В последние десятилетия мировое сообщество приблизилось к такой стадии развития, когда во имя обеспечения благополучного будущего объективно необходимо брать под контроль различные риски, в том числе, экономические угрозы, тем самым обеспечивая безопасное существование социума. В этой связи на сегодняшний день вопросы и проблемы обеспечения экономической безопасности по праву относятся к наиболее актуальным, привлекают пристальное внимание не только политиков, ученых, хозяйственников, но также и простых обывателей, неравнодушных к будущему.
При обострении кризисных явлений проблема экономической безопасности проявляет себя с еще большей силой, и без ее решения, на наш взгляд, практически невозможным становится выполнение других важных социально-экономических задач. Известно, что феномен экономической безопасности следует рассматривать на разных уровнях хозяйствования и управления: международном, национальном, субнациональном (региональном), а также на уровне фирм и домохозяйств.
В Российской Федерации как многоуровневой социально-экономической и политической системе в соответствии с конституционными нормами, субнациональные единицы (регионы - субъекты федерации) обладают определенной самостоятельностью, ресурсами, полномочиями и ответственностью. Очевидно, что в целях формирования и укрепления общенациональной экономической безопасности все большее и большее значение приобретает повышение эффективности регионального управления, поскольку государство устойчиво и неподвластно угрозам лишь при условии, что такими качествами обладают ее субнациональные единицы. Устойчивое и динамичное развитие национальной хозяйственной системы, ее эффективность и конкурентоспособность на внутренних и мировых рынках определяются обеспечением таких качеств именно на уровне регионов. В этой связи вполне обоснованным является тезис о несомненной важности управления экономической безопасностью в регионах.
Следуя диалектической теории познания, экономическую безопасность региона необходимо рассматривать не только статически, но также и динамически (как процесс), т.е., как динамическую систему. При этом системный подход позволяет определить экономическую безопасность региона как состояние региональной социально-экономической системы, характеризующееся целостностью, сохранностью, устойчивостью к дестабилизирующим и разрушающим воздействиям, защищенностью от ущерба со стороны воздействия внешних и внутренних факторов, а также способностью обеспечивать качественный экономический рост согласно стратегическим целям развития и соответственно располагаемым ресурсам. Как процесс экономическая безопасность – реализация комплекса организационно-управленческих мер в рамках региональной социально-экономической политики, направленных на обеспечение устойчивости и защищенности региона от воздействия различных угроз.
Итак, можно полагать, что экономической безопасности региона присуща дуальность, т.к. она имеет две стороны: внешнюю, определяющую меру противостояния региональной хозяйственной системы влиянию экзогенных факторов риска; и внутреннюю, отображающую степень сопротивляемости региона по отношению к влиянию эндогенных факторов риска.
Экзогенными (внешними) по отношению к региональной хозяйственной системе являются все движущие силы, порожденные извне, из-за пределов территории региона. При этом к внешним для региона факторам относятся также факторы международного масштаба. Эндогенные (внутренние) факторы индуцируются внутри данной территории. Важно учитывать то, что если внутренние факторы в определенной мере поддаются управлению со стороны региональных органов власти, то внешними факторами по объективным причинам весьма трудно, почти невозможно управлять, и можно лишь в некоторой мере смягчать их воздействие. Следуя данному принципу разделения факторов, мы постарались выделить и систематизировать основные, первостепенные, на наш взгляд, факторы рисков экономической безопасности региона (табл 1.).
