Опыт создания и распространения программ по укреплению здоровья школьников

NovaInfo 37, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлены разработки по приобщению к здоровому образу жизни школьников и возможности передачи опыта учителям. Автором был обобщен опыт работы по здоровьесберегающим технологиям и определены направления работы, по которым может быть оказана помощь работникам образования в теоретическом, методическом, организационном аспектах.

Ключевые слова

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА

Текст научной работы

Проблема здоровья является приоритетной в деятельности образовательных учреждений. К сожалению, только 20 % здоровых детей поступает учиться в школу. И состояние их здоровья за годы учебы не улучшается. Поэтому во всех школах сегодня или действуют программы здоровья или активно применяются здоровьесберегающие технологии. В подготовке педагогических кадров этим аспектам так же уделяется большое внимание. Покажем наши разработки по приобщению к здоровому образу жизни школьников и возможности передачи опыта учителям. Целью данной статьи является краткое обобщение опыта работы по здоровьесберегающим технологиям и представление тех направлений работы, по которым может быть оказана помощь работникам образования в теоретическом, методическом, организационном аспектах.

Отметим, что наша работа проводилась в системах «Школа-вуз» и «Вуз-школа». В основе работы стояла деятельность по проектированию образовательных программ по охране здоровья школьников.

Научная концепция разработок включила в себя следующие теории:

теорию личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С.Якиманская); валеологические теории обучения (Л.Г.Татарникова, В.В.Зайцев); здоровьесберегающие образовательные технологии в работе школы и учителя (Н.К.Смирнов, М.В.Аносов); медико-психолого-педагогические программы здоровья детей (В.Н.Касаткин).

Изучение здоровьесберегающих технологий позволило акцентировать внимание на нравственном, психическом, физическом и соматическом здоровьи школьников. Так же акценты были сделаны на составляющих здорового образа жизни: режиме дня, режиме питания, полезных привычках и двигательной активности [1] . Проектирование. Целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни у школьников воплотилась в таких документах как образовательных проектах. Вот только некоторые наши разработки: «Адаптивная модель школы здоровья и социального развития», «Программа эксперимента «Создание школы здоровья», «Служба здоровья общеобразовательного учреждения», «Служба здоровья факультета педагогического и художественного образования», «Программа безопасности жизни школьников» и др.

Структура программ стандартная. Покажем подпрограммы проекта «Школы здоровья» для начальной школы, среднего звена, и старшеклассников, с учетом их возрастных особенностей. Так для предупреждения употребления алкоголя, табака, наркотиков для начальной школы предназначена программа «Полезные привычки», для среднего звена – «Мой выбор», для учащихся 10-11 классов – «Полезный выбор».

В программу «Школа здоровья» вошли так же разделы, в которых разработаны основы применения здоровьесберегающих технологий на уроках математики, русского языка, литературы, физики, географии, биологии, музыки, изобразительного искусства. Функции данного процесса: просветительские, релаксационные; эмоциональные, для каждой дисциплины видоизменяются. Механизмом процесса является использование внутренних ресурсов учебного предмета в укреплении здоровья школьников.

Программа «Разговор о правильном питании» знакомит учащихся с составом и качеством продуктов питания. Она так же входит в программу «Школа здоровья».

Здоровьесберегающая среда стала составной частью образовательной среды учебного заведение. Вся жизнь школы связана с охраной здоровья, просвещением ЗОЖ, обогащением позитивными образцами поведения и отношения к себе. Среда включает в себя такие составляющие как окружающий фон, социально-психологическую атмосферу, педагогическую оболочку. Все представленные составляющие имеют здоровьесберегающую основу [2].

Подготовка педагогических кадров. Нами была разработана тематика и содержание мероприятий обучающего характера. В школе повышение квалификации осуществлялось на заседаниях педсоветов, методических объединений, малых педсоветов, научных конференций учителей и школьников в двух аспектах: изучение новой теории и обобщение личного опыта. Обучение персонала осуществлялось каждую четверть. Часто для обсуждения проблем по ЗОЖ в школу приглашались студенты ГГПИ. Студенты получали подготовку по приобщению младших школьников к здоровому образу жизни на курсах по выбору и на других учебных дисциплинах психолого-медико-биологического цикла.

