Проект «Социокультурный экспресс «Семья+»: содержание и ресурсы и для сопровождения приемных семей

NovaInfo 29, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В работе актуализируется вопрос сопровождения детей в приемных семьях. Авторы описывают опыт реализации проекта «Социокультурный экспресс «Семья+». Обосновывают использование ресурсов проекта для сопровождения приемных семей.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ, СОПРОВОЖДЕНИЕ

Текст научной работы

В современных условиях социальная политика государства максимально ориентирована на развитие и поддержку семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1, с. 63]. В этой связи для профилактики возврата детей из приемных семей перед субъектами социального сопровождения данной целевой группы поставлена актуальная профессиональная задача – осуществлять поиск, развивать и поддерживать такие формы работы с приемными родителями и детьми, которые содействуют гармонизации детско-родительских отношений, успешной социализации ребенка в новых условиях жизнедеятельности.

Разработанный и реализованный нами в 2013-2014 гг. за счет средств гранта Президента РФ для неправительственных некоммерческих организаций проект «Социокультурный экспресс «Семья+», считаем, может обогатить методическое обеспечение специалистов, работающих в сфере семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель проекта: оказание индивидуальной комплексной (правовой, психологической, педагогической, социальной) поддержки семьям с детьми посредством привлечения социокультурных ресурсов и реализации технологий молодежного добровольчества [2, с. 46].

В рамках проекта предусмотрена система социально-психолого-педагогических мероприятий:

  • круглые столы «Поддержка детей из малоимущих семей» на базе социальных партнеров по проекту – учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • тренинг для добровольцев по обучению личностно-ориентированному взаимодействию с ребенком и его семьей «Я помогу тебе помочь самому себе»;
  • информационно-проектная студия «Культура. Дом. Семья», работа в которой позволяет подготовить материалы для альбома «Культура. Дом. Семья»;
  • круглые столы для добровольцев, направленные на согласование программ проведения тренинга культурного самоопределения и мастер-класса «Культура семейного досуга» для детей и их родителей;
  • выездные тренинги культурного самоопределения и мастер-классы «Культура семейного досуга» для семей с детьми (гг. Барнаул, Бийск, Рубцовск, Камень-на-Оби);
  • интенсивы выходного для семей с детьми – «По Шукшинским местам» (Сростки), «Достопримечательности и природа Алтая» (Колывань), «Театральный город» (г. Новосибирск);
  • индивидуальные очные и дистанционные консультации для детей и их родителей и социальных партнеров по проекту;
  • выпуск видеоролика «Социокультурный экспресс «Семья+», демонстрирующего реализованную в проекте технологию поддержки семей с детьми в трудной жизненной ситуации;
  • социальные акции «Добровольцы – семьям с детьми», направленные на тиражирование опыта реализации инновационных технологий поддержки семей с детьми в трудной жизненной ситуации и трансляцию духовных и семейных ценностей.

Какие ресурсы проекта «Социокультурный экспресс «Семья+» полезно использовать в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, переданными на воспитание в приемные семьи?

Ресурс 1. Коммуникативный

Ресурс представлен системой тренинговой работы с детьми и родителями по культурному самоопределению. Цель тренингов заключается в содействии развитию творческих основ семьи и осознанию ценности семьи, в поддержке становления и личного развития каждого члена. Такое социальное обучение позволяет создавать условия для активного взаимодействия родителей и детей по осознанию значимости культурных традиций и форм семейного время провождения, актуализации ценности и значимости семьи для будущего развития ребенка, формированию предпосылок развития творческого потенциала у родителей и детей.

Ресурс 2. Креативнный

Ресурс ориентирован на обучение детей совместно с родителями креативным техникам. В рамках проекта содержание обучения представлено было техниками «декупаж» и «мыловарение». Родители и дети познакомились с возможностями декора, технологией изготовления мыла в домашних условиях, причем данное знакомство не ограничивается информированием, а расширяет пространство для творческой совместной деятельности, нацеленной на результат собственного труда.

Ресурс 3. Социокультурный

Ресурс позволяет интегрировать детей и родителей в социокультурное пространство малой родины через организацию экскурсий по достопримечательным местам Алтайского края и его приграничья (с. Колывань и музей им. М.Т. Калашникова, с. Сростки и мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина, Новосибирский зоопарк и др.). Выездные мероприятия позволяют поддерживать свободное общение родителей и детей в неформальной обстановке, обогащать их социокультурный опыт, обмениваться родителям опытом воспитания приемных детей.

Ресурс 4. Добровольческий

Ресурс включен в проект для минимизации экономических затрат по сопровождению семей с детьми. Но, реализация проекта свидетельствует о том, что привлечение добровольцев в проект является важным для исключения ситуации социального контроля и надзора за замещающими семьями и создания атмосферы доверия и диалога. В качестве добровольцев выступают студенты, обучающиеся по направлению «социальная работа». Они являются субъектами реализации коммуникативного ресурса (проводят тренинговые занятия), креативного ресурса (организуют мастер-классы), социокультурного ресурса (осуществляют экскурсионное обслуживание на выездных интенсивах).

Ресурс 5. Мотивационный

Ресурс представлен системой мер, направленных на поддержку внутренней мотивации детей и родителей для участия в проектных мероприятиях: актуализация духовных ценностей для родителей и детей и их тиражирование в альбоме «Дом. Культура. Семья»; непрерывность взаимодействия с целевой группой, включение родителей и детей в комплекс мероприятий проекта; создание благоприятного социально-психологического климата, основанного на добровольности участия, диалоге и полилоге в системе «семья с детьми – добровольцы - специалисты»; компенсация материальных затрат семей с детьми, предоставление бесплатных расходных материалов, билетов на посещение социокультурных мероприятий и т.п.

В заключение отметим, что важно в реальной социальной практике внедрять совокупность данных ресурсов, которые способствуют духовной, социальной, психологической адаптации ребенка в замещающей семье.

Читайте также

Список литературы

  1. Дронова Е.Н. Социально-педагогическая защита семьи в работе органов опеки и попечительства / Е.Н. Дронова // Всероссийские педагогические чтения «Педагогическое наследие Степана Павловича Титова». Сборник материалов. – Барнаул, 2010. – С. 63-65.
  2. Мыльникова А.В. Социокультурный экспресс «Семья+» - технология социально-культурной деятельности в Алтайском крае / А.В. Мыльникова, Е.Н. Дронова // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. – 2014. - № 6. – С. 46.

Цитировать

Беляева, К.А. Проект «Социокультурный экспресс «Семья+»: содержание и ресурсы и для сопровождения приемных семей / К.А. Беляева, Е.Н. Дронова, А.В. Мыльникова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 29. — URL: https://novainfo.ru/article/2804 (дата обращения: 25.03.2023).

Поделиться