Современные проблемы и основные направления повышения уровня занятости молодежи

NovaInfo 39, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC

Аннотация

Тема занятости, рынка труда и безработицы молодого поколения являются одной из главнейших социально-экономических проблем сегодняшнего времени. На нынешнем этапе в рыночной экономике эти проблемы проявляются особенно остро, так как спрос на молодое поколение в качестве рабочей силы, которое не имеет должного опыта работы и дополнительных навыков, невелик.

Ключевые слова

УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ, БЕЗРАБОТИЦА, РЫНОК ТРУДА, МОЛОДЕЖЬ

Текст научной работы

Будущее каждой страны находится в руках современной молодежи. Молодое поколение - исключительно важный источник производительных сил общества, так как считается не только энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой рабочей силой.

Молодежь считается одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда, в особенности в нашем государстве. В условиях РФ, когда за последние десять лет происходит резкое падение качества жизни, здоровья юношей и девушек, обеспечение занятости, увеличение наркотической зависимости, рост преступности в молодежном окружении, требуется кардинальная активизация государственной политики в отношении к поколению, вступающему в жизнь без помощи других [1].

Из года в год, проблема, не теряющая собственной значимости, это устройство на работу молодого поколения. Она остается одной из важнейших проблем в сфере труда. Сейчас, как никогда, важно оценить ее масштабы, найти пути оказания эффективной поддержки молодым людям, испытывающим затруднения с устройством на работу.

Вследствие этого очень важна государственная поддержка и стимулирование потенциала молодого поколения. На федеральном уровне принят закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", определяющий занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением собственных и общественных потребностей, которая отнюдь не противоречит российскому законодательству и приносит, как правило, им доход, трудовой заработок. Согласно данному федеральному закону, молодое поколение - это социально-демографическая категория населения в возрасте от 14 до 30 лет включительно, выделяемая на базе совокупности возрастных характеристик и особенностей социального положения, что обуславливается уровнем образования, полом, местом жительства, занятостью и т.д.

Сегодня, как утверждают ведущие экономисты и специалисты, существует несколько причин, формирующих проблему занятости молодежи:

  1. Разногласие предлагаемых образовательных услуг рыночному спросу. Изучение сегодняшнего рынка труда демонстрирует, что низкая конкурентоспособность молодых людей определяется несовершенством профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков практики. Молодые специалисты – выпускники высших учебных заведений, которые первый раз ищут работу, так же, как и молодежь без образования и квалификации, традиционно входят в категорию риска, являясь одними из наиболее проблемных участников рынка труда в России. Ключевой особенностью данной категории считается наличие разногласий между социально-профессиональными ориентациями молодого поколения и потребностями фирм, организаций и компаний в рабочей силе. Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы устройства на работу выпускников образовательных учреждений. Выпускники институтов по степени подготовки и приобретенным компетенциям, как показывают опросы работодателей зачастую, не всегда соответствуют их требованиям. При этом и сами выпускники, будучи не удовлетворенными предлагаемой работой, условиями труда и заработной платой, зачастую отказываются от трудоустройства по специальности. В совокупности это приводит к низкой эффективности использования труда молодых выпускников, что дает возможность ставить вопрос и о «переобучении» специалистов с высшим образованием, и о низком качестве их подготовки.
  2. Отсутствие взаимодействия между учебными заведениями и организациями-работодателями. В течение длительного времени страна считалась монопольным работодателем. Условия выхода молодого поколения на рынок труда были жестко регламентированы. Для обеспечения занятости молодых людей использовалось целевое резервирование рабочих мест, а также концентрированное распределение выпускников учебных заведений по разнообразным компаниям и организациям. В итоге выпускники вузов встретились с проблемой трудоустройства, самостоятельного поиска работы, к чему большая их часть не была готова, прежде всего, в силу того, что качество полученного образования не соответствует требованиям рынка труда. Устранение системы государственного распределения выпускников учреждений профессиональной подготовки и экономический кризис 90-х годов привели к существенным переменам на рынке труда: к уменьшению потребности в молодых специалистах и изменению запросов к их профессиональной подготовке, к потере связи между высшими учебными заведениями и предприятиями - потребителями подготовленных специалистов. Возник разрыв между университетами и работодателями, в ряде ситуаций не заполненный до настоящего времени.
  3. Несовершенство деятельности системы центров занятости. Количество выпускников различных типов учебных заведений растет. Молодое поколение реже, чем люди других возрастов регистрируется на бирже труда, вследствие чего служба занятости фиксирует только часть спроса и предложения рабочей силы. В обществе присутствует стандарт, который касается деятельности Центров занятости: она расценивается как поиск работы с низким уровнем квалификации. Это сопряжено с тем, что работодатели в поисках специалиста чаще всего обращаются в агентства по подбору персонала или с помощью объявлений в СМИ. [7]
  4. Плохая осведомленность о состоянии рынка труда. Неправильный выбор специальности, неспособность проанализировать и распланировать собственную жизнь приводят молодых людей либо в центр занятости, либо к смене специальности. Учебные заведения обязаны глубоко изучить конъюнктуру рынка при создании собственного контингента, исходить не из престижа той или иной специальности, а спроса на нее со стороны экономики.
  5. Отказ предприятий в трудоустройстве из-за отсутствия опыта и стажа молодых специалистов. Наличие опыта службы и стажа работы, преимущественно по специальности, сегодня считается одним из немаловажных условий к претендентам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Поэтому, выпускников высших учебных заведений, которые не имеют опыта работы и стажа, на работу зачастую берут неохотно. Поскольку молодые специалисты в большинстве своем не имеют практического навыка в работе и возможности получения такого навыка, их высокие требования к оплате труда делают проблемным поиск подходящей работы. Поэтому степень безработицы среди молодого поколения заметно выше чем в старших возрастах (Табл. 1).
  6. Безынициативность в поиске работы. Молодое поколение зачастую не обладает активной позицией в поиске работы, а в соответствии с этим не применяют многие из имеющихся перспектив нахождения работы. В большой степени это связано с нежеланием попадать в неудобные и жесткие ситуации рынка труда [3]

Таблица 1. Уровень безработицы по возрастным группам, % от экономически активного населения соответствующей возрастной группы [3]

Год

В том числе в возрасте, лет

До 20

20-29

30-39

40-49

50-59

60 и более

2012

29,2

19,4

12,3

11,2

9,2

4,8

2013

27,8

21,4

10,8

10,7

8,4

2,7

2014

24,0

16,2

10,0

9,7

6,9

2,6

2015

30,9

19,4

12,4

10,5

10,0

4,7

Таким образом, сформировавшаяся обстановка на российском молодежном рынке труда считается довольно напряженной. Также проблемы занятости молодого поколения в значительной мере связаны с объективными действиями — уменьшением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и воздействием социально-экономических условий на характер жизни молодежи.

В целях повышения трудоустройства молодежи проводятся различные мероприятия, как на федеральном, так и на региональном уровне. Рассмотрим основные направления, являющиеся на наш взгляд приоритетными в решении молодежной безработицы. [6]

  1. Обеспечение формирования и улучшения системы профессионального обучения молодого поколения, соответствующей потребностям современной рыночной экономики, а именно анализ потребностей рынка, подготовка и обучение в соответствии с потребностями рынка труда на сегодняшний день. Университетам нужно прививать учащимся умения и навыки в решении широкого круга вопросов в сфере своей будущей профессиональной деятельности, а также совершенствовать их личностные качества. Создавать соответствующие организации, кружки, тренинги, конференции.
  2. Полное и достоверное информирование о состоянии на рынке труда. Услуга по информированию о состоянии на рынке труда предоставляется с целью удовлетворения информационных запросов работодателей и не трудоустроенных граждан о состоянии и изменении рынка труда, об услугах службы занятости и реализации государственных гарантий в области занятости населения.
  3. Организации ярмарок вакантных учебных и рабочих мест. Ярмарки вакансий учебных и рабочих мест являются одним из самых эффективных методов информирования службой занятости об имеющихся вакансиях на рынке труда, профессиях, пользующихся большим спросом, а также предоставления консультаций по вопросам занятости. Данные мероприятия обеспечивают условия для прямого контакта гражданина, стремящегося найти работу или же пройти обучение, с представителями организаций, где существуют вакантные рабочие места, оперативно провести подбор кандидатов. Кроме того, эти мероприятия способствуют развитию деловых отношений с работодателями.
  4. Помощь гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. Основное направление деятельности государственной службы занятости - помощь гражданам в поиске подходящей работы и повышение их активности на рынке труда. Специалисты службы консультируют людей, обратившихся в центры занятости, о должностях и возможностях получения работы, об условиях, предъявляемых к специальностям и работникам и т.п.
  5. Организация и проведение оплачиваемых общественных работ. Целью общественных работ являются: обеспечение временной занятости, поддержки доходов граждан в период поиска постоянного места работы, приобщения к труду граждан впервые ищущих работу. Под общественными работами подразумевается трудовая деятельность, обладающая общественно полезной направленностью и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки, ищущих работу граждан. Предпочтительным правом на участие в общественных работах пользуются:
    • нетрудоустроенные граждане, которые не получают пособия по безработице;
    • нетрудоустроенные граждане, которые состоят на учете в службе занятости населения дольше 6 месяцев.
  6. Психологическая поддержка нетрудоустроенных граждан. Служба по психологической поддержке граждан, признанных в установленном порядке нетрудоустроенными в соответствии с законодательством о занятости населения, ориентирована на увеличение мотивации безработного гражданина к трудовой деятельности, активизацию позиции в области поиска работы и трудоустройства, ограничение сроков поиска работы, абсолютное увеличение либо снижение важности психологических проблем, мешающих профессиональной и социальной самореализации, улучшение адаптации к имеющимся условиям, реализацию профессионального продвижения по службе путем оптимизации психологического состояния.
  7. Квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи. С целью предоставления со стороны государства дополнительных гарантий занятости молодых людей, преимущественно имеющих необходимость в социальной защите и испытывающих проблемы при трудоустройстве. Квотирование подразумевает составление вакансий для обеспечения работой лиц в возрасте от 16 до 30 лет из числа выпускников различных учебных заведений и лиц моложе 18 лет, имеющих особую необходимость в социальной защите и переживающих трудности в поиске работы. [6]

