Философия и метаморфозы культуры

№39-2,

философские науки

Статья посвящена проблеме современной культуры: существует ли она как таковая, причины и возможные пути ее развития в современном мире; что такое массовая или поп – культура, ее смысл и цели. В работе подробно рассматриваются отношения человек – культура на текущий момент развития общества. Приведено много статей, ссылок, помогающие подробно разобрать приведенные в работе и существующие на данный момент проблемы. Использованы самые последние материалы из информационных источников.

Похожие материалы

Развитие науки все время дает нам новые возможности, новые блага и новые решения всевозможных проблем. Но результат не только положителен – человечество побеждает болезни, избавляет себя от тяжелого рутинного труда и т.п., но и отрицателен – огромные возможности в результате научного технического прогресса на каком – то этапе становится противоположной по целям и по результатам, ставившиеся в начале. Все это неоднозначно оценивается в нашем мире, в современной философии и культуре. И тут встает вопрос: идеи и концепции преследуемые современной наукой и по которой тоже движется современная культура это наша культура на данный момент или же это небольшое цивилизационное отклонение от человеческой культуры?

Поп – культура, возникшая в прошлом веке, является как раз тем примером новых идей и тенденций, охватывающие жизнь современного человека. Каковы цели и причины данного образования? Возможны две позиции: поп – культура это действительно рациональное и эволюционное движение культуры, к которому человечество логически идет, или же это средство управления, целью которого является установление единой мировой власти, посредством влияния на людей (заставить принять свои правила, навязать свои идеи большинству, и зная, что хочет большинство, очень легко управлять им). В данной работе я хочу разобраться не только в этих вопросах, но разобрать саму структуру поп культуры, ее сущность, несет ли она человеку что – то полезное как культура (под культурой я понимаю весь общечеловеческий опыт, накопленный за все время существование цивилизации).

Поп – культура - это новое образование глобального коммуникативного поля. Одним из ярких признаков, из которых состоит это поле, является тот момент, что объект создания культурной вещи, само произведение поп – культуры и человек (независимо от статуса, национальности, мировоззрения, отношения к чему – либо), воспринимающий ее – это одно целое, неразделимые друг от друга вещи. Это прекрасно можно описать определением «музыкального шоу». Шоу – это массовое образование, смысл отношений в котором заключается в соучастие или же одновременного участия. Элитарного, индивидуального здесь очень мало. Участие – это уже само по себе фактор коммуникации. А для того чтоб стать участником, можно обладать самыми минимальными, базовыми навыками (иногда даже они вообще не нужны если информация не несет какого либо языкового понимания). Общение происходит со всеми и с каждым. А самое главное – что все слиты воедино – человек исполняющий музыкальное произведение и человек слушающий её это одно и тоже существо. Что испытывает, переживает один, то испытывает, переживает и другой. И у всех это одинаково, не индивидуально.

Если брать пример отношений между людьми из высокой культуры, например, рассматривать традиционное прослушивание музыки (допустим, классической), то можно заметить, что отношение человека и музыкального произведения сугубо индивидуально. Каждый ведет как бы свой «диалог» с музыкой и из этого появляется отношение к произведению. Даже если это было прослушивание совместное (семейное музицирование или же концерт), никто не просил тебя какого либо определенного поведения, состояния, у каждого было свое разное восприятие. Шоу, в свою очередь, действует как раз наоборот. Ему нужно знать, что хочет масса, как на неё нужно воздействовать, учитывает любую её реакцию, чтобы как можно дольше оставаться с ней единым целым. И если, допустим, масса хочет быть счастлива и получить радость, то от исполнителя она хочет именно это увидеть, почувствовать. Такое не ново в мире. Есть примеры такого отношения и в других культурах. Например, в Бразилии - карнавал: вся общая масса людей в порыве радости танцует, поет. И все ждут от всех такого же действия. Но в отличие от современной (уже ставшей коммуникационной) культуры заключается в том, что передача данного состояния происходит закрыто, локально. Чтобы почувствовать эту радость от карнавала нужно непременно быть там, быть участником. А что быть им, нужно непременно поехать в Бразилию.