Диагностика здоровья школьников. Нами составлен перечень наиболее часто используемых методов и методик изучения здоровья учащихся школ. Приведем только некоторые из них.

а) диагностика зрительного утомления; б) изучение и анализ познавательной активности, эмоционального состояния, трудности обучения; в) мониторинг физического развития учащихся на уроках физкультуры; г) наблюдение за заболеваемостью учащихся; д) изучение ранних изменений в функциональном состоянии организма школьника; е) изучение отношения школьников к отдельным предметам и учителям; ж) изучение психологического климата в классе; з) выявление социальной адаптивности, нравственной воспитанности школьников; и) выявление уровня готовности ребенка к школе и многие другие.

Комплексы упражнений. Были составлены, разработаны комплексы, направленные на снятие учебной, психической нагрузки учащихся. В основе их действия положен принцип смены умственной и физической деятельности человека. Отметим систему физических упражнений, которая реализовывалась перед учебными занятиями в школе. Разработаны положительные эмоциональные настрои, энергизаторы, комплексы физкультминуток, зрительной гимнастики, релаксационные настрои, варианты разминки кистей рук, упражнения для снятия усталости и стресса [3].

Терапия. Все виды терапии должны осуществляться в школе только под контролем медицинских работников. Исходя из нашего опыта, наиболее доступными в образовательном учреждении являются следующие виды терапии: фито; аромо; релаксо; арт (музыкальная и изо). Все они требуют материальных затрат, но эти расходы не значительны и вполне допустимы.

Спортивные мероприятия. В любом образовательном учреждении внеклассная спортивная работа занимает важное место. Турниры, спартакиады, олимпиады, соревнования по возрастным группам, а так же «Дни здоровья», турслеты направлены на развитие физического и психического здоровья школьников.

Соблюдение СанПиНов. Следование санитарным предписаниям и нормам является полноправным элементом здоровьесберегающей среды. Важно, чтобы каждый будущий и настоящий педагоги знали и соблюдали в классах температурный, световой режим, добивались соответствия нормам школьной мебели других средств обучения.

Безопасность жизни. Правила безопасности являются основой работы любого учреждения. Очень важно научить детей безопасному поведению дома, в общественных местах, на улице, в транспорте, на воде, при пожарах и т.д. Главным образом это происходит на уроках ОБЖ и в семье. Каждый учитель должен не только хорошо знать, но и выполнять, учить детей выполнять эти несложные, но жизненные правила.

Перспективы. Представим некоторые проблемы, по которым предстоит научно-исследовательская и внедренческая работа. Создание, внедрение и массовое распространение здоровьеразвивающих технологий. Формирование положительного эмоционального настроя как здоровьесберегающая технология. Профилактика насилия в семье и в школе. Создание видеокурсов и материалов дистанционного образования по ЗОЖ. Создание школьной символики, посвященной здоровому образу жизни. Формирование «Я-концепции» школьников как основа личностного здоровьесбережения. Диспансеризация школьников и введение паспортов здоровья. Разработка каждой проблемы может быть развернута в виде образовательных или экспериментальных программ.

Интерес представляет матричная модель формирования здорового образа жизни у школьников, которая содержит алгоритмы применения форм, методов, технологий, содержания, здоровьесберегающего материала в зависимости от целей воздействия, особенностей учителя, класса, условий школы, семьи и т.д.

Таким образом, были представлены области нашей работы по использованию здоровьесберегающих технологий в школе. Каждое направление обеспечено методическими разработками, которые получили апробацию и могут быть распространены в школах.

Читайте также

Список литературы

  1. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: сборник тезисов / Отв. ред. А.В.Тутолмин. – Глазов: ГГПИ, 2008. – 60 с.
  2. Максимов Ю.Г. Формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников / Проблемы подготовки педагога в системе непрерывного профессионального образования. – Глазов: ГГПИ, 2007. С.211-216.
  3. Методические рекомендации по охране здоровья школьников / Сост. Ю.Г.Максимов, Н.А.Пономарева. – Глазов: РЖГВ, 2006. – 54 с.

Цитировать

Максимов, Ю.Г. Опыт создания и распространения программ по укреплению здоровья школьников / Ю.Г. Максимов, Т.Ф. Наговицына. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 37. — URL: https://novainfo.ru/article/3907 (дата обращения: 01.04.2023).

Поделиться