Потребности молодежи в формировании родительской ответственности

NovaInfo 36, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 2

Аннотация

Обосновывается актуальность проблемы формирования ответственного родительства. Представлены результаты проведенного авторами опроса молодых людей, на основании которых определены потребности молодежи в повышении социальных компетенций в сфере родительской ответственности.

Ключевые слова

ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, РОДИТЕЛЬ, МОЛОДЕЖЬ, СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Текст научной работы

Потеря духовно-нравственных ориентиров, самоустранение родителей от воспитания детей, деформация ценностей в обществе обусловили в настоящее время развитие «инфантильного родительства», которое, по Е.Г. Смирновой, характеризуется неосознанностью родителями родительских установок, спонтанностью и неразборчивостью в воспитании ребенка, неготовностью родителями принять на себя ответственность за ребенка, его жизнь, развитие, воспитание [4]. Поэтому одна из ведущих социальных задач на современном этапе – реабилитация социального института «ответственное родительство», поддержка молодежи в принятии социальной роли «ответственный родитель».

Анализ литературы показывает, что родительство является предметом исследований социологов, психологов, педагогов:

  • родительство – cоциокультурный феномен, социальный институт интегрирующий отцовство и материнство; отношения кровного родства между родителем и ребенком сопряженные с деятельностью по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребенка (Э.Р. Алексеева) [1];
  • родительство – система взаимосвязанных родительских чувств (любовь, привязанность к детям), специфических социальных ролей и нормативных предписаний культуры, а также реальное поведение, проявляющееся в отношениях родителей к детям, стили воспитания (И. С. Кон) [2];
  • ответственное родительство – социально – психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей (Р.В. Овчарова [3].

С учетом того, что в настоящее время социальная политика государства максимально направлена на поддержку института семьи, ответственного родительства, в целях планирования социальной работы по формированию ответственного восприятия родительской роли среди молодежи нами проведено анкетирование, в котором был предложен ряд вопросов, позволяющих выяснить потребности участников исследования (150 чел. в возрасте от 18 до 30 лет) в сфере повышения родительской ответственности.

В таблице 1 нами представлены полученные данные по вопросу-заданию: «Оцените, насколько Вы осведомлены в следующих вопросах по 5 – бальной шкале от 1– не знаю ничего до 5 – знаю все» [таблица 1].

Таблица 1. Оценка осведомленности респондентов в вопросах ответственного родительства

Шкала оценки →

Вопросы для оценки осведомленности↓

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

Планирование и подготовка к беременности

19%

23%

31%

14%

13%

Постановка на учет по беременности

30%

24%

27%

10%

9%

Протекание беременности

20%

20%

28%

20%

12%

Пособие по беременности и родам

33%

28%

21%

9%

9%

Уход за ребенком

14%

17%

28%

23%

18%

Защита прав ребенка

12%

16%

33%

23%

18%

Воспитание ребенка

8%

7%

21%

45%

19%

Детско – родительские отношения

8%

10%

22%

37%

23%

Меры социальной поддержки ребенка и семьи

14%

30%

31%

18%

7%

Бесконфликтное общение

10%

11%

31%

35%

13%

Из таблицы 1 следует, что больше всего молодые люди испытывают нехватку информации по следующим вопросам: основы бесконфликтного общения, теория и практика воспитания детей, методы и способы воздействия, особенности психологического и физиологического развития детей, меры социальной и правовой поддержки.

Рассматривая проект как одну из технологий формирования родительства, далее участникам было предложено повысить уровень своей родительской готовности через проектную деятельность. Однако, несмотря на недостаточную осведомленность в некоторых вопросах, не все респонденты готовы стать участниками социальных проектов такой тематики: участие в социальном проекте по подготовке молодежи к ответственному родительству интересует 64% респондентов [таблица 2].

Таблица 2. Готовность молодежи к участию в проектах поддержки ответственного родительства

Шкала оценки

«Категорически откажусь»

«Скорее откажусь»

«Скорее соглашусь»

«Безусловно соглашусь»

Ответы респондентов (в % к числу опрошенных)

10%

26%

46%

18%

В качестве аргументов отказа молодыми людьми указаны следующие группы причин:

  • % опрошенных утверждают, что «этот вопрос личный, а не для публичных мероприятий»;
  • % – «нет свободного времени»;
  • % – считают, что это не интересно;
  • % – не верят в полезность таких мероприятий.

Вместе с тем, респондентами указаны мероприятия, которые в большей степени привлекают их внимание при обсуждении вопросов ответственного родительства [таблица 3].

Таблица 3. Наиболее интересные проектные мероприятия по формированию ответственного родительства, по мнению молодежи

Мероприятия

Встреча с многодетными родителями

Выездные школы

Обмен опытом с молодыми семьями

Коммуникативный тренинг для молодых пар и семей

Ответы респондентов (в % к числу опрошенных)

29%

24%

30%

17%

Таким образом, исследование актуализировало коммуникативные потребности молодежи в семейных отношениях, образовательные потребности в вопросах социализации и воспитания ребенка, информационные потребности в части социально-правовой поддержки семьи, для удовлетворения которых наиболее востребованным является обучение на опыте посредством взаимодействия с многодетными и молодыми семьями с опорой на интерактивные методы работы – тренинг и выездной интенсив.

Читайте также

Список литературы

  1. Алексеева, Э. Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России / Э. Р. Алексеева // Вестник Башкирского университета. Серия «Философия, социология, политология и культурология». – 2008. – №3. - С. 644-646.
  2. Кон, И. С. Этнография родительства / И. С. Кон. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 36.
  3. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р. В. Овчарова. – М.: Московский психолого–социальный институт, 2006. - 496 - С. 30
  4. Смирнова, Е. Г. Психолого–педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье / Е. Г. Смирнова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com 37

Цитировать

Беляева, К.А. Потребности молодежи в формировании родительской ответственности / К.А. Беляева, Е.Н. Дронова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 36. — URL: https://novainfo.ru/article/3804 (дата обращения: 08.06.2023).

Поделиться