Сущность электронной коммерции и особенности ее развития в России

NovaInfo 46, с.216-223
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 29
CC BY-NC

Аннотация

Целью данной работы является выявление сущности понятия «электронный бизнес» и перспективы развития данного вида предпринимательства в России. В статье рассматривается взаимосвязь онлайн-экономики, электронного бизнеса и разновидностей электронной коммерции, анализируются тренды интернет-коммерции в Российской Федерации. На основе статистических данных о количестве пользователей интернет-контента, объёме инвестиций в финансовые технологии сделаны выводы о занимаемой позиции России в мире и возможных тенденциях развития.

Ключевые слова

B2C, ЭЛЕКТРОННЫЙ МАРКЕТИНГ, ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ, ИНТЕРНЕТ-РИТЕЙЛИНГ, ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ, B2B

Текст научной работы

На рубеже XX и XXI столетий полностью создана единая информационная система планеты. Уже в 1970-х гг. появились первые упоминания об информационной революции, информационном обществе и информационной экономике в работах Э. Тоффлера и Р. Дрюкера. Если раньше ресурсы экономического развития были достаточно жестко привязаны к территориям, технологиям, то сейчас главным ресурсом становится информация, что во многом способствовало развитию сети Интернет.

С начала 1990-х гг. распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) приобрело всеобъемлющий масштаб, причем скорость их распространения превысила все ожидания.

В настоящее время нет ни одной сферы человеческой деятельности, которая бы не претерпела значительных изменений в результате массового внедрения ИКТ. Сегодня лидерами на глобальном экономическом и политическом пространстве являются именно те страны, которые научились определять вектор развития информационных технологий, использовать новые возможности их применения. Именно информационный сектор сам по себе стал локомотивом экономического развития многих стран. Такие страны, как, например, Корея, Китай, Индия, Израиль, за счет поддержки и стимулирования производства в сфере ИКТ смогли совершить качественный прорыв в своем развитии.

Данные страны в результате широкого внедрения ИКТ во все отрасли экономики смогли добиться значительного снижения издержек при одновременном росте производительности труда. Это связано с тем, что использование ИКТ несет в себе расширение возможностей и повышение качества координации предпринимательской деятельности, позволяя при минимальных финансовых затратах и отсутствии инфраструктурных барьеров максимально увеличить сеть сбыта продукции.

Не случайно относительно недавно появились в экономической среде такие понятия как электронный бизнес (Интернет-бизнес) и электронная коммерция. Под электронным бизнесом (e-business) понимают все бизнес-процессы, совершаемые деловой организацией посредством сети Интернет. Примерами бизнес-процессов являются коммерция, маркетинг, финансовый анализ, платежи, прием на работу, поддержка клиентов и партнеров и др. Одним из значимых электронных бизнес процессов является электронная коммерция. Под электронной коммерцией понимается любая транзакция, совершаемая через сеть Интернет и приводящая к передаче права собственности на товар или услугу или права пользования ими. Таким образом, соотношение понятий «электронная коммерция» и «электронный бизнес» как часть и целое. Однако зачастую данные понятия употребляются и как синонимы.

Информационные технологии, применяемые в электронной коммерции, подразделяются на следующие виды:

  1. Электронный обмен данными (обмен данными внутри компании и с другими участниками бизнеса). Задачей электронного документооборота является уход от бумажных носителей и перенос документов в электронный вид. Это обеспечивает высокую надежность и точность сбора данной информации, высокую скорость взаимодействия сотрудников компании, посредников, участников рынка, а также неограниченный доступ к необходимым документам. В качестве примера можно привести следующие системы электронного документооборота: 1C:Документооборот, Globus Professional и т.д;
  2. Электронная торговля (интернет магазины, торговые площадки, аукционы). Главные причины торговли через интернет — снижение торговых издержек, проведение торговых операций удаленно, т.е. без непосредственного присутствия заинтересованных сторон, более эффективное информирование бизнес-партнеров и проведение рекламных акций. Наиболее известными примерами электронной торговли являются системы ozon.ru, ebay.com, netzmartk.de, amazon.ru, yahoo.com;
  3. Электронный маркетинг (интернет-реклама, анализ спроса на продукцию, исследование рынка). К преимуществам данного вида электронной коммерции относится эффективное предоставление информации покупателям, продвижение бренда товара и получение точной информации о процессах купли-продажи и о рынке в целом. Таким образом, применение электронного маркетинга позволяет привлечь более широкую аудиторию по сравнению с обычными видами маркетинга. Примерами могут служить CRM-системы (управление взаимоотношениями с клиентами), а также ORACLE CRM on Demand, qSRM, Microsoft Dynamics CRM Live и др;
  4. Информационно-аналитические системы (системы моделирования, прогнозирования, сбора информации, управления информационными процессами, мониторинга и анализа). Применение данных систем направлено на анализ деятельности предприятия, поддержку бизнеса и автоматизацию наиболее сложных бизнес-процессов. Одной из главных задач информационно-аналитической системы является сбор информации, ее агрегирование и распределение по различным прикладным областям с последующим анализом полученных данных. В результате чего и формируются выводы, которые в дальнейшем используются экспертами для проведения аналитических исследований. Примерами таких систем являются ИАС «Контроль-НП», ИАС «Ситуация-регион» и др.

