Досудебное сопровождение несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности

NovaInfo 36, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Авторы актуализируют проблему досудебного сопровождения несовершеннолетних, представляют результаты экспертного опроса по проблеме в Алтайском крае, раскрывают методы и задачи досудебного сопровождения, роль медиации в досудебном сопровождении.

Ключевые слова

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ, СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ, МЕДИАЦИЯ, ДОСУДЕБНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Текст научной работы

Развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реализация концепции дружественного к ребенку правосудия актуализирует вопросы сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом в целом и на досудебной стадии, в частности.

Досудебное сопровождение несовершеннолетних – сфера деятельности специалистов различных органов и учреждений системы профилактики в сфере образования, социальной защиты населения, здравоохранения, труда и занятости населения, правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и др. Согласованность действий данных субъектов межведомственного взаимодействия должно обеспечивать решение задач профилактики антиобщественных действий в детской и подростковой среде, снижения преступности среди несовершеннолетних, а также эффективной социальной адаптации лиц, находящихся в конфликте с законом. И в этой связи досудебное сопровождение рассматривается еще как одна из инновационных социальных технологий ресоциализации личности несовершеннолетнего, находящегося в конфликте с законом.

С целью выявления специфики досудебного сопровождения несовершеннолетних на региональном уровне в 2015 году нами проведено исследование среди субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Алтайского края. В качестве метода исследования использовался экспертный опрос, в котором приняли участие 42 эксперта. В исследовании реализована попытка, которая помогла нам, решая задачу изучения содержания социального сопровождения целевой группы, выяснить профессиональную позицию специалистов в реализации досудебного сопровождения несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности.

С учетом тенденций в решении задач воспитания и социализации подрастающего поколения большинство экспертов отмечают необходимость реализации досудебного сопровождения для несовершеннолетних: «определенно, да» – 57,1%, «скорее да, чем нет» – 28,6%, «скорее нет, чем да» – 2,4%, «затрудняюсь ответить» – 11,9%. При этом важность досудебного сопровождения несовершеннолетних аргументируется через раскрытие его сущности. Эксперты-юристы считают, что досудебное сопровождение непосредственно связано с институтом представительства несовершеннолетних, юридической помощью, поэтому полагают излишним передачу функций сопровождения социальным службам, об этом свидетельствуют ответы респондентов: «в современном уголовном процессе достаточно обеспечены права несовершеннолетних, как в досудебном, так и судебном производстве посредством участия законного представителя, представителя, педагога, психолога, защитника», «привлечение законного представителя, психолога, адвоката», «это повышенные гарантии на защиту прав, все следственные действия проводятся с обязательным участием защитника и психолога-педагога», «взаимодействие органов следствия с оперативными подразделениями в целях отработки оперативной информации, работа по поручению следователя», «участие органов опеки и попечительства при производстве по уголовному делу в целях обеспечения прав несовершеннолетних». Вместе с тем, не исключая названных мер досудебного сопровождения, специалисты по социальной работе, социальные педагоги, педагоги-психологи в досудебном сопровождении акцент в настоящее время делают на устранении причин, способствующих совершению преступления несовершеннолетним, поддержке ребенка (социальной, психологической, педагогической, правовой) в ближайшем окружении, реализации действий в направлении прекращения дела и поиске смягчающих наказание факторов. Такое досудебное сопровождение представляет собой ювенальную межведомственную технологию, алгоритм реализации которой включает:

  1. социальное расследование – выявление причин и условий совершения преступления;
  2. комплекс мер воспитательного характера, нацеленных на содействие в решении проблем несовершеннолетнего и его семьи, превенцию повторных правонарушений;
  3. проведение медиативных встреч в службе примирения;
  4. подготовка характеристики на несовершеннолетнего и направление его судье.

Кроме того, на каждом из этапов непрерывный контроль за поведением подростка со стороны школы и социальных служб до вынесения судебного решения. Положительный опыт досудебного сопровождения с использованием инновационного элемента – медиации, базирующийся именно на межведомственном взаимодействии, представлен одним из экспертов: «В нашей школе работает школьная служба примирения «Согласие», мы прошли обучение у Р.Р. Максудова. Служба помогает нам разрешать конфликты, в том числе и криминогенные. Этот опыт можно применить и при досудебном сопровождении несовершеннолетних. Все специалисты (психолог, педагоги, социальный педагог, инспектор ОДН, врач-психиатр, представители органов системы профилактики, др.) только совместно, в системе, оказывают реабилитационную помощь ребенку. Это ювенальная технология по социальной адаптации несовершеннолетних, предупреждения совершения повторных правонарушений».

Однако, отметим, что, несмотря на наличие правового базиса в развитии служб примирения (Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей», которым закреплена одна из мер по созданию дружественного к ребенку правосудия – «развитие сети служб примирения в целях восстановительного правосудия», Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. №1430-р утверждена Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественного опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ) [1;2], отношение экспертов к медиации как необходимому элементу досудебного сопровождения неоднозначно. Распределение профессиональных позиций экспертов (шкала от «1»- технология «Служба примирения для подростков» не должна реализовываться до «9» - технология «Служба примирения для подростков» должна быть реализована в обязательном порядке) выглядит следующим образом (см. таблицу).

Таблица. Отношение экспертов к реализации технологии

«Служба примирения для подростков»

Шкала оценок

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Оценки экспертов

(к числу опрошенных)

4

1

2

1

3

1

7

4

19

Технологический арсенал реализуемого в социальной практике на современном этапе досудебного сопровождения несовершеннолетних, по нашим данным, содержит в большинстве своем традиционные методы: межведомственный рейд (76,2%), разъяснительная беседа (71,4%), социально-психологический тренинг и консультирование (по 52,4%), социальная диагностика и правовой лекторий (по 38,1%), социальный патронаж (4,7%), которые используются в индивидуальной профилактической работе (81%). Медиация как метод досудебного сопровождения используется в сравнении редко - 4,7%. Медиатор службы примирения не рассматривается экспертами как самостоятельный субъект досудебного сопровождения, функции сопровождения выполняют специалисты – психолог (76,2%), специалист по социальной работе (61,9%), социальный педагог (23,8%), инспектор по делам несовершеннолетних (9,5), в некоторых случаях субъектами также являются классный руководитель, заместитель директора школы по воспитательной работе, специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Именно они решают задачи досудебного сопровождения, как организационного характера, так и в поле социально-психолого-педагогического взаимодействия с личностью: профилактика повторных антиобщественных действий несовершеннолетних – 81%; социально-психологическая поддержка несовершеннолетних – 76,2%; консультирование несовершеннолетних по вопросам прав, обязанностей и юридической ответственности – 57,1%; контроль за поведением несовершеннолетних в ближайшем окружении, стимулирование сторон к разрешению конфликта с привлечением медиатора – по 38,1%; составление социально-психолого-педагогических характеристик на несовершеннолетних, координация межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики – по 33,3%; оказание медицинской помощи несовершеннолетним, организация работы школьных служб примирения, организация позитивного смыслосодержащего досуга несовершеннолетнего – по 4,8%.

Таким образом, проведенное исследование дает основание для выделения и последующего изучения двух основных аспектов в реализации досудебного сопровождения несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности: 1) согласованность профессиональных позиций специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в понимании сущности и содержания досудебного сопровождения; 2) внедрение технологии восстановительной медиации через создание служб примирения на стадии досудебного сопровождения несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности.

Читайте также

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. №1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ» // СЗ РФ. – 2014. - №32 (11 августа). – Ст. 4557.
  2. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // СЗ РФ. – 2012. - №23 (4 июня). – Ст. 2994.

Цитировать

Дронова, Е.Н. Досудебное сопровождение несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности / Е.Н. Дронова, А.В. Мыльникова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 36. — URL: https://novainfo.ru/article/3803 (дата обращения: 25.06.2022).

Поделиться