Таблица 1. Основные факторы рисков экономической безопасности на субнациональном уровне в России
Внутренние (эндогенные) факторы |
Внешние (экзогенные) факторы |
1. Наличие диспропорций в региональной экономике: а) ценовой диспаритет; б) диспропорции в структуре производства товаров и услуг (валовой добавленной стоимости региона); в) диспропорции на региональном рынке труда; г) диспропорции в уровне доходов (высокий уровень имущественной дифференциации населения в регионе) |
1. Потеря Россией ряда мировых финансово-экономических позиций вследствие введения в отношении нее финансово-экономических санкций со стороны Евросоюза и США, а также вследствие принятия Россией ответных мер (контр-санкций) |
2. Высокая степень изношенности основных фондов в экономике региона |
2. Наличие исторически сложившихся диспропорций в национальной экономике России |
3. Низкая инновационная активность региональных субъектов хозяйствования |
3. Низкая инновационная активность России в сравнении с другими странами |
4. Слабая развитость региональной инфраструктуры (транспортной, банковской, социальной, рыночной, инновационной) |
4. Слабая развитость общегосударственной инфраструктуры (транспортной, банковской, социальной, рыночной, инновационной) |
5. Наличие теневых (нелегальных, нерегистрируемых) операций в экономике региона |
5. Криминализация некоторых видов внешнеэкономических связей, неконтролируемый вывоз капиталов из России |
6. Снижение уровня платежеспособности населения, сужение внутреннего потребительского рынка, рост уровня кредитного бремени («закредитованности») населения региона |
6. Несовершенство общегосударственных институтов (правовых, экономических), обеспечивающих функционирование народного хозяйства страны, в том числе, несовершенство общегосударственной статистики (запаздывание) |
7. Невысокая инвестиционная привлекательность региональных субъектов хозяйствования |
7. Особенности закрепления земель за уровнями государственного управления и вызванные этим ограничения землепользования |
8. Низкий доходный потенциал бюджетной системы региона и высокая степень зависимости от финансовой помощи из федерального центра |
8. Особенности налогово-бюджетного федерализма, обуславливающие незначительные финансовые полномочия регионов по формированию доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ |
9. Наличие коррупционных явлений в органах государственной и местной власти |
9. Противодействие паритетному участию России в международных институтах кредитно-финансового регулирования |
Рассуждая о факторах риска (угрозы) экономической безопасности, следует отметить, что эти факторы действуют, как в совокупности, так и порознь, причем некоторые факторы могут действовать постоянно и непрерывно, другие – проявляются при определенных обстоятельствах.
В число приоритетных задач региональных органов власти должна входить разработка мер по снижению степени рисков, порожденных вышеуказанными факторами. При этом на наш взгляд, весьма важно обеспечить системный, синергетический подход, заключающийся в том, чтобы не разрушались межсистемные связи, чтобы каждая из субсистем существовала и развивалась не только ради себя, но также и ради других, и не изолированно от них. Способствовать этому должны соответствующие государственные структуры, формирующие и поддерживающие экономическую безопасность через систему организационно-экономических, политических и иных мер.
Очевидно, в настоящее время в системе регионального управления особое значение приобретает, усиление аналитической функции, причем важны, как ретроспективный, так и перспективный анализ факторов риска, потенциально угрожающих экономической безопасности региона. В масштабах субнациональной хозяйственной системы первостепенную роль играет анализ, выполняемый главными субъектами социально-экономической политики – региональными органами власти. В сложившихся условиях необходимо усилить аналитическую и прогнозную деятельность региональных органов власти в сфере проблем экономической безопасности, для чего, очевидно, потребуется создание и ведение соответствующей информационной базы (банка данных), координирование и упорядочение информационных потоков между разными ведомствами, систематизация баз данных, выработка системы оценки показателей и многие другие организационно-управленческие действия.
В целях анализа и прогноза дальнейшего социально-экономического развития каждому субъекту федерации необходимо использовать определенные качественные и количественные данные, и это можно обеспечить путем формирования и внедрения системы оценки экономической безопасности региона.
Полагаем, что в целях подвластности воздействию со стороны органов управления, к экономической безопасности необходимо применять определенную меру, то есть, качественно и количественно ее оценивать. При этом указанные приемы оценки тесно взаимосвязаны, т.к. качество, отвечающее на вопрос: «какой?», возможно охарактеризовать только посредством количественных показателей, отвечающих на вопрос: «сколько?». Поэтому качественную и количественную оценку экономической безопасности нужно проводить двуедино и измерять ее уровень при помощи установленных критериев и индикаторов. Невозможно реально и достоверно оценить степень (категорию, разряд, класс) экономической безопасности, просто определив ее «навскидку, на глазок, примерно» как «достаточную» или «недостаточную», либо как «удовлетворительную» или «неудовлетворительную». Необходимы конкретные количественные данные, чтобы присудить качеству тот или иной разряд и причислить экономической безопасности определенный класс - «высокий», «средний», «низкий». То есть, для оценки необходима определенная шкала меры.
В ходе оценочных действий важно определить критерии и индикаторы (показатели), по которым будет проводиться оценка, а также установить нормативные (пороговые) значения индикаторов для сравнительного анализа фактических данных с нормой. Исследования Всемирного экономического форума (ВЭФ) показали, что на национальном уровне главными индикаторами являются: годовой уровень инфляции, темп экономического роста, уровень безработицы, уровень дефицита федерального бюджета, уровень золотовалютного запаса страны, уровень внешнего долга страны, уровень внутреннего долга страны, степень налоговой нагрузки на экономику и ряд других индикаторов [1].
