В современной медицине и психологии алкоголизм рассматривается, в первую очередь, как заболевание. На сегодняшний день существует огромное количество научных исследований, посвященных проблеме алкоголизма, но, несмотря на это, вопрос алкогольной зависимости остается все еще не до конца изученным.
Следует отметить, что среди основных причин развития алкогольной зависимости выделяют: наследственность, психологические и социальные факторы, личностные (индивидуальные) факторы. При этом особый интерес у современных ученых вызывают семейные факторы риска развития алкоголизма и, так называемый, феномен «созависимости».
Что же такое созависимость? По мнению американского исследователя Уэкшайдер-Круз, созависимость – это мысленная концентрация на другом человеке и психологическая, а иногда даже и физическая. зависимость от него. Следует отметить, что в некоторых случаях эта зависимость от другого человека перерастает в некое патологическое состояние, которое начинает оказывать деструктивное влияние на все другие взаимоотношения.
В свою очередь, исследователь Е. Янг считает, что основными проявлениями созависимости являются «плохое здоровье, нарушение адаптации и проблемы поведения, связанные с совместным проживанием с больным алкоголизмом» [Цит. по 5]. Однако, по мнению А.В. Шеф, созависимость – это, в первую очередь, болезнь, которая имеет множество форм и выражений и вырастает из самого процесса развития зависимости [Цит. по 5].
В.Д. Москаленко дает следующее определение созависимости: «Созависимый человек – это тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека и совершенно не заботится об удовлетворении собственных жизненно важных потребностей» [5, с.14].
Человек – существо социальное. При этом самая значимая социальная среда – это семья. И именно семья - главный и основной элемент «алкогольной экосистемы», именно здесь отношения переплетены самым тесным образом, в связи с чем алкоголизм и поражает всю семью, происходит некое «заражение». Следует отметить, что согласно оценкам ученых, каждый алкоголезависимый оказывает деструктивное воздействие на жизнь, по крайней мере, четырех человек. И это только на первый взгляд у каждой семьи алкоголика своя уникальная история болезни, но на самом деле, каковы бы ни были личностные особенности зависимых, члены их семей, как правило, реагируют на появления болезни достаточно предсказуемым образом. И именно эти реакции впоследствии могут стать такими же навязчивыми, как и поведение самого алкоголика, что и является проявлением созависимости, как настоящей болезни, порой даже более серьезной, чем алкоголизм [6].
Исходя из данной информации, мы можем сделать вывод о том, что в современных исследованиях представлены несколько различающиеся определения созависимоого поведения, но при этом сделан определенный акцент на формах проявления и признаках созависимости. Таким образом, несмотря на то, что единого определения понятия созависимого поведения нет, мы все же можем выделить несколько общих для всех исследований характеристик созависимости.
Итак, мы можем составить портрет созависимой личности. Описывать при этом такую личность можно с разных сторон: чувства, поведение, симптомы и синдромы, черты характера.
По определению американского психолога М. Бити, «созависимый - это человек тот, кто позволил, чтобы поведение другого человека повлияло на него так, что он полностью поглощен тем, что контролирует поведение этого человека» [1, с. 4-5].
Основная, фундаментальная внутрипсихическая характеристика созависимой личности – это низкая самооценка. Созависимые люди не осознают своей ценности, и как правило, не считают себя достойными уважения. При этом возможная демонстрация своего превосходства над другими является лишь некой сверхкомпенсацией недостающего самопринятия и самоуважения.
Именно отсутствие чувства собственной ценности приводит к зависимости от внешних оценок. Так проявляется следующая характеристика созависимости - курс на внешние ориентиры. «Созависимые не умеют принимать комплименты и похвалу должным образом. Комплименты могут даже усиливать у них чувство вины или своей неадекватности. В их сознании и лексиконе доминируют многочисленные долженствования – «я должна», «ты должен». Низкая самооценка движет созависимыми, когда они стремятся помогать другим. Поскольку они не верят, что могут быть любимыми и ценными сами по себе, то они пытаются заработать любовь и внимание других» [5, с.14].
Cозависимых сопровождают негативныt эмоций и чувства, что зачастую приводит к развитию психосоматических болезней. Например, В.Д. Москаленко считает, что «быть больной, страдать и душевно, и телесно – типично для жены алкоголика» [5, с. 16]. Страдание – проявление созависимого поведения.
Созависимость – это прежде всего отказ от себя. Отсюда и следуют попытки «заморозить» свои чувства, стремление к подобного рода «анестезии» – типично для созависимого члена семьи. «Созависимый человек не в фокусе своего сознания. В центре его сознания зависимый больной» [5, с. 16].
