Сегодня информационные технологии, так или иначе, задействованы почти во всех сферах общественной и экономической жизни. Это связано, прежде всего, с глобальной компьютеризацией общества.
Информационные технологии представляют собой совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации.
В 21 веке для осуществления маркетинговой деятельности предприятию необходимо использовать различные информационные технологии. Перечень средств информационных технологий, которые, вероятно, будет использовать маркетолог в своей профессиональный деятельности на регулярной основе, выглядит следующим образом:
- Блоги. Многие специалисты по маркетингу участвуют в создании и управлении блогами своих компаний.
- Компьютерная презентация. Маркетологи часто несут ответственность за создание компьютерных презентаций с использованием Microsoft PowerPoint или других приложений для выполнения различных задач, например для наглядного представления отчетов о проведенных маркетинговых исследованиях.
- Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Это компьютерное программные продукты для предприятия, служащие для автоматизации деловых взаимоотношений с заказчиками либо клиентами. Использование CRM-систем позволяет организовать, автоматизировать и синхронизировать продажи, маркетинг, сервис и техническую поддержку. Компании часто используют сложные CRM-приложения для отслеживания всех видов контактов с клиентами, в том числе коммерческих звонков, презентаций, закупок, жалоб и др. Для маркетологов важно иметь доступ к информации, которая находится в системе, а также к входным дополнительным данным по мере их поступления.
- Электронная почта. Специалисты по маркетингу в значительной мере полагаются на тет-а-тет переписку в целях выполнения своей работы. Переписка по электронной почте довольно распространена среди многих компаний. Причем компании ведут электронную переписку, как с клиентами, так и с коллегами, СМИ и другими контактными аудиториями.
- Программное обеспечение для графического дизайна. Маркетологи, которые участвуют в разработке рекламных объявлений и сопутствующих материалов, таких как брошюры и информационные бюллетени, должны хорошо разбираться в использовании программных средств для создания графического дизайна, таких как InDesign, Photoshop и др.
- Вебсайты. Навыки по разработке веб-дизайна, созданию и обслуживанию интернет-сайтов могут оказаться довольно полезными для людей, которые хотят работать в области маркетинга. В некоторых организациях специалисты по маркетингу регулирует каждый аспект создания сайта, включая дизайн, программирование, безопасность, разработку конвента и др. В других организациях маркетологи нанимают программистов, которые работают с ними в тесном контакте, или сотрудничают с внешними фирмами, специализирующимися на разработке вебсайтов.
- Социальные медиа. Это вид массовой коммуникации, осуществляемый посредством интернета, т.е. интерактивные СМИ, которые позволяют пользователям сети интернет взаимодействовать друг с другом в виртуальном пространстве. При современном стремительном развитии социальных сетей, специалисты по маркетингу должны хорошо ориентироваться в их структуре и функциях, так как в умелых руках социальные сети могут стать отличным инструментом для создания взаимоотношений с потребителями. Маркетологи часто ответственны за подготовку и управление публичными страницами и аккаунтами их компаний в таких социальных сетях, как «Facebook», «Вконтакте», «Twitter». Также зачастую на маркетологов возложена обязанность публиковать видео-контент организации на видео-портал, как, например, «YouTube» и создавать профили для ключевых сотрудников компании на таких порталах как «LinkedIn» (LinkedIn – социальная сеть для поиска и установления деловых контактов).
Коммуникации позволяют компаниям расти и процветать, создавать взаимоотношения, укрепляют эффективность организаций и позволяют людям знакомиться друг с другом. Такие технологии, как интернет, мобильные телефоны, социальные медиа и системы управления взаимоотношениями с клиентами в значительной степени оказывают влияние на то, как компании взаимодействуют со своими клиентами.
Многие потребители и предприятия ищут информацию и контактируют с другими людьми и предприятиями с помощью своих компьютеров и мобильных телефонов. Имея доступ ко многим источникам информации и интерес к интерактивным медиа, потребители могут собирать больше информации о продукте самостоятельно. Также меняются условия работы маркетинговых фирм с увеличением числа людей, имеющих доступ к виртуальному пространству. По мере изменения медиаландшафта (медиаландшафт – термин, предложенный А.Ападураи для указания на вездесущий характер средств массовой коммуникации в современных обществах[1]) структура и количество затрат, которые организации тратят на различные виды коммуникаций, будут также меняться. Разработав продукты и услуги, компании должны сообщить о ценностях и преимуществах их предложения текущим и потенциальным клиентам.
Интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМС) обеспечивают подход, предназначенный для передачи сообщения покупателям через продвижение организации, которое может охватывать самые различные виды СМИ: телевидение, радио, журналы, интернет, социальные медиа и др. Подача информации о бренде или организации в СМИ помогает установить в сознание потребителей и потенциальных клиентов образ организации. При использовании ИМС предприятия могут координировать свои сообщения для создания бренда и развития прочных отношений с клиентами.
Сегодня многие компании понимают, что для того, чтобы заручиться доверием потенциальных клиентов, они должны как можно раньше привлекать к себе внимание последних. Поэтому в современном обществе маркетинговая политика организаций направлена, прежде всего, на молодых людей. А это значит, что маркетинговые фирмы должны следить за развитием и появлением новых средств коммуникационных и информационных технологий. Молодой потребитель может выбирать, каким способом он будет получать информацию о продукте или услуге. Это может быть мобильный маркетинг – через мобильный телефон или через игровую приставку или другое мобильное устройство, которое имеет подключение к сети интернет. Реклама в социальных сетях, таких как «Вконтакте» и «Facebook» также является популярным средством продвижения фирмами своих товаров и услуг. В связи с развитием информационных технологий и для того чтобы оставаться релевантными, должны совершенствоваться как традиционные формы продвижения в СМИ (через газеты, журналы, радио, телевидение), так и относительно новые (через интернет, мобильный маркетинг, социальные медиа).
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что бурное и непрерывное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает огромное влияние на развитие маркетинга. Любой специалист в сфере маркетинга, который хочет достичь целей организации, должен уметь ориентироваться в современных информационно-коммуникационных технологиях и уметь применять их на практике в профессиональной деятельности.