Достаточно сложный период 2014 г., связанный с возвращением Крыма в состав Российской Федерации, повлиял на рынок логистических услуг. Многие компании сократили деятельность в "западном и северном" направлениях, что привело к выходу из рынка наиболее уязвимых игроков — преимущественно мелких операторов. Лето 2015 г. стало едва ли не самым сложным периодом. Однако позитивные изменения на рынке стали заметны уже к осени 2015 г. Ситуация постепенно стабилизировалась к 2016 г., что позволило большинству оставшихся логистических операторов адаптироваться к новым условиям и выровнять денежный оборот. Сегодня на рынке можно выделить несколько сильных компаний, среди которых присутствуют национальные провайдеры услуг, но уже в следующем году ситуация может измениться и кому-то из ключевых игроков придется уступить свои позиции. В целом, на пути дальнейшего развития логистики приоритетными являются следующие действия:
- интенсификация развития инновационных технологий;
- дальнейшая интеграция в мировое сообщество, изучение и внедрение зарубежного опыта;
- строительство логистических центров и развитие инфраструктуры на всей территории республики;
- воспитание высококвалифицированных кадров путем проведения тренингов и бизнес-программ повышения квалификации.
Логистические операторы развивают свои конкурентные преимущества и кооперируются с другими игроками рынка, создавая отраслевые ассоциации, объединения, комъюнити. Это этап активного обмена опытом для получения синергетического эффекта для каждого участника. В ближайшее время на рынке ожидаются качественные изменения. Клиенты стали более требовательными к качеству предоставляемых им услуг, поэтому они более тщательно относятся к выбору оптимальных операторов, которые смогли бы оправдать их ожидания. Чтобы соответствовать этим условиям, логистические операторы будут активно работать над повышением уровня сервисного обслуживания, а также над расширением сети региональных офисов и городов доставки. Рынок также будет развиваться количественно: увеличатся складские площадки, будут расти автопарки, появятся новые операторы рынка и специализированные логистические компании. Об активности "клиентского" рынка можно судить исходя из большого количества тендеров, которые сейчас проводятся. Новые направления развития подразумевают большие возможности. Стремление к развитию и требования рынка заставляют компании открывать для себя новые нетрадиционные направления бизнеса. На сегодня рынок логистических услуг продолжает эволюционировать, происходит перераспределение вовлеченности его игроков в различных сегментах. Как считают эксперты, такая тенденция позволит достичь докризисных показателей по отрасли уже в ближайшее время.
К числу новых, но успешно развивающихся направлений бизнеса логистических компаний, можно отнести активное развитие услуг e-commerce (электронной коммерции) для клиентов в сегменте В2С. Рынок e-commerce Республики Крым в последние несколько лет демонстрирует ежегодный рост. Темпам его развития не помешал даже кризис, связанный с международными санкциями, поскольку производители, стремясь минимизировать затраты на аренду, все активнее открывали свои представительства в сети. Некоторые интернет-магазины имеют собственные логистические структуры, но они не всегда окупаются, поэтому большинство из них отдает предпочтение аутсорсингу, т.е. пользуются услугами фулфилмента от логистических операторов. Логистика е-commerce — это комплексная логистика для интернет-магазинов, предлагающая концептуальную, оперативную и исполнительную помощь электронным продавцам, которые в лице логистических компаний ищут надежных партнеров для долгосрочного сотрудничества. Для крымских логистических компаний данная ниша является перспективной, хотя и требует вложения дополнительных инвестиций.
Но как показывает практика зарубежных компаний, которые уже давно и весьма успешно сотрудничают с интернет-магазинами, это как раз тот случай, когда расходы оправданы.
Для того, чтобы иметь конкурентное преимущество, значительно повысить качество обслуживания клиентов и сократить издержки, логистические компании стремятся модернизировать свою деятельность путем внедрения компьютерных технологий и инноваций. Безусловно, далеко не все операторы в Крыму готовы полностью переложить все операционные процессы "на плечи" роботизированных систем или осуществлять доставку с помощью мобильных дронов. Внедрение высоких технологий требует значительных инвестиций. Поэтому только небольшой процент компаний, преимущественно международных, на сегодняшний день имеет возможность вкладывать финансовые средства в покупку и настройку продукта под свои бизнес-процессы. Логистические операторы, которые все же решаются использовать инновационные технологии в своей деятельности, руководствуются следующими целями:
- оптимизация процессов или затрат заказчиков;
- снижение рисков неточного выполнения операций;
- повышение уровня охраны труда.
Некоторые логистические группы также использует инновационные проекты, многие из которых позаимствованы из опыта западноевропейских компаний. Например, с этого года внедряются новые технологии контроля качества и сборки продукции на складе, которые минимизируют влияние человеческого фактора и позволяют определять точность сборки заказа по весовым параметрам с минимальной погрешностью. Такие технологии крайне необходимы в работе с большим количеством похожих по своим параметрам артикулов, например, косметикой. Также нельзя не отметить, что в прошлом году некоторые компании вышли на качественно новый уровень в технологии автоматизации процессов стикерения и маркировки продукции.
Однако в прошлые годы логистическим компаниям была характерна определенная тарифная неустойчивость. В складском бизнесе, например, цена, бюджет или оборот для каждого клиента является индивидуальным показателем по причине того, что все условия ориентированы на конкретный проект и определенное логистическое решение. Тарифы для существующих клиентов устанавливаются согласно контрактным обязательствам, но, в большинстве случаев, они меняются в связи с инфляционными процессами в стране. Также факторами, влияющими на формирование цены, являются:
- уровень инфляции;
- изменение стоимости энергоресурсов;
- стоимость аренды складских помещений;
- официальный курс доллара.
Следует отметить, что в последнее время логистический рынок все больше ориентируется на уровень инфляции, нежели на колебания курса. Чего ожидать в следующем году? Прогнозируя развитие рынка логистики в Республике Крым, можно с уверенностью говорить о продолжении его трансформации, смене позиций ключевых игроков и усилении конкурентной борьбы между ними. Повышение требований к качеству, надежности и безопасности компаний со стороны клиентов усилит тенденции к перераспределению спроса в пользу самых "оптимальных" из них, что послужит причиной ухода с рынка неэффективных игроков. Свои позиции укрепят логистические операторы, которые в дальнейшем смогут обеспечить системный подход в работе с каждым проектом, будут развивать новые направления бизнеса и внедрять современные инновационные технологии.