Социальные технологии в сфере организации молодежного досуга

№58-6,

Социологические науки

В работе проведено исследование применения социальных технологий при организации молодежного досуга на примере Волоконовского района Белгородской области. В работе содержатся некоторые рекомендации по организации молодежного досуга в Волоконовском районе.

Похожие материалы

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельности современных культурно-досуговых центров.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий, а так же организации разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого числа безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточного внимания к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, предлагать новые формы и виды досуговых занятий.

Совершенствование деятельности по организации досуга сегодня является актуальной проблемой, и ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, содержание деятельности, планирование и управление учреждениями сферы досуга.

Проблема курсового исследования обусловлена противоречием между потребностью молодежи использовать досуг как сферу удовлетворения творческих потребностей, самоутверждения, полноценного общения и применением недостаточно эффективных социальных технологий для организации молодежного досуга.

Объектом курсового исследования являются процесс организации молодежного досуга.

Предметом курсового исследования выступают социальные технологии в сфере организации молодежного досуга в Волоконовском районе

Целью курсового исследования является изучение социальных технологий организации молодежного досуга не муниципальном уровне.

Теоретико-методологическую основу курсового исследования составляют теории социально-культурной и культурно-досуговой деятельности. Важнейшими работами по данному направлению являются работы В.З. Дуликова, Т.Г. Киселевой, Б.Г. Мосалева и Ю.А. Стрельцовой.

В курсовой работе использовались следующие методы:

  1. Библиографический метод применялся при изучении теоретических аспектов темы курсового исследования.
  2. Метод анализа применялся для более тщательного исследования применения социальных технологий в сфере молодежного досуга.
  3. Метод сравнения применялся при исследовании различных подходов к проблеме исследования.

Эмпирическую (информационную) базу курсового исследования составили Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Проект Федерального Закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации», а также Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года.

Согласно словарю Дмитриева, досуг – это свободное время, когда вы не заняты работой, учебой или другими важными делами.

Возможность использования досуговой деятельности в социально-педагогических целях базируется на том, что она является носителем человеческой культуры. Культурологи считают, что любое изменение личности под влиянием социовоспитательного воздействия – это, прежде всего, изменения в содержании ее культуры. Социально-педагогическую работу можно рассматривать в этом контексте как процесс передачи и усвоения культуры, систематизированного общественного опыта, знаний и ценностных ориентаций относительно объектов окружающего мира. Деятельность способствует превращению культуры из внешней объективно-предметной в индивидуальную объективно-психическую форму.

Социальное воспитание осуществляется по трем основным линиям:

  1. Это стимулирование естественного саморазвития, направленное формирование новых личностных свойств и педагогическая коррекция уже сложившихся качеств личности.
  2. Социовоспитательные воздействия оказывают влияние на все основные компоненты структуры личности, т.е. на её гносеологический потенциал (что она знает), аксиологический потенциал (что и как она ценит), креативный потенциал (что нового во всех сферах своей жизни она создает), коммуникативный потенциал (с кем и как она общается).
  3. Содержательным ядром социального воспитания личности является нравственное воспитание.

К настоящему времени технологии, выработанные в сфере культуры и досуга, приобрели общесоциальное значение, превратились в социальные технологии. Принципиальное значение для досуговых технологий имеет их опора на основные постулаты социальной педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литературе, состоит в последовательной трансформации социальных и культурных задач, стоящих перед определенной общностью людей, в задачи социально-культурные. Это позволяет придать досуговым технологиям развивающую, гедонистическую, творческую и рекреативную направленность. Технологии педагогики досуга правомерно рассматривать как механизмы реализации теории в практику социально-педагогической деятельности. Представляется правомерным определение социальных технологий как средство обмена человеческими способностями и потребностями, между духовным и материальным производством.

Социальная технология в сфере досуга – это целенаправленная, заранее спроектированная и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность досуговой деятельности специалиста (специалистов) по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, используемых в социально-педагогическом процессе и обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в условиях культурной-досуговой среды.

Любая из социальных технологий в досуговой сфере формируется на стыке педагогики с культурологическими дисциплинами, но как совокупность педагогических по определению профессиональных умений и навыков, они, естественно базируются на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из технологий эти элементы выполняют функцию несущих конструкций.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

  • общие технологии охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-педагогической, досуговой деятельности. С помощью общих технологий формируется и интенсивно осваивается досуговая среда (например, формирование духовных запросов личности, досуговая мотивация, стимулирование социальной и творческой активности в сфере досуга и др.);
  • функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления организации досуга, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания в сфере культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и любительских объединений, технологии организации отдыха и развлечений, рекреационно-оздоровительные технологии и др.). Основу функциональных технологий составляет органическое единство культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Не случайно функциональные технологии носят обязывающие многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.
  • дифференцированные (частные) технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами (методика организации досуга детей и подростков, методика молодежного досуга, методика семейного досуга, методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста и т.п.). Дифференцированные технологии обладают характерными особенностями, обусловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп – детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей. Основу дифференцированных технологий составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилированные для отдельных социально-демографических групп.

