Дифференциально-антропологический аспект одиночества

№35-1,

философские науки

Статья посвящена теме одиночества, причинам, которые его вызывают, и его последствиям. Целью данной работы является попытка понять, почему же люди по-разному воспринимают явление одиночества. На данный момент существует мало работ, которые рассматривали это явление с данной точки зрения.

Похожие материалы

В настоящее время слову «одиночество» придается исключительно негативный смысл. Люди страшатся его, избегают. Нет ничего ужаснее для человека, как остаться один-на-один с самим собой.

Если человек стремится побыть в одиночестве, его считают странным, анализ проблем наедине с самим собой теряет первоначальную значимость. Люди заполняют свое время ненужным общением, которое не несет в себе никакой полезной информации. Качество восприятия информации заменяется количеством, ценность общения пропадает. Возникают такие проблемы как апатия, развитие антипатии к людям, клаустрофобия, причинами которых является желание избежать одиночества любым путем.

Одиночество существует с момента возникновения человечества. В настоящее время этот феномен стал неким подобием Юстиниановой чумы. Люди пытались осмыслить этот феномен еще со времен древности. Но только в XX веке эта проблема стала основной в философии.

Одиночество можно рассматривать как фундаментальный антипод самим основам человеческого общежития, гуманным межличностным отношениям и, в конечном счете, самой сущности человека. Еще Аристотель заметил, что человек вне общества либо бог, либо зверь. Разумеется, центробежные силы, вырывающие личность из присущего ей социального контекста и ставящие ее в положение "бога" или "зверя", связаны и с такими феноменами, как индивидуализм, эгоцентризм, изолированность, отчуждение и т.д. Но в итоге все эти разнопорядковые факторы, отражающие сложные процессы социального развития общества, приводят к единому результату - к устойчивому состоянию одиночества, связанному с переживанием личностью своей трагической "атомарности", затерянности и заброшенности в безбрежные и теряющие для нее смысл просторы социума.

Вместе с тем отдельные авторы подчеркивают, что развитые, или самоактуализирующиеся, личности отличаются от большинства своим отношением к одиночеству: для них оно выступает скорее как эмоционально позитивное состояние, выступающее как ценный ресурс рефлексии, творческой деятельности и внутреннего диалога, что перекликается с ранними представлениями о позитивном одиночестве монахов, художников и философов. Все выдающиеся люди – духовные учителя, писатели и художники, ученые, полководцы – очень ценили одиночество как важнейший ресурс своего творчества и саморазвития, хотя далеко не все испытывали проблемы с общением. К.Г. Юнг рассматривал одиночество, «сознательное и неминуемое обособление отдельного существа из неразличимости и бессознательности стада» как цену, которую неизбежно приходится платить за личностное развитие, а А.Маслоу видел в позитивном отношении к одиночеству одну из отличительных особенностей самоактуализирующихся личностей. К. Мустакас первым сформулировал в качестве общего принципа тезис о том, что одиночество является одним из условий человеческой жизни, человеческим опытом, который помогает индивиду сохранять, развивать и углублять свою человечность. Попытки же уйти от одиночества и его переживания приводят только к отчуждению от самого себя. Одиночество не только не изолирует индивида от мира, напротив, оно делает индивида более целостным, чувствительным и человечным. Это, однако, относится лишь к экзистенциальному одиночеству, наряду с которым Мустакас различает и болезненное одиночество, служащее источником тревоги.

В недавних попытках эмпирически развести социальное и экзистенциальное одиночество были получены сходные результаты: экзистенциальное одиночество, в отличие от социального, прямо связано с креативностью; кроме того, по данным последнего исследования, обе разновидности одиночества сходным образом влияют на оценки эмоционального благополучия, но по-разному на осмысленность жизни и отчуждение, которые обнаруживают значимые связи только с социальным, но не с экзистенциальным одиночеством. Дальнейшая работа позволила выделить в структуре переживания одиночества 3 фактора: общее одиночество, в свою очередь распадающееся на параметры изоляции, самокатегоризации и отчуждения (одиночества в толпе); зависимость от общения, распадающееся на дисфорию, осознание одиночества как проблемы и потребность в компании и позитивное одиночество, в котором выделяются эмоциональный компонент (радость уединения) и инструментальный компонент (уединение как ресурс) и построить дифференциальный опросник переживания одиночества.

Невозможно прийти к однозначному ответу на вопрос: «что же такое одиночество: трагедия или неотъемлемая часть человеческой жизни?». Прежде всего это происходит из-за того, что восприятие данного феномена – явление исключительно субъективное.

Наивно думать, что к одиночеству склонны только философствующие личности. Одиночеству подвержены даже самые обычные люди. Ни материальный достаток, ни определенный статус в обществе, ни внешнее благополучие личности, которая воспринимает жизнь западного человека как идеал, не могут избавить человека от встречи с одиночеством, которая рано или поздно состоится.

Наиболее утонченную трактовку чувства одиночества предложили такие авторы, как Паскаль и Ницше. Согласно Паскалю, человек абсолютно одинок и обречен на бессмысленное существование. На просторах пустой огромной вселенной, он с ужасом осознает свое одиночество, от которого нигде нет спасения. Чувство отрешенности и некой изолированности от мира, которое время от времени посещает нас, является результатом осознания условности нашего бытия и метафизической изгнанности.

В философском романе Ницше «Так говорил Заратустра» «последний человек» приходит к осознанию того, что все человечество в целом и каждый человек в отдельности обречены на одиночество.

Мы появляемся на свет и проживаем всю свою жизнь в одиночестве. Именно эта мысль является основной в романе «Взгляни на дом свой, ангел» Томаса Вулфа:

"А когда его оставляли спать одного в комнате с закрытыми ставнями, где на пол ложились полоски густого солнечного света, им овладевало неизбывное одиночество и печаль: он видел свою жизнь, теряющуюся в сумрачных лесных колоннадах, и понимал, что ему навсегда суждена грусть - запертая в этом круглом маленьком черепе, заточенная в этом бьющемся, укрытом от всех сердце, его жизнь была обречена бродить по пустынным дорогам. Затерянный! Он понимал, что люди вечно остаются чужими друг другу, что никто не способен по-настоящему понять другого, что, заточенные в темной утробе матери, мы появляемся на свет, не зная ее лица, что нас вкладывают в ее объятия чужими и что, попав в безвыходную тюрьму существования, мы никогда уже из нее не вырвемся, чьи бы руки нас ни обнимали, чей бы рот нас ни целовал, чье бы сердце нас ни согревало. Никогда, никогда, никогда, никогда".

Одиночество – это угнетающее чувство. Однако, как пишет русский философ Н. Бердяев, с помощью одиночества происходит формирование личности:

«Человек погружен в существование, в объектность. И здесь важным событием в судьбе "я" становится рождение сознания. Оно во многом делает человека одиноким, но оно же и делает усилие соединить и преодолеть одиночество».

В современном мире люди озабочены проблемами, которые связаны с их непохожестью на других, их индивидуальностью. Очень часто можно услышать призыв: «будь самим собой!». Мы стремимся сохранить уникальность, целостность своего сознания, не подвергать его влиянию других людей или окружающего нас мира в целом. Но как только нам удается приблизиться к нашей цели, мы вдруг осознаем свое полное одиночество. Нас тянет вернуться обратно к толпе, к людям, связь с которыми мы оборвали. Это своеобразные попытки снова почувствовать, что мы существуем отдельно от мира, не в одиночестве.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно заключить, что одиночество двойственно по своей природе. Для одних это явление является обязательным ресурсом, который дает возможность для развития личности, а для тех, кто не имеет стремления к самосовершенствованию, - исключительно источником страха и скуки. Дифференциация в восприятии появляются из-за различия уровней личностного развития индивидов. Эти различия проявляются не столько в сам момент одиночества, сколько в субъективном отношении к нему и в его влиянии на жизнь человека. К позитивным следствиям одиночества можно отнести то, что оно позволяет на некоторое время оборвать связь с миром, для того, чтобы осмыслить, переработать в своем сознании пережитые чувства и эмоции, чтобы получить определенный опят. Этот процесс является неотъемлемой частью развития личности. Одиноким чувствует себя в уединении только человек, который не достиг достаточной автономии от других, который слишком привязан к внешнем миру. Для таких людей одиночество представляется как нечто ужасающее, останавливающее развитие, странное. Как правило, такие люди не выдерживают давления своего внутреннего «я» и стараются как можно меньше времени проводить один-на-один с собой.

Список литературы

  1. Maslow A.H. Motivation and Personality. 2nd ed. N.Y.: Harper & Row, 1970. – 369 с.
  2. Moustakas C.E. Loneliness. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1961. – 231 с.
  3. Бердяев Н. А. Я и мир объектов. - М.: Аст, 2007. - 191 с.
  4. Леонтьев В. А. Экзистенциальная традиция: Философия, психология, психотерапия [Текст] / В. А. Леонтьев //. 2011, № 2(19). С. 101-108. (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия)
  5. Пузанова Ж.В. Философия одиночества и одиночество философа [Текст] / Ж. В. Пузанова // Вестник РУДН, серия Социология, 2003, №4-5. С. 47-58.
  6. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука, 1996.- 269 с.
  7. Томас Вулф. Взгляни на дом свой, ангел. – М.: Эксмо, 2008. - 150 с.