Мы согласны со специалистами, что сегодня необходимо в первую очередь развить государственную систему подготовки и переподготовки сотрудников по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом всех потребностей экономики. Государство обязано занять наиболее активную позицию в процессе обеспечения занятости молодых людей – разработать комплекс мероприятий по закреплению молодых работников, в особенности в трудонедостаточных секторах экономики.

Кроме того, «необходимо уделять большое внимание адаптации выпускников учебных заведений на рынке труда. Большую роль в данном процессе играют молодежные биржи труда, где молодые специалисты смогут подобрать себе подходящую вакансию, получить всю необходимую информацию и напрямую пообщаться с работодателем. Также нельзя забывать о создании условий для закрепления выпускников высших учебных заведений на производстве посредством установления оптимальной оплаты труда, перспектив будущего продвижения по служебной лестнице, гарантий социального пакета. Таким образом, нельзя не отметить, что на популяризацию рабочих профессий во многом оказывает влияние деятельность работодателей по развитию систем начального и среднего профобразования» [2].

Основной механизм такой политики – региональные программы по формированию рабочих мест для молодого поколения. При этом важно, чтобы государственное вмешательство выполнялось в основном с помощью финансовых и правовых рычагов, с наибольшим подсоединением предпринимательских структур, а не административных мер.

Параллельно с развитием государственных программ, молодые специалисты должны также действовать со своей стороны. Работодатели во все времена высоко ценили такие качества, как коммуникабельность, быстрая обучаемость, энергичность. Кроме того, молодой специалист обязан быть амбициозен, однако в меру, напорист, но не нагл, обязан быть уверенным пользователем компьютера, знать иностранный язык, а лучше – не один. Очень важно правильно себя подать , представить, почему и чем именно вы лучше остальных.

Для успешного и долгосрочного трудоустройства молодых людей каждая из сторон может и должна вносить свой неоценимый вклад в развитие системы для предотвращения ущерба жизненным интересам молодых людей, системе общественных ценностей, а тем самым и стабильности государства.

Читайте также

Список литературы

  1. Беглова Е.И. Безработица молодежи: первоочередная проблема современного рынка труда // Экономические науки. – 2010.
  2. Борисова Н. И., Борисов А. В. К вопросу о подготовке и переподготовке рабочих кадров в условиях современного развития экономики России // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции - Воронеж: ВЦНТИ, 2014. - Т. 2. – С. 6-12.
  3. Борисова Н.И., Андреева Е.О., Романова А.В. Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе высшего образования в Волгоградской области // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции 22-23 октября 2015г. - Т. 2/ под ред. С.Л. Иголкина. – Воронеж: ВЭПИ, 2015.
  4. Гусов А.Ю. Занятость как социально-правовое явление// Труд и соц. отношения. – 2011.
  5. Дунаева Н., Салахутдинов Р. Эффективная занятость российской молодежи – стратегическая проблема // Человек и труд. – 2010.
  6. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011.
  7. Программа «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014-2016 годах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://czn.volgadmin.ru
  8. Базыленко Т. Влияние службы занятости на предпринимательскую активность безработных// Человек и труд. – 2012. - № 5. – С. 28-32

Цитировать

Андреева, Е.О. Современные проблемы и основные направления повышения уровня занятости молодежи / Е.О. Андреева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 39. — URL: https://novainfo.ru/article/3994 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться