады.
- Для ценности: интересная работа - специальные издания, включающие в себя справочники, буклеты, информационные листы, а так же газеты и журналы.