В настоящее время основное внимание организаторы досуговой деятельности уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные инновационные досуговые программы, социально-культурные проекты, внедряют такие формы работы, которые способствуют:

– восстановлению эмоционального равновесия людей;

– возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний;

– акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.

Потребность в инновационной деятельности всегда появляется в связи с необходимостью внесения изменений в сложившуюся социально-культурную систему. Инновация – это всегда или почти всегда нововведение, это целенаправленное изменение, которое вносит в досуговую среду внедрение новых стабильных элементов. Это всегда выход за пределы известного и общепризнанного в общественной практике досуга,

Любая инновация, как и инновационная технология, неотделима от личности их создателей (авторов) и реализаторов. «Инициаторы и проводники впервые появляющихся идей и разработок, идущих навстречу нынешним или будущим потребностям общества, составляют ценнейшее достояние нашей страны».

Для педагогов, социальных работников, режиссеров, менеджеров, занятых в досуговой сфере, характерно также выполнение так называемой ролевой функции, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформатора. Инициаторами и носителями данной функции являются представители множества профессий, талантливые руководители и организаторы самодеятельности людей в социокультурной сфере.

Наиболее правильным служит определение реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид досуговой деятельности в социальной среде. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами многих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т.д. Всякий раз их целевая установка в реализации социально-педагогических задач средствами досуговой деятельности ориентируется на изменение действующих условий, поиск и осуществление принципиально новых творческих, воспитательных, управленческих решений.

Педагоги-организаторы, как правило, используя приемы генерирования новых идей, стремятся свести к минимуму или исключить вообще вмешательство критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фантазии авторов новых предложения и не мешало рождению неожиданных замыслов.

Типичными в этом смысле служат методы, лежащие в основе поисковых инновационных досуговых технологий в социальной работе и социальной педагогике.

В процессе рекреационной, игровой деятельности достаточную эффективность в генерировании творческих идей демонстрирует метод постановки ключевых вопросов типа «что? где? куда?», позволяющий упорядочить процесс рассмотрения проблемы, направленность творческого поиска. Поиск решения проблемы, выработки творческой идеи может пойти в совершенно неожиданном, непредсказуемом направлении (метод инверсии), либо потребует участие автора в проблемной ситуации в целях принятия адекватного решения (метод эмпатии), либо пойти по пути использования различных вариантов комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих (метод многомерных матриц). В сфере менеджмента досуга, воспитания, искусства высокой продуктивностью отличается так называемый метод «записной книжки»: участники творческой мастерской на протяжении длительного времени заносят свои идеи и соображения в собственные рабочие блокноты, затем все накопившиеся варианты вносятся в общий перечень (список) без указания авторства (идентичные варианты отбрасываются), после чего проводится коллективная экспертиза и отбор наиболее приемлемых идей с помощью заранее разработанных и согласованных критериев оценки.

Так, организационная подсистема предполагает создание постоянной или временной команды, штатное расписание, сложившийся порядок распределения полномочий между сотрудниками, овладение маркетинговыми технологиями, проведение рекламных кампаний, осуществление связей с общественностью и т.д.

Методическая подсистема отражает принятый в коллективе алгоритм разработки и проведения культурно-досуговых акций, степень участия в работе добровольцев, сложившуюся практику обобщения и распространения современного опыта, освоения инновационных технологий, обучения методике внедрения в практику парковой работы, проектных инициатив.

Режиссерская подсистема требует от организаторов культурно-досуговых программ специальных творческих навыков или привлечения к их постановке профессионально подготовленных режиссеров.

Социально-психологическая подсистема подразумевает эффективное использование формальных и неформальных отношений внутри и за пределами каждого из субъектов социально-культурной, досуговой деятельности, развитие отношений с внешней средой, разработку психологической мотивации персонала и т.д.

К педагогическим основам процессуальной части относится выработка у самих технологов навыков педагогического требования и воздействия в работе с группой и отдельными индивидами. Определяются ключевые профессиональные умения и навыки, необходимые специалисту для практического решения проблемы. Осуществляется отбор соответствующих педагогических, художественных, технических и организационных средств.

В технологическом процессе взаимодействие субъекта и объекта досуговой деятельности опирается, прежде всего, на положительные мотивы последнего (запросы). Основополагающим в реализации отношений субъекта и объекта является соблюдение требований педагогики сотрудничества (равноправный диалог организаторов и участников досуговой деятельности, свободное взаимодействие представителей различных возрастных, социальных, этнических, профессиональных и иных групп населения, создание условий для интерактивного общения людей, их включения в образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство).

Современный подход к организации досуга связан, прежде всего, с разработкой и реализацией культурно-досуговых программ в рамках единой социальной политики. В самом широком смысле культурно-досуговую программу можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Каждая программа представляет собой логически выстроенную последовательность акций, позволяющих разрешить (или оптимизировать) реальную проблему личности или социальной группы, создать необходимые условия для социокультурной самодеятельности населения. Культурно-досуговые программы могут носить как информационно-просветительский, так и творческий характер (программы развития общественных инициатив). Второй тип программ заслуживает особого внимания в силу того, что:

  • во-первых, культура явится условием самореализации личности в том случае, если основой социокультурного поведения человека станет его творческая активность, внутренне детерминированная самодеятельность. Перевод общественных ценностей в личные невозможен без свободной самодеятельности человека, его «встречной» активности по усвоению общественных норм и идеалов. Мало знать, что есть добро, справедливость, милосердие – каждому человеку надо как бы заново открыть эти ценности – «для себя», проделав при этом огромную духовную работу, надо осуществить эти ценности в условиях повседневности. Лишь творческая самобытность, индивидуальность, востребованная обществом, гарантирует «приращение» и накопление культурных ценностей, их изменение (развитие и сохранение). И здесь роль самодеятельных движений трудно переоценить;
  • во-вторых, учитывая ограниченные материальные ресурсы и финансовые возможности культуры, сегодня целесообразнее вкладывать деньги не только в сами культурно-досуговые программы, но и в условия, стимулирующие создание различных культурно-досуговых образований – самодеятельных объединений, национально-культурных центров, политических клубов, досуговых кооперативов и т.п. В этом случае учреждаемые культурно-досуговые образования сами станут со временем инициаторами социокультурных программ.

Социальная работа с молодежью в сфере досуга регулируется соответствующей частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства и общества в рассматриваемой области.

Организацию молодежного досуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере свободного времени; молодежные общественные организации и объединения; государственные учреждения культуры; государственные органы по делам молодежи. Интересы каждой группы организаторов сферы молодежного досуга существенно различаются.

Комитеты по делам молодежи, департаменты культуры, образования и науки субъектов Федерации осуществляют контроль деятельности функционирующих в пространстве досуга молодежи компьютерных клубов, дискотек; возрождают работу с молодежью по месту жительства через создание единой системы социоклубного пространства (дворовая площадка – клуб по месту жительства – молодежный центр).

Наиболее комплексным набором функций в организации свободного времени молодого поколения наделены учреждения органов по делам молодежи (молодежные центры, дома и дворцы творчества молодежи, молодежные клубы). Назначение молодежных центров состоит, с одной стороны, в удовлетворении культурных интересов и потребностей различных категорий молодежи в сфере свободного времени, вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям, а с другой – в социальном воспитании учащихся и молодых рабочих и служащих.

В работе с молодежью центры следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива. Во многих населенных пунктах молодежные центры становятся любимым и привычным местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи и взрослых), а другие центры, наоборот, бывают рассчитаны на постоянно меняющийся контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободного выбора.

Экономическую основу деятельности молодежных центров может составлять хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т. д. Структура молодежного центра основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров, с одной стороны, а с другой – развивающей, творческой, игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых. Молодежный центр может включать в себя различные структуры: кафе, пункт проката, студию звукозаписи, клуб, библиотеку, парк, музей, кинотеатр и т. д.

В молодежных центрах могут быть реализованы программы различного профиля: социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические. Каждый молодежный центр – это своеобразная арена социально-культурной деятельности как различных молодежных групп, гак и отдельных индивидов. Возможности такой деятельности существуют в любом молодежном объединении центра: группе любителей, семейном клубе, дискотеке, игротеке и т. д. Молодежный центр предоставляет широкий выбор «технологий досуговых занятий», создает для них подходящие условия; функциональная модель данного учреждения подвижна, содержит некоторый набор вариантов. Центр, имея гибкую организационную и функциональную модель, использует в своей деятельности технологии, ориентированные на быстрые изменения в соответствии с изменением задач культурной политики.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы:

  1. Социальная технология в сфере досуга – это целенаправленная, заранее спроектированная и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность досуговой деятельности специалиста по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, используемых в социально-педагогическом процессе и обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в условиях культурно-досуговой среды.
  2. Современный подход к организации молодежного досуга связан прежде всего с разработкой и реализацией культурно-досуговых программ в рамках единой социальной политики. В самом широком смысле культурно-досуговую программу можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее.
  3. Организацию молодежного досуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере свободного времени; молодежные общественные организации и объединения; государственные учреждения культуры; государственные органы по делам молодежи. Но наиболее комплексным набором функций в организации досуга молодежи наделены учреждения органов по делам молодежи (молодежные центры, дома и дворцы творчества молодежи, молодежные клубы).

Сложившееся многообразие культур усложнило структуру досуга и создало множество форм и видов досуговой деятельности. Современные формы досуга отражают не только возрастные особенности молодежи, но и социальную дифференциацию, специфику социокультурной среды, уровень жизни молодых людей.

Тем не менее, современное село характеризуется кризисным состоянием производственной и социальной сфер, низким уровнем жизни населения, территориальной изолированностью, удаленностью от культурных центров, отсутствием разнообразия возможностей в проведении досуга, недостаточным развитием инфраструктуры досуговых центров, призванных реализовать творческий потенциал молодых людей. Вследствие этого досуговые предпочтения молодежи села существенно ограничены и разнятся с предпочтениями городской молодежи. Перечисленные факторы определяют наличие проблемы в данной области.

На территории Волоконовского района в настоящее время проживает более 6000 молодых людей, причем большая часть молодежи сосредоточена не в районном центре, а в сельской местности.

Для досуга сельской молодежи характерны следующие особенности:

- выраженная зависимость места проведения досуга от социального статуса респондента, домашний досуг распространены среди представителей бедных и среднеобеспеченных социальных групп;

- тенденция распространения пассивного, малоподвижного досуга, характеризующаяся пятью доминирующими способами ежедневного проведения свободного времени – телефонные разговоры; пользование сетью Интернет; просмотр телевизора; прослушивание музыки и общение с друзьями;

- высокий процент пользования сетью Интернет сельской молодежью; основная направленность – общение в социальных сетях;

- низкая посещаемость культурно-досуговых учреждений, учреждений профессионального искусства и культуры, музеев, библиотек;

- сохраняющийся интерес молодежи к народным празднествам;

- выраженные противоречия между моральным сознанием и моральным поведением сельской молодежи. (Моральное сознание – представления человека о должном поведении, образе жизни, взаимоотношениях с другими людьми. Моральное поведение – утверждение идеалов добра, справедливости в конкретных жизненных ситуациях).

Нормативно-правовые основы реализации молодежной политики в Волоконовском районе представлены следующими документами:

  1. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
  2. Долгосрочная целевая программа «Молодость Белгородчины» на 2013-2017 годы.
  3. Целевая муниципальная программа «Молодежь Волоконовского района» на 2014-2017 годы.

Организацией молодежного досуга на территории района занимаются 2 управления:

  • Управление культуры администрации Волоконовского района;
  • Управление физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Волоконовского района.

Основными площадками для организации для проведения досуга молодежи стали: МБУК «Центр культурного развития п. Волоконовка», МБУДО «Волоконовская детская школа искусств имени М.И. Дейнеко», МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа п. Волоконовка», ФОК «Олимпийский». В апреле 2017 года планируется открытие Центра молодежных инициатив в центре поселка, который должен стать основным местом скопления молодежи, следовательно – центральной площадкой для проведения досуга молодежи.

Программу «Молодежь Волоконовского района» реализует управление физической культуры, спорта и молодежной политики, отдел молодежной политики, в частности. Целью программы является создание условий для всестороннего развития и самореализации молодежи.

Ключевыми направлениями реализации молодежной политики в районе в 2016 году стали:

  • Вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность;
  • Вовлечение молодежи в занятия творчеством;
  • Патриотическое воспитание молодежи;
  • Привлечение молодежи к ведению ЗОЖ и занятию спортом;
  • Взаимодействие с работающей молодежью;
  • Работа с молодыми семьями.

Проанализируем работу в данных направлениях сквозь призму досуга.

1. В 2016 году направление «Вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность» реализовалось наиболее успешно. В районе зарегистрировано 380 молодых волонтеров. Волонтерскую деятельность осуществляют местное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» и местное отделение Белгородской региональной общественной организации волонтеров «ВМЕСТЕ».

«Волонтеры Победы» используют различные социальные технологии для организации молодежного досуга: исторические квесты, дни единых действий, акции. Помимо этого, в 2017 году впервые будет проведена интеллектуальная игра «РИСК».

Всероссийские молодежные исторические квесты проводятся регулярно. В 2016 году были проведены следующие квесты: «Битва за Севастополь», «Битва за Кавказ», «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «На Берлин», «Блокада Ленинграда» и др.

Всероссийские дни единых действий подразумевают проведение акций в определенные дни без возможности их смещения. Такими акциями являются «Свеча памяти», «День героев Отечества», «День неизвестного солдата», «Письмо Победы», «Георгиевская ленточка» и др.

Регулярно проводятся такие акции как: «Подвези ветерана», «Дорога к обелиску», «Ветеран живет рядом» и пр.

Самый важный день для «Волонтеров Победы» – 9 Мая. В этом день проходит «Бессмертный полк России», митинги и акции.

Волонтеры «ВМЕСТЕ» реализуют большее количество направлений волонтерства.

«Экологическое волонтерство» подразумевает регулярное проведение акций, направленных на улучшение экологической ситуации. В 2016 году такими акциями стали: «День охраны водоемов», «День защиты леса», «Посади дерево» и др.

«Социальное волонтерство» преследует своей целью помощь конкретным людям и обществу в целом. Акция «Внучата», направленная на помощь одинокопроживающим и маломобильным людям признана наиболее эффективной. Помимо этого в 2016 году широкую огласку получила акция «Сдай макулатуру – спаси жизнь».

«Арт-добровольчество» направлено на организацию творческих мероприятий. «Молодежный эскалатор», «Черно-белая вечеринка», «Даешь, молодежь!» и другие зажигательные мероприятия организованы силами арт-добровольцев.

«Спортивные волонтеры» организовали День физкультурника, 5 спартакиад и множество спортивных соревнований в 2016 году. Они также помогают при сдаче нормативов ГТО.

Новейшей формой волонтерства в конце 2016 года стала работа «Кибердружин». Молодежь в возрасте от 16 лет помогает сделать Интернет-пространство более безопасным. В 2017 году этому направлению будет уделяться большое внимание.

2. Социальные технологии в области привлечения молодежи к занятиям творческой деятельность в 2016 году реализовывались преимущественно управлением культуры. Самыми масштабными стали такие фестивали как «Золотое руно», «Молодой крестьянин», «Фестиваль саней» и др. Отделом молодежной политики организован масштабный фотоконкурс «Это наше лето». Всего на конкурс было принято 184 работы. По результатам конкурса была организована фотовыставка в формате «Фотосушки» в рамках празднования Дня района.

Кроме этого, в 2016 году был создан клуб интеллектуальных игр «Дебаты», который пользуется большой популярностью у молодежи. Участники клуба саостоятельно организовали районнй турнир по дебатам, стали участниками 4 турниров по дебатам регионального уровня и приняли учатсие в работы Школы дебатного мастерства «Дебатная Лига Белогорья».

Клуб «Спидкубинг» также набирает обороты в районе. В рамках работы клуба молодежь обучается скоростной сборке кубиков Рубика и его различных модификаций.

Но самым любимым мероприятием волоконовской молодежи стал КВН. Мероприятия КВНа из года в год собирают полные залы. В 2016 году прошел «Кубок вызова», «КВН – 55», «Молодежь за выборы». Участники показали достойный уровень игры.

3. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности молодого человека, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.

Но анализ сущности и особенностей их работы свидетельствует о том, что практика нуждается в определении ориентиров, укреплении материально-технической базы, разработке соответствующих программ деятельности и программ дополнительного образования молодежи, которые сегодня не соответствуют предъявляемым требованиям ни по форме, ни по содержанию. Кроме того, отмечается недостаточно высокий уровень подготовки педагогов дополнительного образования к такой работе.

Патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, включающая в себя: организацию массовой работы на постоянной основе при активном участии семьи, ветеранских и молодежных общественных организаций; комплекс воспитательных задач, связанных с формированием потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к боевым традициям и интереса к изучению военного дела; необходимых физических качеств обучающихся; педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями; управляемую деятельность обучающихся по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов.

По направлению патриотического воспитания молодежи была проделана большая работа. Дважды в год проведена акция «Мы – граждане России», проведен духовно-патриотический форум «Аспос-ФМ», квест-игра и автоквест «Волоконовка.ру», митинги, круглые столы и акции. В данном направлении отдел молодежной политики тесно сотрудничает с ВПК «Беркут».

  1. В последнее десятилетие ЗОЖ и занятия спортом являются наиболее популярным видом досуговой деятельности молодежи. 2016 год не стал исключением. Молодежь активно занимается не только в спортивных секциях, но и принимает участие в различных спартакиадах, массоых зарядках, акциях («Зарядка с чемпионом», велокросс «Дорогами Победы», велоквест «Мы выбираем ЗОЖ») и интернет-акциях («Молодежь за ЗОЖ», «Все на велик», «СТОПЧВИЧ/СПИД». Многие молодые люди сдают нормативы ГТО. В 2016 году на 116 человек больше, чем в 2015 году, зарегистрировались в АИС «ГТО».
  2. Направление «Работающая молодежь» развивается достаточно болезненно. В начале 2016 года был создан районный Совет работающей молодежи, но он оказался неэффективным. Работающая молодежь с большим желанием участвует в форумах и слетах, которые проводятся в летний период. Ими стали «Форум работающей молодежи», «Тишанский молодежный Форум» и фестиваль «Таланты работающей молодежи». В ноябре представитель Совета работающей молодежи принял участие в региональном форуме работающей молодежи «ПрофСкилл». В декабре состоялся «Открытый диалог» с главой района и занятия в школе делового общение и проектного менеджмента «ПРО-молодежь».
  3. Но самым сложным для органов молодежной политики оказалось организовать досуг молодых семей. В 2016 году был создан «Клуб молодых семей».

Цель создания клуба: оказание помощи и поддержки молодым семьям, укрепление и развитие здоровых супружеских отношений, интересное и познавательное проведение досуга для молодых семей.

