Разработка финансовой части бизнес-плана сельскохозяйственного предприятия

NovaInfo 39, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье были рассмотрены основные этапы процесса разработки финансового плана предприятия на примере МУП «Бирский плодсовхоз». Автором было составлено три основных документа бизнес-плана. Так же были рассмотрены некоторые пути повышения прибыли предприятия и ее расчет в плановом периоде.

Ключевые слова

ЦЕНА, ПРОГНОЗНЫЙ БАЛАНС АКТИВОВ И ПАССИВОВ, ПЛАН ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПЛАН ДОХОДОВ И РАСХОДОВ, ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН, БИЗНЕС-ПЛАН, МЕТОД ПРОЦЕНТА ОТ ПРОДАЖ, ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Текст научной работы

Каждое предприятие, организуя свою хозяйственную и финансовую деятельность, должно четко представлять перспективные потребности в соответствующих ресурсах, а так же уметь точно рассчитывать эффект от использования уже имеющихся средств. В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться положительного результата, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность. Бизнес-план, и его главный раздел – финансовый план являются эффективным инструментом планирования будущей деятельности предприятия.

Однако, даже после перехода нашего государства к рыночной экономике, многие предприятия недооценивают роль финансового планирования и попросту его не используют. Особенно, такая проблема характерна для предприятий агропромышленного комплекса.

В исследуемой работе были рассмотрены основные этапы процесса разработки финансового плана предприятия на примере МУП «Бирский плодсовхоз» в ходе которого были решены некоторые проблемы, выявленные в результате финансового анализа, а именно финансовый анализ показал, что:

  • предприятие не соответствует ни одному рекомендуемому значению по коэффициентам ликвидности, причем значения коэффициентов абсолютной, текущей и ликвидности при мобилизации средств намного ниже рекомендуемых, причиной тому служит малое количество высоколиквидных активов у предприятия, однако высокое значение коэффициента общей ликвидности (2,57 в 2013 г. и 4,25 в 2014 г.), говорит о наличии больших запасов сырья и готовой продукции
  • в исследуемом периоде (2012-2014 гг.) наблюдается сокращение практически всех показателей рентабельности.
  • в 2014 году показатель валовой прибыли предприятия составил всего лишь 9% от уровня 2013 года.

При разработке финансового плана предприятию было предложено следующее:

1) Увеличить цены на некоторые виды изготавливаемой продукции, так как данная продукция в отчетном году продавалась по цене не покрывающий совокупных затрат на ее изготовление, а так же по ценам, ниже среднерыночных. В подтверждении данного факта следует обратиться к анализу среднерыночных оптовых цен на изготавливаемую продукцию Таблица 1 Сравнение цен на отдельные виды продукции

Вид продукции

Среднерыночная оптовая цена, тыс. руб./ ц.

Цена реализации МУП «Бирский плодсовхоз», тыс. руб./ ц.

Зерно

0,94

0,7

Мясо

10,0

7,1

Молоко

1,8

1,9

Мед

16,5

13,5

Анализ рынка цен показал, что цена реализации предприятием зерна, мяса и меда находится ниже среднерыночных оптовых цен. Цена реализации молока выше уровня среднерыночных цен. Поэтому было предложено принять следующее решение:

а) увеличить цены на средний уровень инфляции в текущем году, т.е на 11,4 %;

б) дополнительно увеличить цену меда на 10 %, таким образом цена меда составит 16,5 тыс. руб. за центнер, что равняется среднерыночному значению;

в) дополнительно увеличить цену мяса на 20%, таким образом цена реализации мяса составит 9,33 тыс.руб./центнер, что ниже среднерыночных цен, однако при данном значении обеспечивается приемлемый доход.

Повышение или сокращение цен на другие виды продукции не планируется.

2) Увеличить объем продаж зерна, за счет сокращения запасов зерна на складах. Так как цена реализации зерна ниже среднерыночной, а ее увеличение в плановом году не планируется, это может привлечь дополнительных покупателей.

После расчета производственной программы и плана продаж следует переходить к разработке плана доходов и расходов.

Следует учесть, что на предприятии ПДР разбивается по кварталам и месяцам, однако, для упрощения вычислений приведем только годовой план доходов и расходов предприятия. В таблице 2 приведем план доходов и расходов.

Таблица 2 План доходов и расходов предприятия

Показатели

За 12 месяцев 2014 года, тыс. руб.

За 12 месяцев 2015 года, тыс. руб.

