Исследование проблем и анализ новых возможностей логистики Республики Крым

№59-1,

Экономические науки

Статья посвящена исследованию динамики логистических процессов Республики Крым в период вхождения в законодательное поле Российской Федерации. Выявлены основные приоритеты на пути дальнейшего развития логистики. Отражены некоторые проблемы логистических операторов, связанные с внедрением инновационных технологий в логистической деятельности. Дана характеристика факторам, влияющим на формирование цены.

Похожие материалы

Достаточно сложный период 2014 г., связанный с возвращением Крыма в состав Российской Федерации, повлиял на рынок логистических услуг. Многие компании сократили деятельность в "западном и северном" направлениях, что привело к выходу из рынка наиболее уязвимых игроков — преимущественно мелких операторов. Лето 2015 г. стало едва ли не самым сложным периодом. Однако позитивные изменения на рынке стали заметны уже к осени 2015 г. Ситуация постепенно стабилизировалась к 2016 г., что позволило большинству оставшихся логистических операторов адаптироваться к новым условиям и выровнять денежный оборот. Сегодня на рынке можно выделить несколько сильных компаний, среди которых присутствуют национальные провайдеры услуг, но уже в следующем году ситуация может измениться и кому-то из ключевых игроков придется уступить свои позиции. В целом, на пути дальнейшего развития логистики приоритетными являются следующие действия:

  1. интенсификация развития инновационных технологий;
  2. дальнейшая интеграция в мировое сообщество, изучение и внедрение зарубежного опыта;
  3. строительство логистических центров и развитие инфраструктуры на всей территории республики;
  4. воспитание высококвалифицированных кадров путем проведения тренингов и бизнес-программ повышения квалификации.

Логистические операторы развивают свои конкурентные преимущества и кооперируются с другими игроками рынка, создавая отраслевые ассоциации, объединения, комъюнити. Это этап активного обмена опытом для получения синергетического эффекта для каждого участника. В ближайшее время на рынке ожидаются качественные изменения. Клиенты стали более требовательными к качеству предоставляемых им услуг, поэтому они более тщательно относятся к выбору оптимальных операторов, которые смогли бы оправдать их ожидания. Чтобы соответствовать этим условиям, логистические операторы будут активно работать над повышением уровня сервисного обслуживания, а также над расширением сети региональных офисов и городов доставки. Рынок также будет развиваться количественно: увеличатся складские площадки, будут расти автопарки, появятся новые операторы рынка и специализированные логистические компании. Об активности "клиентского" рынка можно судить исходя из большого количества тендеров, которые сейчас проводятся. Новые направления развития подразумевают большие возможности. Стремление к развитию и требования рынка заставляют компании открывать для себя новые нетрадиционные направления бизнеса. На сегодня рынок логистических услуг продолжает эволюционировать, происходит перераспределение вовлеченности его игроков в различных сегментах. Как считают эксперты, такая тенденция позволит достичь докризисных показателей по отрасли уже в ближайшее время.

К числу новых, но успешно развивающихся направлений бизнеса логистических компаний, можно отнести активное развитие услуг e-commerce (электронной коммерции) для клиентов в сегменте В2С. Рынок e-commerce Республики Крым в последние несколько лет демонстрирует ежегодный рост. Темпам его развития не помешал даже кризис, связанный с международными санкциями, поскольку производители, стремясь минимизировать затраты на аренду, все активнее открывали свои представительства в сети. Некоторые интернет-магазины имеют собственные логистические структуры, но они не всегда окупаются, поэтому большинство из них отдает предпочтение аутсорсингу, т.е. пользуются услугами фулфилмента от логистических операторов. Логистика е-commerce — это комплексная логистика для интернет-магазинов, предлагающая концептуальную, оперативную и исполнительную помощь электронным продавцам, которые в лице логистических компаний ищут надежных партнеров для долгосрочного сотрудничества. Для крымских логистических компаний данная ниша является перспективной, хотя и требует вложения дополнительных инвестиций.

Но как показывает практика зарубежных компаний, которые уже давно и весьма успешно сотрудничают с интернет-магазинами, это как раз тот случай, когда расходы оправданы.

Для того, чтобы иметь конкурентное преимущество, значительно повысить качество обслуживания клиентов и сократить издержки, логистические компании стремятся модернизировать свою деятельность путем внедрения компьютерных технологий и инноваций. Безусловно, далеко не все операторы в Крыму готовы полностью переложить все операционные процессы "на плечи" роботизированных систем или осуществлять доставку с помощью мобильных дронов. Внедрение высоких технологий требует значительных инвестиций. Поэтому только небольшой процент компаний, преимущественно международных, на сегодняшний день имеет возможность вкладывать финансовые средства в покупку и настройку продукта под свои бизнес-процессы. Логистические операторы, которые все же решаются использовать инновационные технологии в своей деятельности, руководствуются следующими целями:

  1. оптимизация процессов или затрат заказчиков;
  2. снижение рисков неточного выполнения операций;
  3. повышение уровня охраны труда.

Некоторые логистические группы также использует инновационные проекты, многие из которых позаимствованы из опыта западноевропейских компаний. Например, с этого года внедряются новые технологии контроля качества и сборки продукции на складе, которые минимизируют влияние человеческого фактора и позволяют определять точность сборки заказа по весовым параметрам с минимальной погрешностью. Такие технологии крайне необходимы в работе с большим количеством похожих по своим параметрам артикулов, например, косметикой. Также нельзя не отметить, что в прошлом году некоторые компании вышли на качественно новый уровень в технологии автоматизации процессов стикерения и маркировки продукции.

Однако в прошлые годы логистическим компаниям была характерна определенная тарифная неустойчивость. В складском бизнесе, например, цена, бюджет или оборот для каждого клиента является индивидуальным показателем по причине того, что все условия ориентированы на конкретный проект и определенное логистическое решение. Тарифы для существующих клиентов устанавливаются согласно контрактным обязательствам, но, в большинстве случаев, они меняются в связи с инфляционными процессами в стране. Также факторами, влияющими на формирование цены, являются:

  1. уровень инфляции;
  2. изменение стоимости энергоресурсов;
  3. стоимость аренды складских помещений;
  4. официальный курс доллара.

Следует отметить, что в последнее время логистический рынок все больше ориентируется на уровень инфляции, нежели на колебания курса. Чего ожидать в следующем году? Прогнозируя развитие рынка логистики в Республике Крым, можно с уверенностью говорить о продолжении его трансформации, смене позиций ключевых игроков и усилении конкурентной борьбы между ними. Повышение требований к качеству, надежности и безопасности компаний со стороны клиентов усилит тенденции к перераспределению спроса в пользу самых "оптимальных" из них, что послужит причиной ухода с рынка неэффективных игроков. Свои позиции укрепят логистические операторы, которые в дальнейшем смогут обеспечить системный подход в работе с каждым проектом, будут развивать новые направления бизнеса и внедрять современные инновационные технологии.

Список литературы

  1. Воронов В.И., Воронов А.В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. – Управление, 2015. – Т.3.– № 2. – С. 27-36
  2. Ермаков И., Петухов Д. Постановка проблемы развития национальной логистической системы. – Логистика. 2014. № 11 (96). С. 56-59.
  3. Инновационно-логистическое обеспечение международного туризма и круизного бизнеса: монография // Р.Р. Ларина, В.В. Селиванов, Е.Ю. Лукьянова, М.А. Шостак // Симферополь: ИТ «Ариал», 2013. – 395 с.
  4. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном пространстве: монография // Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. – М.: ГУУ, 2014. – 158 с. Мельников В.П. Логистика. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
  5. Мочалин С.М., Шамис В.А. Управление заказами на предприятии с использованием автоматизированной CRM-системы // Научно-методический электронный журнал Концепт: 2016. – № 4. – С. 1-7.
  6. Селиванов В.В. Основы агентирования круизных судов. – LAP LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2016. – 113 с.
  7. Селиванов В.В. Исследование особенностей морского туризма в пассажирском судоходстве. – LAP LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2017. – 145 с.
  8. Селиванов В.В. Круизное судоходство на Черном море: от кризисной ситуации к устойчивому развитию // Крымский научный вестник. – 2015. – № 5. – Том 1. «Экономические науки», с.66–73. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/ 2015/03/5KNV-1.pdf
  9. Селиванов В.В. Современные вопросы логистики яхтенного туризма Республики Крым // Крымский научный вестник. – 2016. – № 4(10). – С. 3–8. – [электронный ресурс]. – Режим доступа http://krvestnik.ru/pub/2016 /08 / KNV/Selivanov.pdf
  10. Фасоляк Н.Д. Управление посредничеством в логистике. – М.: Экономика, 2013. – 271 с.