  • Содействие укреплению физического здоровья молодой семьи, организация здорового образа жизни.
  • Формирование навыков бесконфликтного общения в семье, содействие личностному росту всех членов семьи.
  • Содействие повышению культурного уровня молодой семьи.
  • Создание условий для повышения психолого-педагогической компетентности родителей.
  • Формирование навыков сотрудничества, как внутри каждой семьи, так и между молодыми семьями через организацию совместной деятельности.

В рамках клуба проходят познавательные викторины, конкурсы и обучающие занятия для молодых семей. Помимо этого в рамках проекта «Открытый район» было проведено несколько выездных экскурсий для молодых семей. В 2016 году молодые семьи приняли участие и в спортивных соревнованиях. Среди них: «Мама, папа, я – спортивная семья» и «Вместе с родителями станем победителями».

Таким образом, можно сделать некоторые выводы:

  1. Из выбранных приоритетных направлений ГМП в Волоконовском районе наиболее активно развивающимися стали направления: «Вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность», «Вовлечение молодежи в занятия творчеством»; «Патриотическое воспитание молодежи»; «Привлечение молодежи к ведению ЗОЖ и занятию спортом». Именно в рамках этих направлений применение социальных технологий является наиболее успешным.
  2. Большие проблемы возникают при организации досуга работающей молодежи и молодых семей. Необходимо проведение исследования на предмет выявления потребностей данных категорий молодежи. И, уже исходя из результатов такого исследования, необходимо выстраивать новый план работы.
  3. Наиболее успешной социальной технологией в Волоконовском районе является проведение различных форумов. Специалистам органа по делам молодежи района необходимо делать форумы более качественными и разнообразными для сохранения эффективности данной социальной технологии.

В ходе данного исследования мы анализировали работу управления культуры администрации Волоконовского района и управления физической культуры, спорта и молодежной политики администрации района. В рамках работы мы в большей степени анализировали работу непосредственно отдела молодежной политики. И анализировали ее по тем направлениям, которые выбраны приоритетными. Таким образом, всего мы детально рассмотрели работы по 6 направлениям. И к работе по каждому из них необходимо составить некоторые методологические и практические рекомендации по совершенствованию применения социальных технологий.

1. Практика Волоконовского района по вовлечению молодежи взанятие волонтерской деятельностью является одной из самых успешных в регионе. Тем не менее, если проводить только традиционные мероприятия, можно легко отбить интерес у молодежи к данному виду деятельности. Необходимо сбалансировать мероприятия по данному направлению так, чтобы не было «провисающих» вдов добровольчества. К примеру, арт-добровольчество является наименее развитым. Необходимо проводить обучающие занятия для данной категории волонтеров. Эти занятия должны включать обучение работы с публикой, ораторскому искусству, игровыми техниками работы с аудиторией, работой с реквизитом, актерскому мастерству. Основами режиссуры и постановки мероприятий, работы со светом, звуком и реквизитом.

2. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание населения предполагает систематическую и целенаправленную деятельность органов молодежной политики и общественных организаций по формированию духовных ценностей, нравственности и культуры в контексте национальных ценностей и традиций региона.

Призыв к проблеме патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи актуален и важен в данный момент как на государственном уровне, так и на местах. Комплекс проблем, связанных с вопросами патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, достаточно широк: с одной стороны, наблюдаются активные процессы трудовой миграции молодежи в разные регионы, а с другой стороны, четкая региональная идентификация населения и – одновременно – формирование национально-культурной толерантности.

Данные факты служат исходной точкой при определении идеологии мероприятий, которые должны проводиться грамотными PR-специалистами при тесном взаимодействии со специалистами в области молодежной политики. Функции PR в данном контексте – разработчика идеологической и креативной составляющих концепций, проектов, конкурсов.

Все эти механизмы рассматриваются как принцип вовлечения молодежи в решение вопросов социально-экономического развития не только государства, но и своей малой Родины.

На современном этапе развития общества должны использоваться новые формы патриотического и духовно-нравственного воспитания при помощи инструментов связей с общественностью, адекватные реалиям нового времени.

В основные задачи входит организация ряда специальных мероприятий гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности с привлечением молодёжи и общественности с использованием нестандартных PR-инструментов (флеш-мобов, исторических квестов, ролевых игр и специальных мероприятий); проведение информационной кампании в СМИ для освещения хода и итогов мероприятий со смещённым вектором активности в сторону Интернет-СМИ и освещения новостей в социальных сетях, создание хэштегов; а также выстраивание отношений с общественными организациями и органами власти муниципалитетов в целях долгосрочного сотрудничества.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание формируют основу личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

3. На территории района направление «Привлечение молодежи к занятию творчеством» в целом развито хорошо. Однако, вклад отдела молодежной политики в данную работу невелик. Отдел развивает специфичные формы творческого досуга: КВН, дебаты, фотоконкурсы. При этом в 2016 году не было проведено ни одного музыкального фестиваля или конкурса, изобразительное искусство также не развивается Отделом.

