Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии на примере ООО МТС «Илишевская»

NovaInfo 60, с.117-122, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 35
CC BY-NC

Аннотация

Центральным звеном организации любого дела является планирование и прогнозирование. Оно позволяет выбрать самый рациональный и эффективный способ достижения целей. Проработанный и согласованный план – это средство, с помощью которого предприятие может контролировать, производить бизнес и управлять им. В данной статье я расскажу, что представляет из себя финансовое планирование и прогнозирование и его процесс.

Ключевые слова

ФИНАНСЫ, ПРЕДПРИЯТИЕ, СТРАТЕГИЯ, КАПИТАЛ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ, БИЗНЕС

Текст научной работы

Финансовое планирование является одной из главных функций управления предприятием. Финансовое планирование можно определить, как умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния предприятия [3].

Финансовое планирование как функция управления охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и претворению их в жизнь. Финансовое планирование на предприятии решает следующие задачи:

  • конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
  • выявляет резервы увеличения доходов предприятия и способы их мобилизации;
  • обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования;
  • определяет наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;
  • обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов, государства;
  • осуществляет контроль за финансовым состоянием предприятия.

Основой финансового планирования на предприятии является составление финансовых прогнозов. Финансовое прогнозирование представляет собой разработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его частей. Прогнозирование сосредоточено на наиболее вероятных событиях и результатах. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно на практике осуществить разработанные прогнозы. Состав показателей прогноза может значительно отличаться [10].

Построение эффективной системы управления финансами является главной целью финансовой политики, проводимой на предприятии. Разработка финансовой политикипредприятия должна быть подчинена как стратегическим, так и тактическим целям предприятия.

Стратегическими задачами финансовой политики являются:

  • максимизация прибыли предприятия;
  • оптимизация структуры источников финансирования;
  • обеспечение финансовой устойчивости;
  • повышение инвестиционной привлекательности.

Решение краткосрочных и текущих задач требует разработки учетной, налоговой и кредитной политики предприятия, политики управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностями, управления издержками предприятия, включая выбор амортизационной политики.

Финансовый план формулирует финансовые цели и критерии оценки деятельности предприятия, дает обоснование выбранной стратегии и показывает, как достичь поставленных целей. В зависимости от целей можно выделить стратегический, краткосрочный и оперативный виды планирования.

Стратегическое финансовое планированиеопределяет важнейшие показатели, пропорции и темпы воспроизводства. В широком смысле его можно назвать планированием роста, планированием развития предприятия. Оно носит долгосрочный характер и связано с принятием основополагающих финансовых и инвестиционных решений.

Текущее финансовое планированиенеобходимо для достижения конкретных целей. Этот вид планирования обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и представляет собой конкретизацию и детализацию перспективных планов. С его помощью осуществляется процесс распределения и использования финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей.

Оперативное финансовое планированиезаключается в управлении денежными потоками с целью поддержания устойчивой платежеспособности предприятия [7].

Составление любых прогнозных финансовых документов обычно начинают с составления прогноза доходов(прогнозного отчета о финансовых результатах ). Именно в этом документе отражается текущая деятельность предприятия ООО «МТС Илишевская» (табл. 1).

Таблица 1. Прогноз финансовых результатов текущей деятельности ООО «МТС Илишевская» данные за второе полугодие 2016

Показатель

Итого (тыс.руб.)

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, руб.:

23882

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, руб.

18344

Валовая прибыль, руб.

5538

Коммерческие расходы, руб.

-

Управленческие расходы, руб.

-

Прибыль от продаж, руб.

5538

Прогноз прибыли и убытков отражает производственную деятельность предприятия. Поэтому его также называют прогнозом результатов производственной деятельности. Иногда процесс производства и сбыта продукции или услуг называют операционной деятельностью. Прогноз финансовых результатов только тогда будет достоверным, когда достоверны сведения о перспективах роста основных производственных показателей.

Составление прогноза прибыли и убытков следует начинать с построения прогноза объема продаж. Информацию по объему продаж можно получить из раздела бизнес-плана по планируемому объему продаж.

Этот прогноз призван дать представление о той доле рынка, которую предприятие собирается завоевать. Построение прогноза объема продаж начинают с анализа продукции или товаров, услуг, существующих потребителей.

При этом очень важно проанализировать именно базовый период, так как именно он дает ответы на целый ряд вопросов и позволяет спрогнозировать влияние отдельных факторов на объем продаж в предстоящем периоде. Так, можно оценить, каким образом на объемные показатели повлияют изменения качества продукции, уровня цен, уровня спроса, а следовательно, более точно определить величину выручки от реализации продукции исходя из прогнозных объемов продаж на планируемый год и прогнозных цен, а также спрогнозировать и предполагаемые изменения в уровне затрат и будущую прибыль предприятия. Важнейшей задачей каждого хозяйствующего субъекта является получение большей прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Затраты на производство и реализацию продукции — один из важнейших качественных показателей деятельности предприятий.

В представленном расчете прибылей и убытков не все элементы затрат предприятия отражаются на порядке осуществления платежей. Многие элементы затрат, показанные в прогнозе прибыли и убытков, никак не отражаются на осуществлении платежей предприятия.

Часто могут существовать большие различия между наличностью и прибылью. Планировать поступление наличности можно путем составления прогноза движения денежных средств (плана денежных потоков). В основе построения этого документа лежит метод анализа денежных потоков cashflow (поток наличности, или денежный поток).

При прогнозировании потоков денежных средств необходимо учитывать все возможные источники поступления средств, а также направления оттока денежных средств. Прогноз разрабатывается по периодам в такой последовательности:

  1. прогноз денежных поступлений;
  2. прогноз оттока денежных средств;
  3. расчет чистого денежного потока (излишек или недостаток);
  4. определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании [8].

Прогноз денежных поступлений предполагает расчет объема возможных денежных поступлений. Основным источником поступления денежных средств является реализация товаров. На практике большинство предприятий отслеживает средний период времени, который потребуется покупателям для того, чтобы оплатить счета, т.е. определяет средний срок документооборота.

Таким образом, прогноз движения денежных средств (план денежных потоков) демонстрирует движение денежных средств и отражает деятельность предприятия в динамике от периода к периоду.

Для проверки правильности составления прогноза прибыли и движения денежных средств целесообразно разработать прогнозный баланс. С этой целью используют баланс, составленный на последнюю отчетную дату либо на конец финансового года. Такой метод финансового прогнозирования в литературе называют методом формальных финансовых документов. В основе этого метода лежит прямо пропорциональная зависимость практически всех переменных издержек и большей части текущих активов и текущих обязательств от объема продаж, поэтому этот метод иногда называют прогнозированием на основе процента от продаж. В соответствии с этим методом осуществляется расчет потребности предприятия в активах с целью увеличения объема реализации продукции и прибыли предприятия. Этот расчет базируется на условии, что активы предприятия возрастают прямо пропорционально росту объема продаж, а следовательно, для прироста активов предприятию необходимы дополнительные источники финансирования.

Задачей прогнозного баланса и будет расчет структуры источников финансирования, так как возникшую разницу между активом и пассивом прогнозного баланса необходимо будет перекрыть за счет дополнительных источников внешнего финансирования.

Процесс составления прогнозов прибыли и баланса завершается, как правило, выбором путей привлечения дополнительных финансовых ресурсов и анализом последствий такого выбора. Выбор источников финансирования одновременно является и коррекцией баланса. Составление этих документов не дает полной картины о финансовой устойчивости предприятия. Для того, чтобы оценить платежеспособность и ликвидность прогнозируемого баланса, кроме прогноза прибыли и баланса обязательно составляется прогноз движения денежных средств.

Читайте также

Список литературы

  1. Баринов, В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: учебное пособие (ГРИФ).: ИНФРА-М, 2010. 285 с.
  2. Карасева, И. М. Финансовый менеджмент [Текст] : учебное пособие по специализации "Менеджмент организации" / И. М. Карасева, М. А. Ревякина ; ред. Ю. П. Анискин. - М. : Омега-Л, 2012. - 335 с.
  3. Продченко, И.А. Прогнозирование и планирование в финансовом менеджменте [Электронный ресурс] / Продченко И.А. – Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook172/book/index/index.html?go=part-010*page.htm. - Дата обращения: 27.10.2016.
  4. Шохин, Е.И. финансовый менеджмент. Учеб. пособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2013. - 408 с.
  5. Аскаров, А.А. Совершенствование моделей оптимизации производственной структуры агроформирований [Текст] / А.А.Аскаров, А.А.Аскарова // Математические методы, модели и информационные технологии в АПК. Труды XV Межд.научно-практ. конф. Независимого научного аграрно-экономического общества России. - 2011. С. 174-177.
  6. Аскаров, А.А. Внутренние резервы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий [Текст] / А.А. Аскаров, А.А. Аскарова //Агробизнес: достижения и прогнозы. Сб. статей; Башкирский ГАУ. – Уфа, 1998. - С. 117-126.
  7. Аскарова, А.А. Налоговое планирование на предприятии [Текст] / А.А. Аскарова // Экономические и социальные проблемы развития АПК на рубеже XXI века. Сб. статей к научной конф. сотрудников экономических факультетов, посвященной 70-летию БГАУ. 2000. С. 127-128.

Цитировать

Пискарева, Н.Н. Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии на примере ООО МТС «Илишевская» / Н.Н. Пискарева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 117-122. — URL: https://novainfo.ru/article/11323 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться