Формирование навыков выхода из конфликтной ситуации у младших школьников в хобби деятельности

№38-1,

педагогические науки

Хобби способствует взаимопониманию и выходу из конфликтной ситуации. При этом происходит коррекция поведения участников конфликтной ситуации.

Похожие материалы

С первых дней пребывания в школе дети находятся в окружении сверстников, и поэтому важно организовать их жизнь таким образом, чтобы взаимные контакты приводили к удовлетворению их устремлений, чтобы росла доброжелательность по отношению друг к другу. На наш взгляд, улучшению микроклимата в коллективе будет способствовать хобби деятельность.

Хобби – это специфическая форма, организация свободного времени школьника, в котором он реализует свои интересы. Хобби, под руководством учителя – внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС.

В наше время проблема хобби деятельности актуальна в связи с тем, что необходимо разработать содержание, методы, средства вовлечение младщих школьниов в любительство. Хобби деятельность явление многоаспектное. Мы более подробно остановимся на преодолении конфликтов с помощью данного процесса, явления.

Родители младших школьников, помогая выбрать детям хобби и увлечения, должны учитывать их темперамент. В исследованиях М.И.Еникеева отмечено, что у каждого типа темперамента свои характерные черты и потребности [1,с.220]. В.О.Кутьев констатирует, что хобби и увлечения детей могут меняться по разным причинам. Например, занятия в спортивной секции могут не понравиться застенчивому и меланхоличному малышу, который будет чувствовать себя неуверенно среди других ребят. Также увлечения ребенка могут меняться, когда его ожидания не оправдались [2,с.72].

В процессе учебной деятельности младшие школьники оказываются в проблемных ситуациях, приводящим к конфликтам, к конструктивному разрешению которых они не готовы. Причины детских конфликтов по мнению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, кроются в задержке психомоторного развития, издержках проявления памяти, недостаточности внимания, недоразвитости речи, поэтому младшие школьники нуждаются в положительной динамике данных качеств [3, с. 44].

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и своего хобби. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства. [5,с.114]

Адаптивное влияние на поведение школьников часто оказывают его увлечения. Конфликт происходит тогда, когда школьник внезапно начинает заниматься тем, чем ему не интересно, но его заставляют. И конечно же, у школьника не все сразу начинается получаться. У него начинается проявляться агрессия, конфликтовать с теми у кого это получается хорошо , появляется личная неприязнь к этим товарищам. В следствии всего этого у ребенка начинается сильная агрессия и конфликтные ситуации. Чтобы этого избежать школьнику нужно заниматься тем , что ему нравится и чтобы ему это предоставляло удовольствие. Нужно подготавливать младшего школьника к формированию его хобби. Одновременно следует формировать волевую сферу ребенка, благодаря которой он может заставить себя исполнять просьбы и требования.

Младший школьник является субъектом социальных отношений и сознательной деятельности. Активность, в свою очередь, выступает как деятельностное состояние организма. Конфликтные проявления, таким образом, выступают как форма позитивной активности, направленной на разрешение проблемных ситуаций. Однако М.М.Рыбакова пишет: «Неизвестно, каким образом и в силу каких психологически обоснованных причин возникает способность разрешать конфликты» [4, с. 74].

Таким образом, хобби деятельность — это часть жизни школьника. Самое важное то, что ребенок сам выбирает увлечение по своей воле, занимается этим с большим удовольствием, желая выразить себя.

  1. Хобби снимает агрессию школьника. Если школьник часто выступает агрессором, ему стоит заняться своим любимым занятием - хобби. Увлекшись своим любимым делом, ребенок быстро забудет про обиды и агрессии.
  2. Хобби деятельность формирует у младших школьников следующие качества: терпение, силу воли, самообразование, креативность, которые противоречат конфликтам среди школьников. Например занимаясь созданием какого-либо изделия своими руками, ребенок очень много терпения и силы воли вкладывает в эту работу.
  3. Хобби позволяет отвлечься от неприятных мыслей, помогает расширить кругозор, найти друзей по увлечениям. Хобби , которое по душе помогает дать выход творческим замыслам, физической энергии, приносит моральное удовольствие. Все эти качества противоречат конфликтам.

Список литературы

  1. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев, – М.: Норма, 2002.-220с.
  2. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников / В.О.Кутьев. -Москва.: издательство "Просвещение", 1983. - 72с.
  3. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2004. – 551 с.
  4. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение. 1991. – с. 28.
  5. Потанин, Г.М. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / Г.М. Потанин, А.И. Сахаров. - М.: Просвещение, 2006. – 114с.