Однако ежегодно представители района принимают участие в «Школьной весне на Белгородчине» и Международном фестиваль студенческой авторской песни и поэзии «Нежегольская тропа».

В 2016 году в план Отдела был включен Районный фестиваль бардовской песни, но он так и не состоялся.

В 2016 году волоконовские КВНщики показали достаточно высокий уровень подготовки. Команда «Новая Эра» выйграла районную и зональную игру. Впервые в 2017 году в районе пройдет полуфинал областного чемпионата КВН.

Кроме того, в районе интенсивно развивается клуб «Дебаты». В 2017 году его участники необходимо освоить 3 формата игр: Формат Карла Поппера, Всемирный школьный формат дебатов и формат Британских парламентских дебатов. Только овладев данными форматами, волоконовские дебатеры смогут развиваться дальше.

Нельзя не отметить, уникальный молодежный фестиваль «Крестьянин.ру». В рамках данного мероприятия молодые люди знакомятся с различными русскими традициями (кухней, досугом, работой). Фестиваль проходит на знаменитой Барковой мельнице в с. Новоивановка. Уровень организации мероприятия достаточно высок. Фесиваль необходимо выводить на новый уровень, поэтому в 2017 году рекомендуем сделать его межрайонным.

4. Состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации, поэтому сохранение и развитие здоровья молодых людей и формирование у них здорового образа жизни сегодня имеет особенно важное значение.

Целью работы отдела молодежной политики администрации Волоконовского района по направлению «Привлечение молодежи к ведению ЗОЖ и занятию спортом» яляется сохранение и укрепление здоровья молодежи, формирование у молодых людей сознательного и активного отношения к физической культуре.

Перед Отделом стоят следующие задачи:

  • создание условий для реализации принципов здорового образа жизни;
  • воспитание необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом;
  • популяризация спорта;
  • активизация социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности;
  • повышение уровня информированности молодежи по вопросам сохранения и укрепления здоровья;
  • формирование здоровьесберегающего поведения.

Поставленные цели и задачи предполагают соблюдение принципов доступности и непрерывности оздоровительных мероприятий.

В рамках привлечения молодежи к занятиям спортом необходимо проведение открытых дверей в ФОК «Олимпийский». Многие молодые люди не знают о том, что в районе можно заниматься аэробикой, кунг-фу, дзюдо и армейским рукопашным боем. Молодежное движение «Воркаут» в 2016 году не развивалось вообще. При этом в 2014 году оно было на пике своего успеха. Необходимо применить меры по популяризации данного вида досуговой деятельности.

5. Направление «Работающая молодежь» является достаточно проблематичным. Работающая молодежь – это специфическая социально-демографическая группа. При организации досуга работающей молодежи необходимо учитывать ее ценностные ориентации. На характер и содержание ценностных ориентаций работающей молодежи оказывает влияние место проживания: молодые работники областного центра в большей степени ориентированы на карьеру, деловой успех, материальный достаток, семью; городов и районных центров – на интересную работу, семью, признание окружающих, здоровье; села – на семью, здоровье, дружбу, любовь. Существенные различия наблюдаются в ценностных ориентациях молодых специалистов областного центра и села. В частности, они проявляются в том, что для сельской молодежи, более чем для работающей молодежи областного центра, значимы религия и патриотизм, предпринимательская деятельность, вместе с тем, для молодежи села характерны политическая пассивность и неудовлетворенность работой.

Иерархия ценностных ориентаций инструментального характера современной работающей молодежи зависит от сферы и особенностей профессиональной деятельности. Работники нематериального производства ориентированы, прежде всего, на образованность, терпимость и чуткость; работники материального производства – на самореализацию, независимость и рационализм; работники силовых структур – на волевые качества, исполнительность и образованность. В то же время практически не наблюдается различий в иерархии терминальных ценностей. Для большинства работающей молодежи значимы здоровье, семья, материальный достаток, любовь и друзья.

На территории района уже создан Совет работающей молодежи. В 2017 году необходимо систематизировать его работу. Работающая молодежь района нуждается в качественном досуге, который будет не только развлекательным, но и полезным. В виду отсутствия кинотеатра в районе, для сельской работающей молодежи может стать интересным посещение Киноклуба.

6. Органы по делам молодежи с трудом справляются с направлением «Молодые семьи». Как правило, молодожены во время проведения совместного досуга предпочитают смотреть телевизор, ходить в гости, проводить время в кафе и барах. Досуг молодых семей очень ограничен и замкнут. Исходя из этого для эффективного решения проблем молодой семьи необходима систематизация работы «Клуба молодых семей», где можно проводить время с детьми. В таких заведениях нужно развивать и пропагандировать семейный отдых, возобновлять и проводить семейные мероприятия.

Целесообразно открывать центры помощи семье и детям, разрабатывать программы, включающие в себя пропаганду здорового образа жизни, создавать школы для подготовки молодых людей к семейной жизни. Основной целью такого рода организаций может служить формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию своей семьи, ответственному поведению, обучению навыкам взаимопонимания и общения в обществе, принятию осознанных решений.

Достаточно большим преимуществом в организации досуга молодых семей может послужить создание программ развития и организации семейного досуга. Целью таких программ служит создание системы комплексного подхода к проблемам молодежи, поддержки и организации досуга молодой семьи. Что, несомненно, может помочь нравственному возрождению семьи, выравниванию отношений в неполных семьях, построению отношений между детьми и родителями на взаимной любви, дружбе, понимании, уважении.

Таким образом, отделу молодежной политики в рамках данного направления необходимо:

  • развивать государственную семейную политику с системой поддержки молодых семей;
  • необходимо учитывать предпочтения при выборе и предложения по эффективному проведению семейного досуга;
  • культивировать совместные программы и формы активизации досуговой активности;
  • готовить молодежь к семейной жизни со школьной скамьи;
  • в семьях на высоком уровне поддерживать взаимоотношения, взаимоподдержку и взаимопомощь между супругами;
  • вести массовую пропаганду по способам проведения семейного досуга, воспитывать в молодых семьях ценностные ориентации и активность.

Список литературы

  1. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] Режим доступа к изд. : http://www.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf. – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  2. Проект Федерального Закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://www.kavdjaradze.ru/lawdrafts/2/. – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  3. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://www.altenergo-nii.ru/docs/strateg.doc. – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  4. Азарова, Р.Н. Досуг современной молодежи : дис. ... канд. социол. наук [Текст] / Р.Н. Азарова. – Воронеж, 2010. – 205 с.
  5. Гридчин, А.А. Творческий потенциал свободного времени [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / А.А. Гридчин. – Саратов, 2011. – 21 с.
  6. Зубов, Ю.А. О предпочтениях городской молодежи [Текст] / Ю. А. Зубоы // Молодежные тенденции. – 2010. – № 2. – С. 132-184.
  7. Зубов, Ю.А. Досуг сельской молодежи [Текст] / Ю.А. Зубов // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 37-46.
  8. Коноваленко, Ю.В. Социальные технологии работы с молодежью : автореф. дис. … канд. социол. наук [Текст] / Ю.В. Коноваленко. – Киров, 2015. – 21 с.
  9. Костюков, А.В. Диагностика профессионального потенциала кадров системы регионального управления [Текст] / А.В. Костюков // Государственная служба. – 2005. – №1. – С. 14-15.
  10. Мансурон, Н.С. Теоретические предпосылки программирования развития личностной активности: дис. ... д-ра социол. наук [Текст] / Н.С. Мансуров. – Барнаул, 2010. – 376 с.
  11. Луке, Г.А. Особенности индивидуального и группового инновационного социального проектирования в региональной молодежной политике [Текст] / Г.А. Луке // Молодежная галактика. – 2006. – № 1. – C. 25-30.
  12. Луке, Г.А. Социальное инновационное проектирование в молодежной политике: социологический анализ: дис. ... д-ра социол. наук [Текст] / Г.А. Луке. – Самара, 2005. – 146 с.
  13. Лукьяненко, В.И. Новые задачи и социальная обусловленность государственной кадровой политики экономическими и политическими факторами [Текст] / В.И. Лукьяненко // Служба кадров и персонал. – 2004. – № 9. – С. 34-38.
  14. Лукьяненко, В.И. Функции досуга [Текст] / В.И. Лукьяненко // Служба кадров и персонал. – 2004. – № 5. – С. 17-21.
  15. Тощенко, Ж.Т. Местное самоуправление: проблемы становления [Текст] / Ж.Т. Тощенко, Г.Т. Цветкова // Социологические исследования. – 1997. – № 6. – С. 109-120.
  16. Тощенко, Ж.Т. Организация молодежного досуга [Текст] / Ж.Т. Тощенко // Социология власти. – 2005. – № 5. – С. 23-44.
  17. Турчинов, А.И. Актуальные проблемы организаци молодежного досуга[Текст] / А.И. Турчинов // Формирование управленческого кадрового потенциала региона. – 2012. – № 2. – С. 17-24.
  18. Турчинов, А.И. Профессионализм государственного служащего должен быть конструктивным [Текст] / А.И. Турчинов // Государственная служба. – 2001. – № 3. – С. 101-112.
  19. Ульянова, А.И. Социальные технологии в сфере организации досуга [Текст] / А.И. Ульянова // Человек и труд. – 2001. – № 7. – С. 58-59.
  20. Шепелев, В.И. Организация досуга сельской молодежи [Текст] / В.И. Шепелев // Образование и общество. – 2006. – №3. – С. 4-9.