Современная коммуникативная культура (в частности поп - культура) как раз решает эту проблему. В результате все доступно всем. Ненужно никуда ехать, не тратить деньги, не волноваться о пропуске уникального события в силу каких – либо личных причин, рабочих проблем. Счастье легко и доступно посредством телевизора, online – трансляций по Интернету. Но есть и другая проблема: тот же карнавал длится 2 недели, три, от силу - месяц, и для многих это очень мало. А можно ли сделать так, чтобы те ощущения, которые ты испытывал во время праздника, продлить и, допустим, испытать их снова через некоторое время? А лучше всего постоянно. И поп – культура, как заинтересованная в желаниях и потребностях людей, решает эту проблему с помощью новых систем коммуникаций, созданных наукой. Обратная сторона такой помощи выражается в постоянном праздном состоянии человека, отодвигается, забывается другая жизнь, настоящая, которая происходит сейчас, на данный момент (прекрасная почва для управления человеком через его эмоции). К этому прибавляется еще одна проблема, вытекающая как раз из её созданной доступности: огромный выпуск любой, даже высокой культуры для всех превратило её в повседневную культуру. То, что раньше считалось чем - то особенным, важным, превосходным и необычным (те же праздники, концерты, выступления), теперь стало для всех одинаковым и повседневным ввиду их постоянного созерцания и участия. Естественный баланс, который располагался между низовой (массовой) и высокой культуры дестабилизировался, и чаша весов опустилась в сторону низовой т. е. поп - культуры.

На данный момент все же сохраняется разделение культуры – массовая/ высокая, но доминирование низовой все явно с каждым разом ощущается сильней. Можно ли это давление отнести к кризису культуры? Вот что думает и пишет об этом В. Миронов: «В ее центре стоит так или иначе понимаемая повседневность как наивысшая культурная ценность, которая, в свою очередь, сопряжена с такими формами жизненного поведения, как достижение успеха любыми средствами, стремление к комфорту и т. д. Это еще одно значение, которое я вкладываю в понятие «кризис культуры».Я полностью согласен с позицией В. Миронова. В понятие «кризис культуры» можно дополнить ещё одним фактором диспропорции, образовавшимся во взаимоотношений двух ее частей.

Дальше, если проанализировать поп – культуру как духовное развитие и самосовершенствование человека, что она собой представляет, то мы видим, что она не несет какой – либо полезной информации. Это, скорей, имитация реальности, культуры, жизни. Самое главное в ней, смысл её – раскрутка всего, что происходит у нас в жизни, не трогая суть вещей, т. е. «ходить вокруг да около» или же «мутить воду». Самое интересное, что поп – культура затрагивает не только (как может показаться) развлекательную составляющую нашей жизни, информационную, но и также наше образование («познавательные передачи» на СМИ), наше мировоззрение (постоянные разговоры о жизни со звездами) и многое другое. С одной стороны это очень хорошо: человеку легче получить любую информацию не анализируя многотомные или сложные научные работы, просто и легко ввести в курс дела. Но с другой такое тесное отношение поп – культуры с философией и наукой очень часто приводит к тому, что полученное в результате адаптации для СМИ информация приходит к нам в сильно искаженном виде, и даже может полностью не соответствовать с реальными выводами. Также под её влиянием происходит переоценка научного и философского труда, что просто не позволительно для таких дисциплин человеческой деятельности, направленных на его самосовершенствование, поиска истины. Примерами могут служить статьи об разных исследованиях в научных журналах, описывающий какой – либо опыт, ненесущий в последующем никакого ни практического, ни духовного смысла для человека (вот, например, как математики рассчитали самую выгодную позицию в туалете). Они были написаны только для того, чтобы быть написаны. И страшно то, что деньги тратятся именно на такие бесполезные исследования, чтобы данная «псевдо» умная литература покупалась людьми, тиражировалась, а не служила для реального познания мира, движения человека к правде.