Изменение (+;-)

Выручка

13514

16046

2532

Себестоимость продаж

13464

13797

333

Валовая прибыль (убыток)

50

2249

2249

Прибыль (убыток) от продаж

50

2792

2249

Прочие доходы

1701

1701

0

Прочие расходы

1701

1701

0

Прибыль (убыток) до налогообложения

50

2249

1999

Чистая прибыль (убыток)

50

2249

1999

Согласно плану доходов и расходов (таблица 2) валовая прибыль предприятия в 2015 году увеличится на 1999 тыс. руб. и составит 2249 тыс. руб.. Увеличение прибыли связано с изменением выручки по операционным видам деятельности, за счет увеличения цен на продукцию, так же в 2015 году планируется привлечение субсидий в размере 1701 тыс. руб. Чистая прибыль предприятия увеличится на 1999 тыс. руб. и составит 2249 тыс. руб.

После разработки плана доходов и расходов предприятия следует переходить к составлению плана движения денежных средств.

В отличие от плана доходов и расходов в плане движения денежных средств главным показателем является денежный поток. Поэтому составление ПДДС следует производить с учетом включения НДС. Инвестиционная деятельность в планируемом году не планируется. Под финансовой деятельностью необходимо учитывать поступления от субсидий.

Таблица 3 План движения денежных средств предприятия

Показатель

За 12 мес. 2014 г. (факт)

За 12 мес. 2015 г. (план)

Изменение

I. Притоки денежных средств, всего (1+2)

14765

19353

4588

131%

1 От продажи товаров, продукции, услуг

13064

17652

4588

131%

2 Прочие поступления

1701

1701

0

0%

II. Оттоки денежных средств, всего (3+4+5)

(14742)

(15015)

273

102%

3 Поставщикам за сырье, товары, услуги

(7029)

(7627)

598

109%

4 В связи с оплатой труда работников

(5112)

(5112)

0

0%

4Процентов по долговым обязательствам

(10)

(9)

-1

90%

5 Прочие платежи

(2591)

(2591)

0

0%

Сальдо денежных средств предприятия (I-II)

23

4338

4315

1886%

Из таблицы 3 видно, что в результате увеличения притоков денежных средств от продаж продукции, товаров, услуг на 31%, сальдо денежных потоков предприятия увеличится на 4315 тыс. руб. или 1886%.

Последней стадией разработки финансовой части бизнес-плана является составление прогнозного баланса активов и пассивов предприятия. Составим его методом процента от продаж.

Таблица 4 Прогнозный баланс активов и пассивов предприятия

Показатели

На конец 2014 г., тыс. руб.

На конец 2015 г., тыс. руб. (прогноз)

Нематериальные активы

16

16

Основные средства

6476

6476

Прочие ВОА

0

0

Итого по разделу I

6492

6476

Запасы

6350

7557

Денежные средства

23

27

Итого по разделу II

6373

7584

Баланс

12865

14076

Уставный капитал

502

502

Добавочный капитал

5493

5493

Нераспределенная прибыль

398

3190

Итого по разделу III

6393

9185

Прочие обязательства

1968

1968

Итого по разделу IV

1968

1968

Кредиторская задолженность

1494

1778

Доходы будущих периодов

3010

3582

Итого по разделу V

4504

5360

Баланс

12865

16513

В прогнозном балансе активов и пассивов (таблица 4), пассивы предприятия превышают активы на сумму 2437 тыс. руб., в первую очередь это связано с увеличением нераспределенной прибыли на 2792 тыс. руб. Это говорит о том, что предприятию для обеспечения прогнозируемого увеличения продаж не нужно дополнительного внешнего финансирования. На наш взгляд часть планируемой нераспределенной прибыли предприятия необходимо направить на счета денежных средств предприятия, тем самым решая, проблему ликвидности баланса.

Таким образом, в исследуемой работе было доказано, что при грамотном подходе к финансовому планированию на предприятии, т.е. детальному изучению производственной программы предприятия, плана продаж, а впоследствии составления на их основе финансового плана, в рамках существующих производственных и финансовых возможностей предприятия, можно добиться главной цели любого предприятия – значительного роста прибыли.

Читайте также

Список литературы

  1. Бизнес-планирование: Учебник Под. ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова . — М.: Финансы и статистика,2001. — 672 е., 2001
  2. Шутько Г.Н., Фатыхова Г.А. Проблемы и пути улучшения финансового состояния сельскохозяйственной организации. – Экономика и социум № 4(9), 2013.

Цитировать

Тупиков, О.А. Разработка финансовой части бизнес-плана сельскохозяйственного предприятия / О.А. Тупиков, Г.Н. Шутько. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 39. — URL: https://novainfo.ru/article/4052 (дата обращения: 19.08.2022).

Поделиться