Административная комиссия как субъект административной юрисдикции органов местного самоуправления

№36-1,

юридические науки

В статье описывается деятельность административной комиссии, выявляются проблемы в деятельности данного органа, предлагаются меры, позволяющие повысить эффективность и слаженность работы административной комиссии в системе органов местного самоуправления на муниципальном уровне.

Похожие материалы

Современное российское законодательство предусматривает широкий спектр правовых механизмов воздействия на граждан и государственные органы. Суды, органы полиции являются далеко не единственными государственными структурами, наделенными определенными полномочиями. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях к субъектам административной юрисдикции относит широкий спектр органов, в том числе административные комиссии.

Административная комиссия при администрациях муниципальных образований (районов) - постоянно действующий коллегиальный орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством и отнесенных к ее компетенции. Деятельность административной комиссии осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях»[1], Законом Республики Башкортостан «Об административных комиссиях в Республике Башкортостан»[2], Кодексом Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях»[3] и Положением об административной комиссии при Администрации муниципальных районов[4].

Деятельность Административных комиссий муниципальных образований в России можно изучить, исследовав опыт административной комиссии при администрации муниципального образования одного из районов Республики Башкортостан. К примеру, согласно информации, предоставляемой официальным сайтом Администрации муниципального образования муниципальный район Илишевский район РБ, Илишевском районе РБ за 2014 отчетный год данной комиссией было рассмотрено всего 40 дел об административных правонарушениях, из них: 5 материалов возвращено для устранения недостатков, по 5 материалам прекращено производство, всего 32 физических лиц подвергнуты к наказанию на общую сумму 11800 рублей: по ст.6.3 «Нарушение правил благоустройства» рассмотрено 5 материалов и наложен штраф на сумму 2500 рублей, пост.7.3 «Нарушение порядка выпаса и прогона сельскохозяйственных животных» рассмотрено 3 дела и наложен штраф на сумму 1100 рублей, по ст.13.7 «Нарушение требований общественного порядка при обращении с домашними животными» 1 материал, наложен штраф в размере 3000 рублей, по ст.13.8 «Семейно-бытовое дебоширство» рассмотрено 23 материала, наложен штраф на сумму 5200 рублей. За 5 месяцев 2015 года рассмотрено 70 административных материалов. Привлечены к административной ответственности 54 граждан, по 16 материалам производство прекращено. Штраф наложен на общую сумму 16800 рублей. Взысканные штрафы зачисляются в республиканский бюджет.

Непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, коллективов, государственных и общественных институтов в соответствие с действующими нормами права, которые утверждают справедливость, служат на благо общества и граждан есть воплощение праворегулятивной функцией правовой культуры[5]. Сначала года административной комиссией рассмотрены 53 материала по ст.13.8 КоАП РБ «Семейно-бытовое дебоширство». К примеру, 22 июня 2015 года жительница муниципального образования в нетрезвом состоянии устроила скандал, выражалась нецензурной бранью, на замечания не реагировала, нарушила тишину и покой членов семьи. Совершив действия, посягающие на честь и достоинство членов семьи, а также совместно проживающих лиц (семейно-бытовое дебоширство), своими действиями гражданка совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 13.8 «Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях». По нашему мнению, не только правовые нормы, но и религиозные ценности должны иметь влияние на процедуру разрешения семейно- бытовых конфликтов[7]. В особо сложных случаях, следует привлекать к разрешению таких ситуаций медиаторов.

За истекший период 2015 года Административной комиссией было рассмотрено по 1 делу об административных правонарушениях касающихся благоустройства сельских поселений Игметовский и Яркеевский сельсовет по ч. 2, ст. 6.3 КоАП РБ. По результатам рассмотрения наложены взыскания в размере 500 руб.; 12 дел об административных правонарушениях касающихся нарушений порядка выпаса и прогона сельскохозяйственных животных по ч. 1, ст 7.3 КоАп РБ, из них 7: Карабашевский сельсовет, 3: Андреевский сельсовет, по 1: Базитамакский и Ябалаковский сельсовет.

Благодаря деятельности административной комиссии оценивается эффективность российского законодательства в сфере хозяйственной деятельности[10]. В настоящий момент на рассмотрении административной комиссии находится 15 дел об административных правонарушениях касающихся нарушений порядка выпаса и прогона сельскохозяйственных животных. Например, в производстве административной комиссии при Администрации муниципального района Илишевский район, находится дело, в отношении жителя муниципального образования, по которому на поле №6/3 засеянной озимой пшеницей СПК «Илеш» без присмотра в свободном выгуле находилось стадо овец, принадлежащее нарушителю. Тем самым, гражданин нарушил п. 13.3 раздела 13 Правила содержания домашних животных на территории сельского поселения Ябалаковский сельсовет. Исходя из характера повреждения посевов определили, что стадо овец паслось не менее десяти дней, до подмораживания почвы.