Как уже говорилось выше, на данный момент доминирует ценности массовой культуры (низшей). И поп – культура эти ценности активно использует. Вследствие этого произошло не только превращение высокой культуры в низшую, но и разрушение ценностей первой. Таким примеров может служить разрушение понимания всеми «прикрытой интимной жизни».

Как предполагается, данная «жизнь» есть у всех. И раньше она не выходила за пределы разговоров между близких друг другу людей, хотя все понимали суть происходящего. Считалось, что это не предмет всеобщего разговора и нужно скрывать эту тему от всех.

Теперь же, когда человек говорит про «интимную жизнь», он раскрывает публично это прикрытие и считается нормой говорить, обсуждать, дискутировать всем вместе о его личной «закрытой» жизни. Хотя истинное значение уже теряется: сама суть какого – либо запрета, секрета, тайны, рамок уже нарушается при самом упоминании «интим» и даже меняется на противоположное.

Словосочетание «сексуальная революция» прекрасно описывает данное явление. Особенно оно ярко выделилось с высказыванием женщины, из одной программы девяностых: «в СССР секса нет». Хороший пример меняющихся ценностей, традиций. Раскрыть «интимную жизнь» по принципам массовой культуры стала обычным явлением, повседневной темой для разговора. Это прекрасно можно проследить по фильмам, сериалам, шоу, которые выходят по телевидению, большим экранам, радио. Ю. М. Лотман оценивает сексуальную революцию как «наиболее мощный таран антикультуры XX столетия, как яркое проявление контркультуры или антикультуры, которой трудно что - либо противопоставить по силе воздействия на массу людей».

Для поп – культуры очень важно количество людей её воспринимающих и поэтому она направлена не только на наши увлечения, хобби, мировоззрения, также, она направлена на всех людей любых возрастов. И получилось так, что она фактически превратилась в подростковую культуру, со всеми ее проблемами. Особенно проблема неприятия других людей, культур. Вот что думает по этому поводу В. Миронов: «распространение контркультуры как части массовой культуры было связано с демографической ситуацией в мире, сложившейся после Второй мировой войны. После войн (это закон демографии) резко повысилась рождаемость, и число молодых людей в 1950—1960-х гг. оказалось необычайно высоким. Одновременно они были вынуждены занять места взрослых людей, которых общество после войны не досчиталось. Заняв эти места, не выйдя из системы подростковых ценностей и стереотипов поведения, они выполняли функции взрослых людей, взвалив на себя все бремя ответственности за общество в целом. Это было поколение людей, разочарованных в традиционных ценностях, которые не помешали уничтожению огромного количества людей во время войны и господства тоталитарных режимов. Они ожидали свободы и равенства. А если к этому добавить возможности новых средств коммуникации, от радио и грампластинок до телевидения и интернета, то распространенность данной системы ценностей становится ясной».

Состояние культуры на данный момент, вне зависимости от нашего отношения к ней, как раз, возможно, соответствует данной стадии развития человечества и является логическим продолжением его эволюции. Основа современной культуры имеет свои зачатки, мнения, мотивы, которые протестуют против старых стереотипов и норм поведения прошлого (временные рамки, кстати, могут иногда быть и не столь далекими). Эти старые ценности много что обещали, возможно, кому – то помогли, но, конечно же, как и все неидеальное созданное человеком, одновременно привели к каким – либо последствия, которые для некоторых вряд ли гуманно объяснимы или же логично оправданы. И человек старается уже сознательно не быть рядом с такой культурой, не хочет иметь что – то с ней общее. Он протестует против общества, составляющее данную культурную массу, не хочет быть одним целым с ним. И чтобы показать свое отношение ко всему происходящему, он пытается поменяться в манере поведения, стиля, одежды, аксессуаров и проч. Но каламбур заключается в том, что современная, основанная на получении прибыли, общество (а именно связанное с поп – культурой) данное поведение (протест) меняет в свою пользу, стараясь это превратить в выгоду для себя, превращая эту «необычность» в обычный товар и «выплевывает» все это в виде очередной моды (моды быть хиппи, панками, эмо, готами, иметь определенной марки телефон, телевизор, компьютер и др.)

