О разработке электронных учебных пособий с сетевыми функциями

NovaInfo 39, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается процесс разработки электронного учебного пособия с сетевыми функциями.

Ключевые слова

СЕТЕВЫЕ ФУНКЦИИ, ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, РЕДАКТОР

Текст научной работы

В последнее время дистанционное обучение приобретает все большую популярность и спрос, что связано, прежде всего, с развитием компьютерной техники и коммуникационных технологий и, как следствие, с большей его доступностью по сравнению с традиционными формами обучения. Кроме того, оно может быть использовано в обучении студентов заочной формы, проживающих в разных регионах РФ или в другой стране, а также студентов, пропустивших занятия по болезни и/или какой-либо другой уважительной причине. Таким образом, актуальным становится разработка прикладного программного обеспечения, позволяющего преподавателям в кратчайшие сроки разрабатывать собственные дистанционные курсы без необходимости форматирования больших объемов информации (текстовой, графической и пр.) [1, 2].

В статьях [3, 4] показаны возможности клиент-серверной системы, разработанной автором, для автоматизации обучения, тестирования и аттестации, одной из программ которой является редактор структуры учебных дисциплин, предназначенный для разработки электронных учебных пособий (приложений), работающих, как в локальном, так и в сетевом (дистанционном) режимах.

Рассмотрим процесс разработки электронного учебного пособия (приложения) в данном редакторе.

Редактор структуры учебной дисциплины, представленный на рис. 1, состоит из 2 частей: графического окна (слева) и панели настроек свойств отдельных элементов структуры: узлов (директорий) и подузлов (файлов), расположенных, как на сервере, так и на компьютере пользователей.

Графическое окно редактора позволяет наглядно увидеть создаваемую структуру, выбрать отдельный узел (подузел) для просмотра его параметров или редактирования. Узлы (подузлы) в графическом окне представляются в виде фигур различного цвета в зависимости от своего типа.

Панель настроек поделена на 2 части: настройки узла (директории) и подузла (файла).

Настройки узла (директории) содержат следующие элементы:

  • опция «Имя узла» — предназначена для задания имени узла;
  • опция «Тип узла» — предназначена для выбора типа узла;
  • кнопка «Добавить узел» — предназначена для добавления нового узла в текущий узел;
  • кнопка «Удалить узел» — служит для удаления текущего узла.
Интерфейс редактора структуры CASE-системы
Рисунок 1. Интерфейс редактора структуры CASE-системы

При смене типа узла изменяется вид панели настроек подузла:

1. Для узла типа «Локальный узел» (рис. 2):

  • кнопка «+ файлы» — предназначена для добавления файлов в узел. Добавленные в узел файлы заносятся в лист файлов;
  • кнопка «– файлы» — предназначена для удаления файлов из узла. Данная кнопка становится активной лишь после выбора файлов в листе файлов;
  • кнопка «Добавить узел» — предназначена для добавления подузла типа «файл для запуска» в текущий узел;
  • лист файлов — это список файлов, добавленных в текущий узел.
Вид панели «Настройки подузла»
Рисунок 2. Вид панели «Настройки подузла»

2. Для узла типа «Локальная папка» вид панели будет аналогичен узлу типа «Локальный узел» (рис. 2), за исключением того, что кнопка «Добавить узел» будет недоступна. Это вызвано тем, что данный узел может содержать в себе только те файлы, которые не требуют запуска, т. е. предназначенные только для передачи их клиенту, например, методические пособия, задания для лабораторных и практических работ и т.д.

3. Для узла типа «Серверный узел»:

  • опция «IP адрес» — предназначена для изменения IP адреса сервера. По умолчанию указан IP адрес, который автоматически определяется при создании узла;
  • опция «Предмет» — предназначена для выбора учебной дисциплины, зарегистрированной в базе данных. При выборе дисциплины автоматически заполнится лист работ, установленных по данному предмету. Если на сервере не зарегистрировано ни одной дисциплины, то в графе выбора имени базы будет написано «отсутствует»;
  • опция «Вид работы» — служит для выбора вида работы по текущей дисциплине. После выбора вида работы автоматически заполнятся поля «Имя базы» и «Имя теста». Данные поля являются информационными и служат лишь для предоставления информации о том, какой файл теста закреплен за выбранным видом работы. Именно этот и будет закреплен за подузлом типа «файл теста» в случае его добавления;
  • кнопка «Добавить узел» предназначена для добавления подузла типа «файл теста» в текущий узел.