Используя опыт оценки экономической безопасности на уровне национальной экономики, а также ориентируясь на собственный опыт, мы выделили следующиекритерии оценки: экономический рост в регионе; безработица; стабильность цен; несбалансированность консолидированного бюджета региона; степень закредитованности регионального правительства; налоговое бремя на региональную экономику; инновационная активность в регионе; степень износа основных фондов в экономике региона. На основе указанных критериев определяются индикаторы, посредством которых измеряется уровень экономической безопасности региона. Также устанавливаются пороговые значения индикаторов.
Предположим, что применительно к региональной экономике можно использование тех же нормативных (пороговых) значений индикаторов, т.е., их количественных ограничений, что и на общегосударственном уровне, поскольку ограничительная мера выражает качественное состояние какого-либо явления в принципе, а не чего-то в частности.
В таблице 2 представлена система качественных и количественных параметров оценки уровня экономической безопасности региона.
Таблица 2. Параметры оценки экономической безопасности региона
№ п/п |
Критерий |
Индикатор |
Характеристика индикатора, порядок расчета, единица измерения |
Пороговое значение (ПЗ) индикатора |
1. |
Экономический рост в регионе |
Темп экономического роста |
Годовой темп роста объема ВРП (%) |
≥ 104,0 % |
2. |
Безработица в регионе |
Уровень безработицы |
Отношение числа официально зарегистрированных в регионе безработных граждан к численности экономически активного населения (%) |
≤ 6,0 % в год |
3. |
Стабильность цен в регионе |
Годовой индекс потребительских цен (ИПЦ) |
Цены декабря отчетного года к декабрю предыдущего года (%) |
≤ 110% |
4. |
Несбалансированность консолидированного бюджета региона |
Уровень дефицита консолидированного бюджета региона |
Превышение расходов бюджета над доходами, выраженное в % к доходной части консолидированного бюджета |
≤ 20% в течение одного года; ≤ 10% в течение ряда лет |
5. |
Степень закредитованности регионального правительства |
Уровень государственного долга субъекта РФ |
Обязательства субъекта РФ, выраженные в % к доходам консолидированного бюджета |
≤ 25% в течение одного года |
6. |
Налоговое бремя на региональную экономику |
Уровень налоговой нагрузки на экономику |
Сумма налоговых поступлений в бюджетную систему региона, выраженная в % к ВРП |
≤ 50% |
7. |
Инновационная активность в регионе |
Уровень инновационной активности |
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций (%) |
≥ 25% |
8. |
Степень износа основных фондов в экономике региона |
Коэффициент износа основных фондов |
Отношение суммы начисленной амортизации к первоначальной стоимости основных фондов (%) |
≤ 43% |
За пределами указанных в таблице 2 пороговых значений субнациональная хозяйственная система рискует потерять способность к динамичному саморазвитию, утратить устойчивость и конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках.
Для определения класса экономической безопасности региона в рассматриваемом периоде необходимо оценить значения индикаторов. Полагаем, что абсолютное преобладание количества индикаторов, удовлетворяющих пороговым значениям, над количеством индикаторов, находящихся за пределами установленных норм, позволяет судить о том, что экономика региона с такими параметрическими данными в рассматриваемом периоде функционирует в условиях «безопасности». Фактические значения индикаторов, не соответствующие пороговым значениям, требуют повышенного внимания со стороны региональных органов государственной власти, и именно в направлении данных социально-экономических отношений необходима выработка первоочередных управленческих решений по обеспечению экономической безопасности.
В таблице 3 представлена составленная нами укрупненная шкала присвоения класса (категории, уровня, степени) экономической безопасности в рамках предлагаемого нами методологического подхода.
Таблица 3. Шкала оценки класса экономической безопасности региона (при использовании восьми индикаторов оценки)
Класс безопасности |
Количество индикаторов, соответствующих пороговым значениям |
Высокий |
≥ 7 |
Средний |
≥ 4 < 7 |
Низкий |
≥ 0 < 4 |
По данной шкале, основываясь на фактических значениях индикаторов, можно определить класс экономической безопасности региона.
Таким образом, экономическая безопасность региона – это свойство функционирования региональной хозяйственной системы с предсказуемым достижением результатов управления в границах допустимых отклонений. В сложившихся условиях региональные органы власти должны всеми силами стремиться обеспечить достаточную экономическую безопасность, создать необходимые организационно-экономические условия для стабильной деятельности и конкурентоспособности государственных и рыночных структур. Безусловно, главная задача обеспечения экономической безопасности региона в настоящее время заключается в повышении эффективности проводимой социально-экономической политики.