Личностные ценности представляют собой форму репрезентации потребностей в сознании личности. В отличие от личностных смыслов, фиксирующих сущее (то значение, которое имеет для субъекта предмет хотения или желания), личностные ценности указывают на должное, то есть на то, как с точки зрения человека должно быть или как следует поступать. Личностные ценности представляют собой определенную сетку понятий (ценностных категорий), накладываемых на ситуации, окружающие объекты, людей, их действия и пр., что позволяет субъекту дать им оценку в координатах «плохо — хорошо», «красиво — безобразно», «достойно — недостойно».
Исследования личностных ценностей позволяет дать ответ на вопрос, что является для человека субъективно значимым и важным. При этом речь идет об устойчивых индивидуально-психологических предпочтениях.
Цель проведенного нами исследования заключалась в выявлении личностных ценностей пациенток гинекологического отделения.
В исследовании приняли участие пациентки гинекологического отделения в возрасте, а также здоровые женщины (для проведения сопоставлений). Возраст участниц исследования от 18 до 45 лет, объем выборки — 36 человек. Распределение испытуемых по группам, месту проживания, образованию и другим характеристикам представлено в табл. 1-4.
В ходе исследования был использован ценностный опросник Д.В. Каширского. Общая характеристика выборки по результатам анкетного опроса.
№ | Группа женщин | Место проживания | Суммы | |
Город | Село | |||
1 | «Здоровые» (без явных признаков болезни) | 15 | 0 | 15 |
100,00% | 0,00% | |||
2 | Пациентки отделения гинекологии | 19 | 2 | 21 |
90,48% | 9,52% | |||
Суммы | 34 | 2 | 36 |
№ | Группа женщин | Образование | Суммы | |||
Среднее | Высшее | Неоконченное высшее | Среднее специальное | |||
1 | «Здоровые» (без явных признаков болезни) | 6 | 4 | 1 | 4 | 15 |
40,00% | 26,67% | 6,67% | 26,67% | |||
2 | Пациентки отделения гинекологии | 2 | 6 | 3 | 10 | 21 |
9,52% | 28,57% | 14,29% | 47,62% | |||
Суммы | 8 | 10 | 4 | 14 | 36 |
№ | Группа женщин | Родители в разводе | Суммы | |
Нет | Да | |||
1 | «Здоровые» (без явных признаков болезни) | 9 | 6 | 15 |
60,00% | 40,00% | |||
2 | Пациентки отделения гинекологии | 11 | 10 | 21 |
52,38% | 47,62% | |||
Суммы | 20 | 16 | 36 |
№ | Группа женщин | Воспитание отчимом / мачехой | Суммы | |
Да | Нет | |||
1 | «Здоровые» (без явных признаков болезни) | 4 | 11 | 15 |
26,67% | 73,33% | |||
2 | Пациентки отделения гинекологии | 5 | 16 | 21 |
23,81% | 76,19% | |||
Суммы | 9 | 27 | 36 |
Группа женщин | Наличие детей | Суммы | |||
Нет детей | Один ребенок | Два ребенка | |||
1 | «Здоровые» (без явных признаков болезни) | 7 | 7 | 1 | 15 |
46,67% | 46,67% | 6,67% | |||
2 | Пациентки отделения гинекологии | 13 | 7 | 1 | 21 |
61,90% | 33,33% | 4,76% | |||
Суммы | 20 | 14 | 2 | 36 |
Результаты исследования
Представим результаты проведенного эмпирического исследования пациенток гинекологического отделения в сравнении с результатами опроса нормативной выборки женщин без выраженных проблем со здоровьем.
Данные ценностного опросника Д.В. Каширского представлены на рис. 1-2. В таблицах 1-2 даются необходимые математико-статистические сопоставления.

Из рисунка следует, что наиболее значимыми жизненными ценностями для пациенток гинекологического отделения являются здоровье, семья и любовь. Полученный результат согласуется с результатами исследования здоровых женщин, на вершине ценностной иерархии которых располагаются те же жизненные ценности.
К числу наименее значимых ценностей для пациенток гинекологического отделения могут быть отнесены высокий социальный статус, активность для достижения позитивных изменений в обществе, вера в Бога, эстетические ценности. Для женщин из нормативной выборки менее важны в жизни социальная активность, высокий социальный статус, познание нового в мире, природе, человеке.
В таблице 6 представлены результаты сопоставительного анализа личностных ценностей пациенток гинекологического отделения и здоровых женщин.
№ | Ценности | Здоровые женщины | Пациентки отделения гинекологии | t | df | p |
1 | Здоровье | 14,533 | 15,286 | 0,585 | 34 | 0,562 |
2 | Общение | 11,200 | 11,333 | 0,110 | 34 | 0,913 |
3 | Высокий социальный статус | 4,533 | 6,286 | 1,047 | 34 | 0,303 |
4 | Познание нового | 8,000 | 5,857 | -1,690 | 34 | 0,100 |
5 | Семья | 12,133 | 11,667 | -0,323 | 34 | 0,749 |
6 | Социальная активность | 6,333 | 4,000 | -1,874 | 34 | 0,070 |
7 | Милосердие | 7,733 | 8,143 | 0,288 | 34 | 0,775 |
8 | Материально обеспеченная жизнь | 10,000 | 10,286 | 0,197 | 34 | 0,845 |
9 | Высокое образование | 9,200 | 8,476 | -0,443 | 34 | 0,661 |
10 | Вера в Бога | 6,267 | 9,238 | 1,698 | 34 | 0,099 |
11 | Отдых | 6,667 | 6,762 | 0,067 | 34 | 0,947 |
12 | Самореализация | 11,000 | 8,429 | -1,985 | 34 | 0,055 |
13 | Красота | 5,733 | 7,333 | 1,616 | 34 | 0,115 |
14 | Любовь | 13,400 | 14,048 | 0,536 | 34 | 0,596 |
15 | Уважение | 6,667 | 7,810 | 0,854 | 34 | 0,399 |
16 | Работа | 9,867 | 10,810 | 0,814 | 34 | 0,421 |
17 | Свобода | 10,667 | 7,095 | -2,171 | 34 | 0,037 |
Анализ таблицы показывает, что для пациенток гинекологического отделения менее значимы познавательные потребности (t=1,69, p≤0,1), активность для достижения позитивных изменений в обществе (t=1,87, p≤0,07), самореализация (t=1,98, p≤0,05), свобода как независимость в поступках и действиях (t=2,17, p≤0,03), а более значима вера в бога (t=1,69, p≤0,09).
На рис. 2. представлены результаты исследования реализации в жизни женщин тех или иных ценностей. Из рисунка следует, что в обеих группах наиболее реализованными являются здоровье, общение, создание семьи и любовь.

В таблице 7 представлены результаты сопоставления степени реализации жизненных ценностей пациенток гинекологического отделения и здоровых женщин.
№ | Ценности | Здоровые женщины | Пациентки отделения гинекологии | t | df | p |
1 | Здоровье | 11,467 | 12,619 | 0,656 | 34 | 0,516 |
2 | Общение | 12,267 | 11,619 | -0,403 | 34 | 0,690 |
3 | Высокий социальный статус | 4,733 | 5,190 | 0,306 | 34 | 0,761 |
4 | Познание нового | 9,867 | 7,524 | -1,703 | 34 | 0,098 |
5 | Семья | 11,800 | 12,619 | 0,520 | 34 | 0,607 |
6 | Социальная активность | 6,467 | 6,810 | 0,255 | 34 | 0,800 |
7 | Милосердие | 9,133 | 9,381 | 0,155 | 34 | 0,878 |
8 | Материально обеспеченная жизнь | 6,333 | 6,952 | 0,407 | 34 | 0,687 |
9 | Высокое образование | 9,200 | 6,714 | -1,517 | 34 | 0,138 |
10 | Вера в Бога | 10,133 | 11,048 | 0,578 | 34 | 0,567 |
11 | Отдых | 9,133 | 8,524 | -0,449 | 34 | 0,656 |
12 | Самореализация | 7,133 | 8,286 | 0,780 | 34 | 0,441 |
13 | Красота | 8,933 | 9,571 | 0,432 | 34 | 0,668 |
14 | Любовь | 12,000 | 12,524 | 0,355 | 34 | 0,725 |
15 | Уважение | 7,267 | 7,286 | 0,013 | 34 | 0,990 |
16 | Работа | 8,400 | 8,619 | 0,171 | 34 | 0,865 |
17 | Свобода | 10,133 | 7,667 | -1,462 | 34 | 0,153 |
Данные, представленные в таблице, указывают на то, что статистически значимых различий между сравниваемыми выборками не установлено.
Таким образом, проведенное исследование указывает на относительное сходство ценностных профилей женщин, находящихся на лечении в гинекологическом отделении и обычных («средненормативных») женщин как по уровню значимости жизненных ценностей, так и по степени реализации их в реальной жизни.
В то же время пациентки гинекологического отделения менее ориентированы на ценности познания, меньшее значение придают социальной активности, направленной на позитивные изменения в обществе. Для них менее важна максимальная реализация собственных способностей и талантов в сравнении со средненормативными данными. Они гораздо в меньшей мере ценят также свободу как независимость в поступках и действиях, тогда как придают более высокий вес религиозным ценностям.