Проблема одиночества в контексте философии

№35-1,

философские науки

Рассматриваются феноменологический и экзистенциальный подходы к изучению проблемы одиночества, сформулированные в работах западных исследователей, а также опыт российской национальной философии в осмыслении данной проблемы. Сделан вывод о том, что проблема одиночества неоднозначна, но если она рассматривается в глобальном плане, то нужно с ним бороться,стараться преодолевать его.

Похожие материалы

И Бог шагнул в пустоту. И Он поглядел вокруг и сказал — Я одинок. Сотворю себе мир

Джонсон Дж. У.

Свою работу я писала, основываясь на научную статью Е.А.Юдич «Проблема одиночества в контексте философии» из журнала «Известия Томского политехнического университета».

Основную часть своей жизни мы находимся среди окружения. Любому нужно делиться с кем-то своими переживаниями, интересными событиям и т.д. Возникает вопрос: почему же среди большого количества людей человек может чувствовать себя одиноко?

Кто же такой одинокий человек? Это человек, находящийся один. Может и общаясь каждый день со множеством людей, он все равно будет чувствовать себя одиноким

В этом и состоит главная проблема, которую ни один человек так и не смог понять до конца. Мы растрачиваем свои силы на поиски людей, с которыми нам было бы удобно и комфортно, хотим, чтобы нас понимали, стремимся быть в окружении, а следовательно постоянно стремимся, хоть и на подсознательном уровне, но не быть одинокими. Не всегда большое количество окружения является показателем того, что человек не один. Рано или поздно он начнет осознавать это и все начнется по второму кругу. Начнется меняться окружение, все новые и новые лица, но стоит ли все это таких потраченных сил. Конечно, очень большое счастье найти такого человека. С другой стороны может быть просто нужно самому совершенствоваться, стараться быть интересным человеком, развиваться и тогда к тебе потянутся люди, захотят быть с тобой и принимать тебя со всеми твоими достоинствами и недостатками. А может остепениться и встретится именно тот человек, который будет родственной душой и тогда не понадобится тратить столько сил на бесполезное общение. В любом случае проблема остается не разрешенной.

В современном обществе проблема одиночества является очень актуальной. Происходит очень много изменений, которые кардинально меняют жизнь людей, а именно: грандиозные достижения в области науки и техники, нано технологии, появление информационного общества. Но зачастую все эти изменения не всегда положительно влияют на отдельного человека. Многим людям очень тяжело адаптироваться в новой среде. Индивид должен чувствовать ощущение принадлежности к обществу, а лишаясь этого, становится одиноким. Самое страшное, что люди становятся одинокими среди людей. Все это может привести к проблемам со здоровьем, нервным срывам, депрессиям. В данной ситуации человек прибегает к различным формам, для того чтобы не оставаться одиноким: различные группировки, религиозные секты.

Нельзя не затронуть и проблему счастья, ведь она напрямую зависит от того, одинок человек или нет и что для человека счастье – находиться в окружении людей или все же в уединении. Эти проблемы затрагивают не отдельных личностей а общество в целом. Но все же я думаю, что не может человек быть счастливым один. Для того, чтобы познать радость, счастье в полной мере нужно поделиться им с другим человеком. Ведь когда делишься счастьем с кем-то это так здорово. Главное, чтоб был такой близкий и родной

В статье Е.А.Юдич рассматриваются разные точки зрения на проблему одиночества.

Феноменологический подход говорит о том, что одиночество пимеет пагубное влияние, пускай оно и не разрушает всю систему, но все же вносит свои разлады в нее.

Экзистенциалисты связывают развитие жизненного мира человека с развитием и становлением осознанного отношения к собственному одиночеству: понимание одиночества определяет характер взаимоотношений с внешним миром.

Не одиночество, а бегство от одиночества делает человека несчастным, неудовлетворённым, слабым, сомневающимся. Таким образом присутствует общее в феноменологическом и экзистенциальном подходах: проблема одиночества связана с проблемой осознанности.

В русской философии феномен одиночества изучается на основе чистого мышления, на попытке охватить это явление мыслью. Например, Лосский описывает, прежде всего, общую картину мира, которая включает в себя и объясняет все явления и процессы, в том числе и феномен одиночества; тогда целью исследователя становится не «изобретение» новой теории одиночества, нового понимания проблемы одиночества, а раскрытие самой сути феномена.Кроме того, он, в отличие от западных коллег, подвергает более тщательному анализу третью составляющую феномена одиночества - Божественное начало (к первым двум составляющим относятся понятия личности и социума).

Я считаю, что в статье Е.А.Юдич очень хорошо показана проблема одиночества, но не даются попытки решения этой проблемы и не говорится о том, а стоит ли вообще бояться одиночества, может не всегда оно настолько и плохо, может, есть в этом и положительное. Я думаю, что есть. Одиночество дает время подумать о многих вещах, привести свои мысли в порядок. Одиночество нам необходимо, потому что сознание того, что ты один и никто тебя не понимает, дает необходимый всплеск эмоций. После этого последует обязательно последует интерес к чему-либо. Главное вовремя уловить это. Одиночество помогает нам сконцентрироваться на самом важном. Главное - научиться пользоваться этим правильно. Но есть и отрицательное: психологические расстройства, нервные срывы, ухудшение как физического так и духовного состояния человека. Тем не менее, люди живут в обществе и в любом случае взаимодействуют с ним, поэтому одиночество становится глобальной проблемой. Нужно бороться с одиночеством, если рассматривать его в широком смысле, т.к. оно очень негативно влияет на состояние людей и общества в целом. Универсального решения проблемы нет, все зависит от причины. Но в любом случае нужно стараться каждому человеку бороться с одиночеством, помогать людям адаптироваться, взаимодействовать друг с другом, бороться с эмоциональным напряжением, с психологическими травмами.

Проблема одиночества неоднозначна. Для кого-то это хорошо, для кого-то плохо. Ведь лишь в одиночестве человек снимает с себя все маски в которых он пребывает во время соприкосновений с обществом. В одиночестве все замирает, все несущественное отходит на задний план и на первый план выходят истинные желания и побуждения. Именно истинные, а не которые навязаны обществом и его социальными нормами. Я считаю, что если рассматривать одиночество в глобальном плане, оно имеет больше негативных последствий, чем позитивных. Нужно бороться с одиночеством, если оно становится постоянным и нормальным образом жизни. Нужно занимать активную позицию, быть интересным человеком, постоянно самосовершенствоваться и тогда и начнет исчезать такая проблема как одиночество.

Список литературы

  1. Пузанова Ж.В. Философия одиночества и одиночество философа // Вестник РУДН. Сер. Социология. - 2003. - № 4-5. -С. 47-58.
  2. Берк М. Одиночество убивает // Forbes Russia - новостной сайт о бизнесе, финансах, карьере и стиле жизни. 2009. URL: http://www.forbesrussia.ru/mneniya/idei/22679-odinochestvo-ubi-vaet (дата обращения: 14.02.2010).
  3. Садлер У., Джонсон Т. От одиночества - к аномии. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.
  4. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. - М.: Республика, 1995.- 464 с.
  5. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Прогресс, 1994. - 460 с.
  6. Бердяев Н.А. Дух и реальность. - М.: Изд-во АСТ, 2007. -381 с.
  7. Карсавин Л.П. Путь православия. - М.: Изд-во АСТ, 2003. -557 с.