Применение метода «Дельфи» в прогнозировании деятельности предприятия

NovaInfo 38, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 39
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье отражено значение метода «Дельфи» для бизнес-прогнозирования, а также рассмотрен непосредственно процесс проведения процедуры метода «Дельфи» в целях более точного представления данного вида экспертных оценок.

Ключевые слова

ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, МЕТОД ДЕЛЬФИ, ОЦЕНКА БУДУЩИХ СОБЫТИЙ

Текст научной работы

В современных условиях неустойчивой внешней экономической среды руководителям предприятий необходимо думать о будущем своих компаний. Для того чтобы исключить негативное будущее и повысить вероятность наступления позитивных событий в будущем для компании, их руководители должны быть готовы к различным ситуациям в рыночной среде и иметь планы по развитию организации. В связи с этим важной задачей для руководителя становится прогнозирование деятельности предприятия. Решению данного вопроса способствует применение метода «Дельфи».

Метод был разработан в США в 1944 г. для применения в области прогнозирования военных технологий. В 1950-1960-х гг. метод был значительно модифицирован и улучшен, а далее уже стал применяться и в других сферах, помимо военной. Название «Дельфи» происходит из древнегреческой мифологии в честь оракула при храме Апполона в Дельфах – Дельфийского оракула (Delphicum oraculum).

Метод «Дельфи» – это метод, используемый для оценки вероятности и исхода будущих событий. Группа экспертов обменивается мнениями, и каждый эксперт индивидуально передает свою оценку фасилитатору (посреднику коммуникаций группы экспертов), который проверяет данные и выдает краткий отчет.

Члены группы обсуждают и анализируют представленный отчет по отдельности. Далее передают новые прогнозы фасилитатору, который снова рассматривает данные и выдает второй отчет. Этот процесс продолжается, пока все участники не достигнут консенсуса.

Эксперты в каждом раунде имеют полную запись о том, какие прогнозы сделали другие эксперты, но они не знают, кто именно сделал данные прогнозы из группы экспертов, т.е. у каждого эксперта на руках есть прогнозы других экспертов, не привязанные к имени эксперта. Анонимность позволяет экспертам свободно выражать свое мнение, поощряет открытость и избегает признания ошибок путем пересмотра раннее данных прогнозов.

Техника метода «Дельфи» представляет собой повторяющийся процесс, основной целью которого является получение широкого спектра мнений от группы экспертов. Суммарные результаты первого тура опроса экспертов обеспечивают основу для второго тура опроса. Результаты второго тура передаются в третий раунд и так далее до финального тура.

Процесс прогнозирования деятельности предприятия методом экспертных оценок «Дельфи» можно представить в следующей последовательности:

  1. Выбор фасилитатора. Эту роль может выполнять как руководитель предприятия, т.е. инициатор, либо какой-либо другой работник организации, не являющийся экспертом.
  2. Определение экспертов. Метод «Дельфи» основывается на панельном исследовании. Членами панели (экспертной комиссии) могут быть как работники компании, так и привлеченные эксперты из других организаций и отраслей. Экспертом является любое лицо, имеющее соответствующие знания и опыт в данной конкретной области.
  3. Постановка проблемы. Данный этап особенно важен. Эксперты должны понять, с какой именно ситуацией они имеют дело, поэтому необходимо обеспечить четкое и всеобъемлющее описание проблемной ситуации.
  4. Опрос: первый тур. На данном этапе необходимо выделить общие вопросы, чтобы получить широкое понимание мнения экспертов о будущих событиях. Вопросы могут быть представлены в виде анкеты или опросного листа. Далее необходимо сравнить и обобщить ответы, выделить общие точки зрения.
  5. Опрос: второй тур. Данный этап основывается на ответах на вопросы из первого тура опроса. Как и на предыдущем этапе собираются и обобщаются результаты, удаляется постороннее содержание, далее идет поиск точек соприкосновения для достижения консенсуса.
  6. Опрос: третий тур. Финальный этап опроса направлен на сосредоточение усилий на принятии решений. Выявляются окончательные области согласования мнений экспертов. Туров опроса может быть и больше, все зависит от индивидуальных особенностей проблемной ситуации.
  7. Формулировка выводов. Предполагается, что после проведения всех этапов опроса эксперты достигли консенсуса. В данном случае инициатор исследования будет иметь представления о будущих событиях на основании мнений экспертов. Далее необходимо проанализировать выводы, и разработать планы в целях борьбы с будущими рисками и реализацией потенциальных возможностей предприятия.

Методу «Дельфи» присущи следующие недостатки:

  • процесс составления анкеты весьма трудоемок с точки зрения правильного выбора вопросов;
  • экспертиза выявленных проблем предприятия занимает достаточно много времени.

Применяя метод «Дельфи» необходимо исходить из того, что:

  • для более объективной оценки экспертные группы не должны переформироваться во время проведения процедура;
  • промежуток времени между турами не должен составлять более одного месяца;
  • анкета должна представлять собой перечень из тщательно отобранных и четко сформулированных вопросов;
  • отобранные эксперты должны быть профессионалами в области решаемой проблемы, также они должны быть объективны.

Стоит также отметить, что данный метод находит применение и во всемирной сети Интернет. Существуют вебсайты, с помощью которых проводится экспертная оценка методом «Делфи» в режиме реального времени. Например, интернет-сервис «TechCast Project» (http://www.techcastglobal.com/) использует исследовательские панели из 100 экспертов со всего мира при прогнозировании в разных областях науки и технологии.

Таким образом, с помощью метода «Дельфи» определяются экспертные мнения специалистов по какому-либо вопросу, независящие от мнений других экспертов, но позволяющие им периодически взвешивать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег.

Прогнозирование деятельности предприятия не является точной наукой, но метод «Дельфи» может помочь понять вероятность будущих событий, и какое влияние они могут оказать на организацию.

Читайте также

Список литературы

  1. Башмачникова Е.В., Морякова А.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Прогнозирование деятельности предприятия» / сост. Е. В. Башмачникова, А. В. Морякова. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2014. – 108 с.
  2. Глущенко В.В., Менеджмент. Системные основы. Издание 2-е. М.; НПЦ - Крылья, 1998. – 224 с.

Цитировать

Морякова, А.В. Применение метода «Дельфи» в прогнозировании деятельности предприятия / А.В. Морякова, Е.С. Сизяков. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 38. — URL: https://novainfo.ru/article/3964 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться