В настоящее время в результате усиления конкуренции на мировых и отечественных рынках, ужесточения международных санкций, диверсификации бизнеса и усложнения бизнес-процессов управление российскими предприятиями существенно изменяется, что определяет необходимость модификации его учетных и контрольных систем.
В конкурентной среде рационально организованный управленческий учет позволяет сформировать информацию, ориентированную на принятие обоснованных управленческих решений, что достигается за счет устранения недостатков, характерных для бухгалтерского (финансового) учета. На современном этапе развития экономики управленческий учет играет важную роль в устойчивом функционировании и развитии предприятий и является основным инструментом на пути достижения его целей. Он дает «…возможность предприятию реально оценить результаты хозяйственной деятельности и позволяет лучше ориентироваться в позициях на рынке» [1].
Понятие «управленческий учет» в российскую практику вошло в конце XX века. При этом долго дебатировался вопрос о его целесообразности в российском учете, но жизнь доказала необходимость использования этого важного инструмента.
Трактовок данного понятия достаточно много, раскрывает суть наиболее полно, на наш взгляд, следующее определение. Управленческий учет – это подсистема бухгалтерского учета, формирующая на основе методов планирования, учета и анализа информацию об альтернативных вариантах функционирования предприятия, которая позволяет управленческому аппарату реализовать функции по управлению путем принятия эффективных управленческих решений [2].
Основными задачами управленческого учета являются:
- мониторинг состояния текущего положения организации;
- оперативное вмешательство в деятельность, а также в ее планирование и регулирование;
- расчет необходимых экономических показателей;
- формирование отчетности для внутренних пользователей;
- оценка и анализ текущей деятельности.
На практике можно выделить несколько схем управленческого учета:
- управленческий учет с функциональной ориентацией;
- система управленческого учета с ориентацией на бизнес-единицы;
- система учета, сориентированная на процессы [3].
Наиболее эффективной сегодня считается последняя схема, но выбор конкретной – прерогатива руководителей и организаторов учета.
Анализ трудов известных экономистов позволяет сделать вывод о том, что предметом управленческого учета является производственная деятельность сегментов предприятия (центров ответственности).
Чтобы выявить проблемы организации управленческого учета, нужно понимать какие задачи он позволит решать. В рыночных условиях существования нельзя обойтись без планирования деятельности и постоянного контроля текущего состояния дел. Управленческий учет позволяет не принимать решения «вслепую». Он нацелен на прогнозирование ситуации в будущем, в отличие от бухгалтерского учета, который показывает нам ситуацию прошлых периодов. Другими словами, управленческий учет показывает «как должно быть», а бухгалтерский – «как было».
Одной из самых важных проблем организации управленческого учета являются его постановка и внедрение на предприятии. Наиболее важная задача – создание такого набора формализованных процедур, которые смогут предоставлять достоверную информацию в необходимом объеме, как из внутренних, так и из внешних источников, и на качество этой информации не должно ничего влиять. Для формирования информации требуется создать общую базу первичных данных, которые будут востребованы для целей как управленческого, так и бухгалтерского учета. От качества внедрения учета зависит вся дальнейшая работа: и эффективность центров ответственности предприятия, и контроль по местам возникновения затрат.
Управленческий учет включает в себя множество задач и методов их решения, которые меняются в зависимости от целей управления. Задачи и методы должны соответствовать правилам или методикам учета, а именно: использование единой системы измерения для прогнозирования и планирования, формирование непрерывной коммутации между различными уровнями управления, соответствие учетной политике предприятия [4].
Прежде чем переходить к непосредственному внедрению, необходимо подготовить почву для этого. На первом этапе важно выделить центры ответственности, которые могут представлять собой четыре основных типа: центры затрат; центры доходов; центры прибыли; центры инвестиций. Необходимо сформировать организационную структуру, увязанную линиями ответственности, позволяющую учетной системе накапливать, контролировать, анализировать и оценивать результативность деятельности центров ответственности. Организация системы учета по центрам ответственности строится на следующих принципах:
- установление контролируемых затрат, за величину которых отвечает конкретный менеджер;
- закрепление учетных документов за лицами, ответственными за конкретные статьи затрат;
- своевременное формирование бюджетов и отчетов по результатам деятельности [2].
Далее нужно четко разграничить распределение затрат и финансов по этим центрам. Разделение затрат позволит в будущем быстро реагировать на внешние и внутренние изменения. Положительная роль центров ответственности заключается в том, что в результате учета затрат по этим центрам появляется лицо, несущее ответственность за результаты своей работы.
Далее следует выбор: на какую структуру лучше возложить обязанности ведения управленческого учета? Отдельные предприятия возлагают эти обязанности на бухгалтерию, но такой выбор не является рациональным лишь по той причине, что бухгалтерия и так один из самых загруженных работой участков. Кроме того, в силу определенных различий между бухгалтерским и управленческим учетом, будет сложно оперативно перестраиваться с одной учетной системы на другую. Бухгалтер, в силу особенности своей профессии, при составлении отчетности более ориентирован на внешних пользователей, нежели на внутренних; также он больше ориентирован на реальные показатели, чем на планируемые [5].
Теперь можно выделить этапы, итогом которых будет начало функционирования управленческого учета на предприятии. После распределения затрат по центрам ответственности, необходимо определить основных пользователей управленческой информации. К ним можно отнести всех лиц предприятия, на которых возложено принятие управленческих решений (например, ведущих топ-менеджеров). Затем разрабатывается перечень отчетности и сроки ее сдачи, которые должны быть четко регламентированы. Следующим этапом является разработка структуры управленческого учета. Данный этап – один из важнейших, именно на нем закладывается будущая модель работы предприятия, разрабатываются отчетные формы, выводятся необходимые для отчетов данные, распределяются должностные обязанности сотрудников. На последнем этапе следуют внедрение, отладка процессов учета.
В отчетах о результатах деятельности центров ответственности формируется информация, сигнализирующая об отклонениях от сметных показателей, что дает возможность установить индивидуальную ответственность и является стимулом для улучшения работы.
Все вышеуказанные действия обеспечивают эффективность управленческого учета, значительно расширят возможности управленческого персонала и будут способствовать развитию общей стратегии предприятия.