Сегодня мы стоим на пороге уникальной эпохи, когда, в результате широкого распространения сетей Интернет и электронных носителей, свершаются преобразования не только в экономике, но и в психологии людей. Сегодня люди готовы платить не только за реальные продукты, ощутимые и осязаемые, но и за нематериальные, такие как видеоигры, музыку, кино, электронные книги и пр. Но если ранее человеку приходилось покупать физически ощущаемый, твердый носитель, на котором была записана цифровая версия любимого фильма или музыкального альбома, то сегодня все большую аудиторию собирают сервисы цифровой дистрибуции, которые не предлагают потребителю вообще никаких материальных объектов, только лишь цифровую версию продукта.
Сервисы цифровой дистрибуции на сегодняшний день не являются чем-то эксклюзивным или сверх инновационным, хотя, порой, достойны называться высокотехнологичными. С сервисами цифровой дистрибуции знакомы многие, в частности с их крупнейшими представителями – Itunes,Google Play, Steam, Origin и пр. Успех таких сервисов обусловлен множеством объективных экономических факторов. Во-первых, цифровая дистрибуция подразумевает под собой, что искомый файл или программа будут загружены через интернет, а значит нет необходимость в твердом носителе. Это, в свою очередь, убирает необходимость в физических точках продажи, что в свою очередь значительно сокращает постоянные расходы. Кроме того, сами сервисы и большая часть продукции не нуждается в традиционных методах рекламы, что выводит маркетинг на новый уровень.[1]
Подобные сервисы, как правило, прибегают к директ-маркетингу, который имеет явные преимущества, такие как географическая избирательность, гарантия доставки рекламного сообщения, широкий выбор форматов связи, возможность решения нескольких задач одновременно и, самое главное, предоставляет действительно гибкие возможности для продвижения конкретного товара. Сущность директ-маркетинга проявляется в том, что число постоянных клиентов не постоянно имеет тенденцию к увеличению, а, значит, в таком случае все усилия предприятия должны быть направлены содержание клиентов, которые существуют на данном сегменте рынка и воспитания у них доверия к компании. Директ-маркетинг позволяет создать двухстороннюю связь, что дает возможность получать данные от потребителя, анализируя которые компания получает уникальную возможность свои ошибки при создании будущей рекламной кампании. [2]
Пользователи из Российской Федерации занимают существенный процент в крупнейших сервисах цифровой дистрибуции. Это отчетливо видно на примере одного из крупнейших сервисов цифровой дистрибуции Steam, который является платформой для продажи уникального цифрового контента, от музыки, фильмов и игр, до сложнейших программ и центральных программных компонентов интерактивных приложений с графикой, обрабатываемых в реальном времени.
Ежедневно, в сервис Steam одновременно заходит до 9 миллионов пользователей, а трафик загрузок цифрового контента порой превышает несколько терабайт в секунду. Согласно статистике за март 2015 года, предоставленной Valve Corporation, разработчиком и владельцем сервиса, средний текущий показатель трафика, загружаемого пользователями Российской Федерации, лишь на 26% меньше чем, чем у пользователей всей северной Америки в совокупности и составляет разницу в 71 гигабайт, что, по современным меркам, не является существенной разницей.[3] На этом же сервисе русскоговорящее сообщество находится на втором месте по числу пользователей (17.53% пользователей), в три раза обогнав испанское (5.18% пользователей) и немецкое (4.76% пользователей) сообщества, уступая первое место англоговорящим пользователям (48.11% пользователей)[4].
Говоря иными словами, российский пользователь сегодня уже обеспечен необходимыми компьютерными комплектующими для того, чтобы приобретать высокотехнологичные продукты западной IT-индустрии и обладает достаточными собственными финансами для покупки. Особенно примечательно то, что российский пользователь не только финансово и технически готов к эксплуатации данных программ, но и психологически предпочитает вариант приобретения программного обеспечения по лицензионному соглашению, несмотря на изобилие т.н. «пиратских» сайтов в русскоязычной части Интернета и вялую борьбу властей с ними. Это в очередной раз подтверждает то, что мы стоим на гране новой эпохи, когда к людям приходит осознание необходимости оплаты нематериальных благ даже при наличии бесплатных аналогов.
В некоторой степени готовность российского пользователя была сформирована и подогревается сегодня крайне гибкой ценовой политикой, которую стараются придерживаться издатели и разработчики. Так, например, в сервисе цифровой дистрибуции Steam русскоязычные пользователи и пользователи стран СНГ зачастую платят в 2-3 раза меньше, чем европейцы или американцы. Конечно, не каждый издатель идет таким путем и некоторые из них предпочитают от него отказываться, поднимая цены до западного уровня. Издателей, которые поднимают цены сегодня всего несколько штук и некоторые из них связывают это решение со значительными изменениями в курсах валют.
У развития цифровой дистрибуции в Российской Федерации есть большое будущее, несмотря на достаточно гибкие подходы западных компаний к ценообразованию. Оно предопределено не только успехом директ-маркетинга, низких издержек и заинтересованностью покупателя. Цифровую дистрибуцию стимулирует еще и политические события, напрямую влияющие на деятельность наших компаний. Так, в результате анти-Крымских санкций, американским компаниям запретили работать с пользователями, проживающими на полуострове Крым.
Соответственно, целый ряд компаний, от Google до Apple, включая упомянутый выше Steam, прекратили обслуживать пользователей из Крыма, сократив свою долю на рынке. Российские пользователи с большей охотой будут отдавать свои деньги компании, которая гарантирует собственное существование в данном регионе в долгосрочном периоде, а, значит, у развития отечественных компаний, занимающихся цифровой дистрибуции есть хороший фундамент и конкурентное преимущество.
Сетевая дистрибуция это качественно новый виток в развитии торговли, однако важно понимать, что вся его новизна заключается не только в изменении мышления потребителя, но и формировании ряда других макро преференций для бизнеса, государства, сферы образования и т.д.
Развитие сетевой дистрибуции это не только прибыльный бизнес, аналоги которому только начинают приходить в Россию, но ещё и инновационный бизнес, который способен повлиять на конъюнктуру рынка труда, стимулировать развитие городской инфраструктуры, ускорить развитие отечественного программирования, создать определенный спрос в сфере образования и даже увеличить налоговую базу.