Отождествлять понятие электронный бизнес с электронной коммерцией ошибочно, ведь электронная коммерция — лишь одна из разновидностей электронного бизнеса, который наряду с электронной коммерцией представлен рядом направлений, представленных на рисунке 1.

Модели электронного бизнеса
Рисунок 1. Модели электронного бизнеса

В настоящее время выделяют четыре направления развития электронного бизнеса в мире, связанные с его географическим местоположением: американское, европейское, азиатское и российское. Каждое направление характеризуется своим уровнем развития технологий, политической направленностью, правовыми нормами и носит национальные оттенки. Согласно основным положениям одного из авторов теории электронного бизнеса Г. Бенеско, электронный бизнес проходит в своем развитии пять основных фаз (рисунок 2): корпорации — сообщества — электронные кейрецу — сетевые экономические системы — глобальный электронный рынок.

Модель развития электронного бизнеса Г. Бенеско
Рисунок 2. Модель развития электронного бизнеса Г. Бенеско

В соответствии с направленностью такой коммерции выделяют две основные её категории: Business-to-Business и Business-to-Consumer, но, по нашему мнению, в России также очень важную роль играет бизнес-модель Business-to-Government. Первая категория характеризует взаимодействие между предприятиями или компаниями. В данном случае торговля упрощается благодаря открытости, зачастую сторона-заказчик имеет доступ к базам данных продавца. Более того, это позволяет отслеживать весь процесс поставки. B2C — работа с клиентом, данная бизнес-модель упрощает процесс покупки в десятки раз, а именно позволяет совершать их не выходя из дома или не отвлекаясь от работы. Мир становится мобильнее и, как следствие, предъявляет требования к финансово-торговым отношениям. Способ ведения бизнеса переходит на качественно новый уровень следующим образом: переговоры сегодня могут проходить в режиме онлайн. Например, при необходимости переговоров филиал транснациональной компании может связаться с головным офисом, используя skype-конференцию. Более того, чтобы начать свой бизнес с нуля, всё больше людей в 21 веке прибегают к краудфандингу. То есть предприниматель выкладывает на специализированном сайте свою идею и ищет спонсоров при помощи Интернета. Ещё одной характеристикой является ориентация современных стартапов на разработку новых технологий, платформ, приложений и т.д.

Уровень стран мира по развитию интернета на 2014 г.
Рисунок 3. Уровень стран мира по развитию интернета на 2014 г

Таким образом, значительной положительной характеристикой e-commerce является охват деятельности, но еѐ развитие и внедрение происходит крайне неравномерно в различных странах. Так, в России интернет-пользователями являются около половины населения, в то время как в Великобритании данный показатель достигает 80%. На рисунке 3 показана дифференциация стран по количеству интернет-пользователей. Более того, в нашей стране значительная часть приходится на бытовую технику и электронику, а в странах, где уровень онлайн-ритейла более высок, наблюдается достаточно равномерное распределение по секторам. Интернет-торговля как разновидность электронной коммерции имеет большое количество преимуществ, таких как удешевление товаров, за счёт минимизации издержек на аренду помещения и тому подобного, более того, необходимо заметить, что с каждым годом увеличивается скорость оформления сделок. Сегодня электронная коммерция в России развивается стремительными темпами, что во многом связано с развитием информационных технологий. Если в 2013 г. у большой части населения страны был велик страх онлайн-оплаты, то нынешний объём интернет-продаж явно иллюстрирует всё большее избавление от него: сегмент электронных платежей составил в 2014 г. 476 млрд. рублей, показав прирост в 36%. Объём инвестиций в финансовые технологии увеличивается почти в 2 раза ежегодно, данная тенденция показа на рисунке 4.

Объём инвестиций в финансовые технологии
Рисунок 4. Объём инвестиций в финансовые технологии