Настройки подузла различаются в зависимости от типа подузла:

1. Для подузла типа «файл для запуска»:

  • «Имя файла» — показывает имя текущего файла. При щелчке правой кнопки мыши появится пункт меню «Свойства», при выборе которого можно просмотреть свойства выбранного файла, например, размещение файла на жёстком диске, тип файла, размер файла и т.д;
  • опция «Действие» — предназначена, как следует из её названия, для задания действия для текущего подузла, выполняемого при выборе опции, в главном меню программы клиента, которая соответствует данному подузлу;
  • кнопка «Удалить узел» — служит для удаления текущего подузла.

2. Для подузла типа «файл теста» (рис. 3):

  • поля «Имя базы» и «Имя теста» — показывают имя базы данных теста и имя установленного файла теста, расположенного в указанной базе данных, соответственно. Данные поля являются сугубо информационными, и служат лишь для предоставления информации о том, какой файл теста закреплен за выбранным подузлом;
  • поля «Предмет» и «Вид работы» — показывают к какому предмету и к какому виду работы по нему относится установленный за данным подузлом файл теста. Данные поля также являются информационными и служат лишь для предоставления информации о данном подузле;
  • опция «IP адрес» — предназначена для задания IP адреса сервера. По умолчанию указан IP адрес, установленный при формировании серверного узла.
Вид панели «Настройки подузла»
Рисунок 3. Вид панели «Настройки подузла»

Кнопка «Собрать структуру» — служит для конечного сбора структуры учебного пособия (приложения). При нажатии на данную кнопку система сначала производит анализ свободного места на жёстком диске компьютера сервера. При недостаточном объёме свободного места, необходимого для размещения файлов, входящих в состав структуры, CASE-система выдаст соответствующее сообщение, и процесс сборки будет прерван [5, 6].

Таким образом, процесс работы в редакторе структуры CASE-системы достаточно прост и будет понятен практически любому пользователю.

На рис. 4 показан пример структуры учебного пособия (приложения), разработанного в данном редакторе.

После итоговой сборки структуры и последующего ее размещения на клиентском ПК в главном меню соответствующего приложения последнего появится опция с названием разработанной структуры, кликнув по которой появится содержание электронного учебного пособия (приложения) в виде подопций и кнопок, согласно данным, содержащимся в файле структуры.

Пример структуры, разработанной в редакторе
Рисунок 4. Пример структуры, разработанной в редакторе

При работе с локальными материалами учебных дисциплин (например, лекции, практические работы) наличие подключения приложения к серверу не требуется. Для работы с удалёнными материалами, напротив, обязательно подключение к серверу. Такими материалами являются файлы тестов, при помощи которых осуществляется процесс тестирования.

При активации процесса тестирования, путём выбора соответствующей опции теста в главном меню приложения, происходит регистрация клиента на сервере, после чего выводится страница с инструкциями к прохождению теста.

В итоге, разработанное электронное учебное пособие (приложение) можно использовать, как при обучении студентов очных форм обучения в качестве инструмента для проведения тестирования, так и при обучении студентов заочных форм, обучающихся дистанционно.

Читайте также

Список литературы

  1. Антипин А.Ф. Организация эффективной работы преподавателей в условиях рейтинговой системы обучения // Прикладная информатика. 2014. № 3. С. 48–59.
  2. Антипин А.Ф. Обзор проблемных ситуаций в коде программ // Современная техника и технологии. 2015. №2. С. 82–85.
  3. Антипин А.Ф. Об использовании CASE-систем в высшем образовании // NovaInfo.Ru. 2015. №31. Т. 1. С. 11–15.
  4. Антипин А.Ф. Система автоматизированной разработки учебно-методических комплексов на основе многомерных логических регуляторов // Программные продукты и системы. 2011. № 2. С. 119–122.
  5. Антипин А.Ф. Вопросы автоматизации семантического анализа программ // Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности. 2014. № 7. С. 26–30.
  6. Антипин А.Ф. К вопросу о семантическом анализе программ автоматизированных систем управления // Информационные системы и технологии. 2015. № 5. С. 45–52.

Цитировать

Антипин, А.Ф. О разработке электронных учебных пособий с сетевыми функциями / А.Ф. Антипин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 39. — URL: https://novainfo.ru/article/4071 (дата обращения: 14.08.2022).

Поделиться