Созависимости присущи проявления различных форм психологической зашиты – рационализация, минимизация, вытеснение и отрицание. «Созависимая личность склонна игнорировать проблемы или делать вид, что ничего серьезного не происходит («просто вчера он пришел пьяный»)» [5, с. 17].
Мы можем с уверенностью утверждать, что «алкоголизм – болезнь изоляции» [5, с. 18]. В алкогольной семье, как правило, рушатся социальные связи как внутри семьи, так и за ее пределами. При этом вина, стыд доминируют в психическом состоянии созависимой личности. Созависимые стыдятся как себя, так и болезни зависимого члена семьи.
Большое место в жизни созависимых занимает такое сильное чувство как гнев, который может проявляться как чувство уязвленности, обиды. Отчаяние при этом чаще является лишь некой маской жалости к самому себе. Именно по такому сценарию развивается психология жертвы.
Когда ситуация с зависимым членом семьи не меняется, тогда для придания происходящему собственного ощущения движения созависимые используют постоянный поток мыслей на тему болезни и «исцеления» как желаемого результата. Навязчивые мысли о ситуации как бы замещает реальные изменения, как бы сулят перемены. Такое блокирование способности осознавать существующую проблему также имеет защитное действие.
Созависимым свойственен антагонизм «белого и черного»: мышление в двухмерном пространстве. «Если она права, значит, с ней все в порядке. Если он не прав, то зачеркиваются все его достоинства» [5, с. 22].
Кроме этого, в алкогольной семье внутренние психологические границы членов семьи разрушены. «Каждый воспринимает проблемы больного как свои собственные. Фактически вся жизнь в доме начинается с больного и вертится вокруг него» [5, с. 23].
Исходя из представленных характеристик созависимости, следует отметить, что проявления и признаки созависимого поведения в семье алкоголезависимого человека довольно многообразны. Они могут отражаться сразу во всех сферах жизни семьи: психической жизни, мировоззрения, поведения членов семьи, системы ценностей, здоровья.
Становится очевидным, что алкоголизм нарушает внутрисемейные межличностные взаимоотношения. Такие семьи имеют осложнения, которые приводят к развитию деструктивных отношений. Но является ли семья зависимого человека дисфункциональной? Для ответа на данный вопрос, важно подчеркнуть, что в семьях, где есть проблема химической зависимости, со временем вырабатываются определенные правила поведения, которые и служат защитой от негативных переживаний и оказывают влияние на формирование личности созависимого. Эти правила по большому счету относятся к правилам, характерным для всех дисфункциональных (неблагополучных) семей. Так называемое правило «Трех НЕ»:
- Не говори. Созависимым тяжело говорить о проблеме, которая затронула их семью, потому что они испытывают стыд, страх перед мнением окружающих. Боясь унижений, осуждений окружающих, вся семья старается скрыть проблему больного, все солидарно хранят «тайну семьи». Соблюдение этого правила, мешает родственникам химически зависимого своевременно обратиться за помощью к специалистам, и начать решать проблему, опираясь на их квалифицированную помощь.
- Не чувствуй. Созависимый, как правило, живет в постоянном дефиците положительных эмоций. Длительное переживание негативных чувств приводит к тому, что он перестает испытывать положительные эмоции или боится их переживать, так как вынужден защищать свой внутренний мир от частых перепадов негативных и позитивных эмоциональных состояний.
- Не доверяй. Внутрисемейные конфликты, эмоциональная холодность, отказ от ролей в семье, невозможность выразить свои чувства и мысли, запрет на проявление чувств – все это оказывает разрушающее влияние на жизнь семьи с созависимыми отношениями [4, с. 18].
Все отношения в алкогольной семье строятся по принципу треугольника: «жертва-спасатель-преследователь» - это еще один важный признак дисфункциональности.
Треугольник «спасательства» С. Карпмана или, так называемый, драматический треугольник – это модель трех основных проблемных ролей в деструктивных человеческих отношениях [2].
«Созависимость – это психологическое состояние членов семьи больного. Трезво живущие родственники таких больных эмоционально вовлечены в эту болезнь. Родственники не только сами страдают, но и строят такие взаимоотношения в семье, которые препятствуют выздоровлению больного» [5, с. 123].
Таким образом, мы можем говорить о том, что алкоголизм является фактором семейного неблагополучия, то есть является фактором риска формирования дезадаптации, не только самого больного, но и всех членов его семьи.
Исходя из проведенного анализа, следует отметить, что проблемы созависимости изучаются многими исследователями, которые освещают проблему алкоголизма и других зависимостей с разных аспектов.
Созависимость - психологическая болезнь, и как болезнь, она также подлежит излечению. Однако, отмечая значимость, как теоретическую, так и практическую, имеющихся исследований, следует отметить, что изучение литературы по данной проблеме показало ее недостаточную разработанность в вопросе проведения коррекционной работы с созависимыми членами семей.