В нашей стране действует ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), которая была создана в июне 2012 г. Это является примером развития электронного сегмента бизнеса в России, а также увеличивающегося спроса на него. Объем рынка в этой области составил 713 млрд. руб., показав рост в 31% по итогам года. Спецификой электронной торговли в Российской Федерации выступает неравномерность распределения её между регионами. Несомненно, центральный округ занимает лидирующую позицию, но также весомую долю по количеству интернет-пользователей с 2014 г. стали занимать Сибирский и Дальневосточный округа. Более того, АКИТ провела исследование, которое показало, что объём покупок за рубежом среди российских интернет-пользователей увеличивался в два раза ежегодно на протяжении шести лет. Но это, в свою очередь, приводит к сокращению доли российских магазинов на данном рынке. Несомненно, это проблема, стоящая перед электронной экономикой нашей страны. Но её решение, как и многих других, зависит от дальнейшего усовершенствования информационно-коммуникационных технологий. Говоря о развитии электронной коммерции, необходимо учитывать отношение и настроения правительства в данном аспекте. В нашей стране прикладываются большие усилия для введения инноваций. На наш взгляд, важным событием в этой области является разработка государственной интегрированной информационной системе «Электронный бюджет» по управлению общественными финансами, которая началась в 2011 г. и должна быть завершена к 2020. Нерешёнными проблемами в настоящее время остаются: большие не-доработки в нормативной и законодательной базах, вопросы безопасности онлайн-операций купли-продажи, а также конфиденциальности личной информации и прав интеллектуальной собственности, юридические и налоговые риски. Национальной чертой России в данном вопросе выступает человеческий фактор — большая часть населения не доверяет электронной коммерции, придерживаясь консервативных взглядов. Ведь в большей части сделок подобного рода операции осуществляется в «неведении», когда покупатель даже не имеет гарантий, что есть продавец товара. Другими фак-торами выступают неразвитость инфраструктуры, слишком высокая стоимость доставки, доминирование приграничных онлайн-магазинов.

Несомненно, для ускорения темпов роста электронной торговли требуется комплексное решение вышеназванных проблем. Развитие логистики, инфраструктуры и законодательства в данной области — ключевые аспекты для дальнейшего подъѐма интернет-ритейлинга в России. Также на дальнейшее развитие указывает растущая популярность социальных сетей, что также способствует торговле.

Ещѐ одной составляющей онлайн-коммерции выступает электронный маркетинг, который так же основывается на достижениях ИКТ. Данный вид деятельности включает в себя все виды деятельности, связанные с продвижением, рекламой в интернете, а также созданием сайтов. Несомненным преимуществом интернет-маркетинга является, во-первых, охват аудитории, то есть носит мировой масштаб. Во-вторых, быстро распространение. Сегодня многие компании прибегают к вирусной рекламе, потому что она даѐт видимый результат в очень короткий срок. В-третьих, доступность, которая обеспечивается за счёт сокращения издержек при использовании интернет ресурсов. Онлайн-маркетинг в России также как и торговля начинает развиваться стремительными темпами, учитывая рост количества интернет-пользователей. Таким образом, доля электронной коммерции в российской экономике в ближайшее время будет возрастать, что, в свою очередь, будет способствовать развитию экономики и уровня жизни в стране. В настоящее время нашей экономике нужны новые бизнес-модели, увеличение конкуренции на рынках товаров и услуг, увеличение предложения, которое можно достигнуть посредством стимулирования спроса: появлением разнообразия вариантов и возможности покупать продукции из любой точки мира.

Читайте также

Список литературы

  1. Абхалимова, Р. С. Информационные технологии ХХI века [Текст] / Р. С. Абхалимова, А. Г. Шарафутдинов // Экономика и социум. - 2014 г. - № 2-5 (11). - С. 234-236.
  2. Васильева, Т. В. Особенности функционирования Интернет компаний в сфере интернет-коммерции [Текст] / Т. В. Васильева // Инновации. - 2006. - №6 (93). - C.120-122.
  3. Бенеско, Г. С электронным бизнесом в третье тысячелетие [Текст] / Г. Банеско // Commerce World. - 2008. - № 4. – С.12
  4. Горбунова, О. Н. Информатизация общества и формирование трудового ресурса: проблемы, пути решения [Текст] / О. Н. Горбунова // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. - № 5-6. 2012. - С. 32-39.
  5. Кастельс, М. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель [Текст] : учеб. пособие / М. Кастельс, П. Химанен. - Москва: Логос, 2002 – 224 с.
  6. Климонова, А.Н. Особенности и этапы развития электронного бизнеса в России [Текст] / А. Н. Климонова, У.Г. Трибунская // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. - № 12 (058) – С. 52
  7. Ларионова, Д.П. Современный этап развития электронной коммерции в России [Текст] / Д.П. Ларионова // Перспективы развития информационных технологий, 2015. - № 27. – С.71-73.
  8. Сулейманов, Р.Р. Инновационные технологии обучения в экономике [Текст] / Р. Р. Сулейманов, А. Г. Шарафутдинов // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике» / МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. - Уфа, 2011. - С. 340-342.
  9. Черноиванов, А.П. Электронный бизнес и перспективы его развития в России [Текст] / А. П. Черноиванов // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - № 8. – С. 155 – 156.
  10. Шарафутдинов, А.Г. Оптимизация производственных параметров личных подсобных хозяйств [Текст] / А. Г. Шарафутдинов // Перспективы инновационного развития АПК: материалы Международной научно-практической конференции в рамках XXIV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс–2014». - 2014 г. - С. 261-264.

Цитировать

Бадртдинова, И.И. Сущность электронной коммерции и особенности ее развития в России / И.И. Бадртдинова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 216-223. — URL: https://novainfo.ru/article/6400 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться