Потеря духовно-нравственных ориентиров, самоустранение родителей от воспитания детей, деформация ценностей в обществе обусловили в настоящее время развитие «инфантильного родительства», которое, по Е.Г. Смирновой, характеризуется неосознанностью родителями родительских установок, спонтанностью и неразборчивостью в воспитании ребенка, неготовностью родителями принять на себя ответственность за ребенка, его жизнь, развитие, воспитание [4]. Поэтому одна из ведущих социальных задач на современном этапе – реабилитация социального института «ответственное родительство», поддержка молодежи в принятии социальной роли «ответственный родитель».
Анализ литературы показывает, что родительство является предметом исследований социологов, психологов, педагогов:
- родительство – cоциокультурный феномен, социальный институт интегрирующий отцовство и материнство; отношения кровного родства между родителем и ребенком сопряженные с деятельностью по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребенка (Э.Р. Алексеева) [1];
- родительство – система взаимосвязанных родительских чувств (любовь, привязанность к детям), специфических социальных ролей и нормативных предписаний культуры, а также реальное поведение, проявляющееся в отношениях родителей к детям, стили воспитания (И. С. Кон) [2];
- ответственное родительство – социально – психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей (Р.В. Овчарова [3].
С учетом того, что в настоящее время социальная политика государства максимально направлена на поддержку института семьи, ответственного родительства, в целях планирования социальной работы по формированию ответственного восприятия родительской роли среди молодежи нами проведено анкетирование, в котором был предложен ряд вопросов, позволяющих выяснить потребности участников исследования (150 чел. в возрасте от 18 до 30 лет) в сфере повышения родительской ответственности.
В таблице 1 нами представлены полученные данные по вопросу-заданию: «Оцените, насколько Вы осведомлены в следующих вопросах по 5 – бальной шкале от 1– не знаю ничего до 5 – знаю все» [таблица 1].
Таблица 1. Оценка осведомленности респондентов в вопросах ответственного родительства
Шкала оценки → Вопросы для оценки осведомленности↓ |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
«1» |
Планирование и подготовка к беременности |
19% |
23% |
31% |
14% |
13% |
Постановка на учет по беременности |
30% |
24% |
27% |
10% |
9% |
Протекание беременности |
20% |
20% |
28% |
20% |
12% |
Пособие по беременности и родам |
33% |
28% |
21% |
9% |
9% |
Уход за ребенком |
14% |
17% |
28% |
23% |
18% |
Защита прав ребенка |
12% |
16% |
33% |
23% |
18% |
Воспитание ребенка |
8% |
7% |
21% |
45% |
19% |
Детско – родительские отношения |
8% |
10% |
22% |
37% |
23% |
Меры социальной поддержки ребенка и семьи |
14% |
30% |
31% |
18% |
7% |
Бесконфликтное общение |
10% |
11% |
31% |
35% |
13% |
Из таблицы 1 следует, что больше всего молодые люди испытывают нехватку информации по следующим вопросам: основы бесконфликтного общения, теория и практика воспитания детей, методы и способы воздействия, особенности психологического и физиологического развития детей, меры социальной и правовой поддержки.
Рассматривая проект как одну из технологий формирования родительства, далее участникам было предложено повысить уровень своей родительской готовности через проектную деятельность. Однако, несмотря на недостаточную осведомленность в некоторых вопросах, не все респонденты готовы стать участниками социальных проектов такой тематики: участие в социальном проекте по подготовке молодежи к ответственному родительству интересует 64% респондентов [таблица 2].
Таблица 2. Готовность молодежи к участию в проектах поддержки ответственного родительства
Шкала оценки |
«Категорически откажусь» |
«Скорее откажусь» |
«Скорее соглашусь» |
«Безусловно соглашусь» |
Ответы респондентов (в % к числу опрошенных) |
10% |
26% |
46% |
18% |
В качестве аргументов отказа молодыми людьми указаны следующие группы причин:
- % опрошенных утверждают, что «этот вопрос личный, а не для публичных мероприятий»;
- % – «нет свободного времени»;
- % – считают, что это не интересно;
- % – не верят в полезность таких мероприятий.
Вместе с тем, респондентами указаны мероприятия, которые в большей степени привлекают их внимание при обсуждении вопросов ответственного родительства [таблица 3].
Таблица 3. Наиболее интересные проектные мероприятия по формированию ответственного родительства, по мнению молодежи
Мероприятия |
Встреча с многодетными родителями |
Выездные школы |
Обмен опытом с молодыми семьями |
Коммуникативный тренинг для молодых пар и семей |
Ответы респондентов (в % к числу опрошенных) |
29% |
24% |
30% |
17% |
Таким образом, исследование актуализировало коммуникативные потребности молодежи в семейных отношениях, образовательные потребности в вопросах социализации и воспитания ребенка, информационные потребности в части социально-правовой поддержки семьи, для удовлетворения которых наиболее востребованным является обучение на опыте посредством взаимодействия с многодетными и молодыми семьями с опорой на интерактивные методы работы – тренинг и выездной интенсив.