Динамика личностных ценностей на стадии возрастного кризиса 17 лет

NovaInfo 35
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлены результаты исследования динамики личностных ценностей на переходном этапе от ранней к поздней юности. Показано ценностно-смысловое содержания кризиса 17 лет

Ключевые слова

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ, КРИЗИС 17 ЛЕТ, РАННЯЯ И ПОЗДНЯЯ ЮНОСТЬ

Актуальность исследования динамики личностных приоритетов субъекта на переходных стадиях онтогенеза обусловлена недостаточностью в изучении данного вопроса в психологической науке. По мысли Л.С. Выготского [1], изменение потребностей и побуждений (мотивов), переоценка ценностей – главное и основное, что происходит при переходе от одного возрастного периода (фазы развития) к другому. В то же время эмпирическая проверка данного положения требует проведения детального и углубленного исследования.

Цель нашей работы заключалась в выявлении ценностных предпочтений субъекта на стадиях их наиболее интенсивного становления (в ранней и поздней юности), а также на переходном этапе между данными фазами возрастного цикла субъекта.

Основныея гипотезы исследования:

  1. Система личностных ценностей субъекта в ранней (15-17 лет) и поздней юности (17-21 год) оличается постоянством и качественным своеобразием.
  2. Содержанием кризиса 17 лет является перестройка системы ценностей субъекта.

Для эмпирической проверки выдвинутых предположений было проведено специальное исследование, состоящее из двух этапов, различающихся по способу организации - сравнительного и генетического. Вначале нами был использован метод поперечных срезов, а выборку составили старшеклассники 10 и 11 следующих образовательных профилей: гуманитарного, математического, естественнонаучного, а также студенты 1 курса сходных профилей обучения барнаульских вузов. Во втором случае использовался метод продольных срезов, а в сравнительном исследовании участвовали старшеклассники в десятом, а затем одиннадцатом классе, а также студенты на 1 и 4 курсе обучения. Общая численность выборки составила более 3500 человек.

В работе были использованы оригинальные методики изучения личностных ценностей [2].

Лонгитюдное исследование позволило установить стабильность личностных ценностей у учащихся всех образовательных профилей на протяжении 10-11 класса (r = 0,92–0,94). Показательно, что полученный результат находил свое подтверждение на протяжении трехлетних исследований, проведенных нами на разных выборках учащихся каждого из трех профилей обучения. Аналогично, результаты исследования студентов с 1 по 4 курса также показали отсутствие существенных качественных изменений в системе ценностей за данный период. (r=0,93).

Таким образом, проведенное исследование указывает, что стадии онтогенеза 15–17 лет и 17–21 года характеризуются временной устойчивостью систем ценностей субъекта. Показательно, что указанные периоды стабильности ценностного мира личности согласуются с литическими стадиями возрастного развития. В то же время существует закономерность и другого рода, проявляющаяся в качественных изменениях ценностей субъекта, попадающих на кризис 17 лет. Так, исследование выявило наличие статистически значимых различий в выборе ценностных приоритетов между учащимися 11 класса и студентами 1 курса вуза. Проведенный анализ, в частности, показал, что при переходе из раннего в поздний юношеский возраст у молодежи наблюдается снижение значимости высшего образования (t = 2,37; p ≤ 0,01), а ценности семейной жизни постепенно повышаются в рейтингах (t = 2,54; p ≤ 0,01). По нашим данным, повышение рейтинга семьи в системе ценностей, пожалуй, наиболее яркая тенденция, характеризующая изменения в личностных ценностях при переходе субъекта из школы в вуз.

Полученный результат позволяет утверждать, что в развитии личностных предпочтений субъекта в период юношеского онтогенеза существуют стабильные периоды развития, которые отличает устойчивость системы ценностей, кризисные этапы, заключающиеся в кардинальной перестройке системы ценностей. Анализ материалов исследования позволяет сделать вывод о том, что качественная трансформация ценностей в юношеском возрасте совершается под влиянием реальных жизненных выборов молодых людей, происходящих после окончания общеобразовательной школы в связи с актуальными задачами жизненного и профессионального самоопределения.

Исследование позволило установить, что при переходе из школьного в студенческий возраст определенная часть жизненных приоритетов молодежи не претерпевает значимых изменений. Любовь, свобода и здоровье - это сферы, которые имеют высокие рейтинги как для выпускников общеобразовательной школы, так и для студентов I курса.

Таким образом, данное исследование подтвердило нашу гипотезу о наличии стабильных периодов в развитии ценностей субъекта, а также о ценностно-смысловом содержании кризиса 17 лет.

Читайте также

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
  2. Каширский Д.В. Субъективные ценности подростков с девиантным поведением. – Барнаул, 2013. – 196 с.

Цитировать

Каширский, Д.В. Динамика личностных ценностей на стадии возрастного кризиса 17 лет / Д.В. Каширский. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 35. — URL: https://novainfo.ru/article/3728 (дата обращения: 16.01.2022).

Поделиться