В соответствии со ч.3 ст.2 Закона Республики Башкортостан «Об упорядочении выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории Республики Башкортостан» от 30.05.2011 года №404-з порядок выпаса и прогона сельскохозяйственных животных определяется органами местного самоуправления. Нарушив указанный порядок, своими действиями гражданин совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 7.3 «Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях» и вина его доказана, назначили административное наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.

Мы видим, что к проблемам в деятельности административных комиссий при администрациях муниципальных образований можно отнести следующие:

  1. Низкая исполняемость постановлений административных комиссий о привлечении к административной ответственности. Так, из 14 вынесенных постановлений по административным делам в 2015 году, по состоянию на 1 сентября 2015 года, взыскано денежных средств только по 2м административным делам. В основном по данной статье к административной ответственности привлекаются граждане, не имеющие постоянного места работы и в связи с этим оплата штрафов производится несвоевременно. В данном случае постановления об административных правонарушениях граждан, привлеченных к административной ответственности и не оплативших свои штрафы направляются в службу судебных приставов. С начала года в службу судебных приставов направлено 25 постановлений об административных правонарушениях, из них исполнено всего лишь 7.
  2. Жесткий контроль со стороны органов прокуратуры за правоприменительной деятельностью административной комиссии. Нередки случаи обжалования вынесенных постановлений с последующей их отменой. Так например, постановление вынесенное в отношении сельского поселения Ябалаковский сельсовет было отменено прокуратурой Илишевского района.
  3. Большое количество случаев обжалования вынесенных постановлений в судебные органы. Результаты судебной практики позволяют провести оценку эффективности российского законодательства в различных сферах[6]. Не вызывает сомнений, что за гражданами и органами местного самоуправления закреплено право обжалования постановлений административных комиссий об административных правонарушениях. При этом защита прав и законных интересов должна базироваться на общепризнанных нормах, а также принципах конституционного права РФ[8]. Проблема укрепления законности и установления верховенства права всегда была актуальна для России[9]. Однако процесс обжалования может существенно затруднять исполнение и взыскание штрафов в республиканский бюджет, сохранять возможности для правонарушителей продолжать совершать административные правонарушения.

Административная комиссия может давать рекомендации органам местного самоуправления - субъектам правоотношений, возникающих при обороте земель сельскохозяйственного назначения[11]. Административная комиссия муниципальных образований в своей деятельности должна объективно и лояльно подходить к рассмотрению каждого дела об административном правонарушении. Работа данного органа позволяет прийти к наилучшим результатам, ведь работа административной комиссии благоприятно влияет на благоустройство муниципального образования и государства в целом.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 20.12.2001 : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г. : (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс».
  2. Закон Республики Башкортостан "Об административных комиссиях в Республике Башкортостан" от 22.01.2004 N 64-з : принят Государственным Собранием - Курултаем - РБ 15.01.2004 г.: (ред. от 23.03.2011) // СПС «Консультант Плюс».
  3. Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23.06.2011 N 413-з : принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 16.06.2011 г. : (ред. от 30.06.2015) // СПС «Консультант Плюс».
  4. Постановление Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан «Об утверждении Регламента работы Административной комиссии при Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан» от 20 августа 2013 г. N 1045 [Электронный ресурс] :/ Режим доступа: http://www.ilesh.ru/about/normative-legal-acts/?PAGEN_1=2 (дата обращения: 25.08.2015)
  5. Функции правовой культуры. Иксанов Р.А., Самигуллин М.В. // Материалы студенческой межвузовской научно-практической конференции 16 мая 2008 г. : Правовая культура молодежи: состояние, динамика развития / УЮИ МВД РФ, г. Уфа, 2009.
  6. Хакимова Г.Ф., Иксанов Р.А. Значение деятельности мировых судей в Российской Федерации // Научно-популярный журнал «НоваИнфо», №36.- 2015 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://novainfo.ru/archive/36/znachenie-deyatelnosti-mirovykh-sudey (дата обращения 07.09.2015)
  7. Мухаметгалиева Ч.И., Иксанов Р.А. Воздействие религии на медиацию в процессе разрешения семейных споров // Культура. Цивилизация. Постмодерн: Сб. Науч. Тр. Гуманитарные науки. Вып.7. — Караганда: Изд-во каргу, 2015. – 426-432 с.
  8. Иксанов Р.А. Правовая защита сельскохозяйственных товаропроизводителей России в условиях участия в ВТО // Монография / Издательство ФГБОУ ВПО РИО Башкирский ГАУ . - Уфа. - 2014, 150 ст.
  9. Селезнева А.Х., Иксанов Р.А. Укрепление верховенства закона в России как необходимое условие участия во Всемирной торговой организации // Юрист ВУЗа – Москва, 2013 - №3, стр. 52-57.
  10. Владимиров И.А. Эффективность законодательства в сфере аграрного предпринимательства. Журнал ВАК «Аграрное и земельное право». 2014 г. №7 С.88-94.
  11. Балашов Е.В., Камалетдинов И.М. Органы местного самоуправления как субъекты правоотношений, возникающих при обороте земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности // Вестник ВЭГУ, №6, 2013, ст. 22-27.