Дисгармония, которая сложилась в современной культуре, серьезна, особенно если она приняла долгоиграющий характер. А люди, родившиеся и живущие в такой культуре, не знают других ее аналогов, не могут услышать что - то другое, кроме как уже въевшейся в мозг песни. Но к счастью, долго так продолжаться не может, и взаимно изменяющийся процесс отношений всегда преподносит что – то новое. Когда та же самая обычная, повторяющаяся система культуры становится основной, главной, заменяя высокую культуру, когда она является первостепенным инструментом самовыражением большинства людей, она со временем сталкивается с таким же протестом, который хаотично выплескивается в виде накопившийся желчи раздраженных людей против появляющихся и появляющихся новых мотивов, мнений, стереотипов, догматов. Все повторяется заново.

Чтобы привести примеры, далеко заглядывать в прошлое ненужно, возьмем настоящее. Всевозможные социальные сети, блоги, твиты постоянно выплевывают что-нибудь новое, необычное, современное. Любое изменение тут же подхватывается со скоростью света и разлетается по всему миру через наши компьютеры, телефоны, гаджеты посредством сети Интеренет (телевидение, радио уже не могут тягаться с такими скоростями, которыми оперирует интернет). Всевозможная мода на еду, прически, мебель, одежду каждый день меняется, а старое отсеивается, выкидывается, забывается. И если кто – то начал на старую тему говорить, одеваться, мыслить, оперировать, его сразу же обвиняют в отсталости и, впоследствии, если тема обсуждения затянулась, даже ненавидят. Относительно «старые» поступки, действия, хобби уже неинтересны (из этого вытекает следующая проблема: неприятие другого человека из - за поведения, одежды, музыки и последующего агрессивного отношения). Конечно, все это было и раньше, но мне лично страшны две вещи: это скорость смены моды и то, что входит в моду. Иногда люди, компании (последние делают это для продажи, но люди даже иногда не понимают, что их водят «за нос» (история с Эссеной О'Нил)) «перегибают палку» и в сеть выкладывают такую ахинею (что очень часто не совпадает с моралью, культурой и этикой), такую безвкусицу, что ненароком хочется сказать популярную фразу из того же Интернета: «пожалуйста, остановите планету, я сойду». Поражаюсь, насколько глупая идея может захватить головы миллионы людей по всему земному шару. И все это только из – за чего – то «новенького», мимолетной моды. Конечно же, и раньше такое же было (те же клубы по вкусам), но скорость смены стиля была другая, и более осмысленная, чем нынешняя мода.

Новое глобальное коммуникативное поле позволило не только помочь передавать информацию быстро, забывая о проблемах передачи, но и позволило передавать огромное количество ненужных, бесполезных, пустых данных. Это только подтверждает мой тезис в начале работы, что на каком – то этапе цель становится противоположной по целям и по результатам, ставившиеся в начале.

Ново созданная альтернативная культура, чтобы стать культурой по факту, должна отражать, показывать себя, вводить что – то новое в жизнь человека. Это новое выражается в виде особых терминов, выводов, систем, символов, слов (свой жаргон, а современный вариант - сленг), которые описывают поведение особых социальных групп. Так, существует язык, используемый программистами, геймерами, хакерами, который называется Leet (другое название - 1337). Суть его заключается в том, чтобы заменить буквы в словах на цифры, символы знаков препинания, смысл которых не меняется.

Вернусь к проблеме, о которой я писал немного раньше. Проблема о неприятии человека из - за одежды, музыки, мировоззрения и проч., проявляющихся в современной культуре и последующее агрессивное отношение к нему (конечно, так происходит не всегда, но личный опыт общения с людьми в реальной жизни, и в жизни виртуальной, показывает, что больше людей относится не очень доброжелательно к чему – либо, не сходящихся с их позицией). Такой все более постоянный, специфичный характер отношения приводит к потере основ общечеловеческих ценностей, выработанных тысячелетиями человечеством и выраженных в высокой культуре, в локальных культурах отдельных наций, в опыте человеческих отношений вообще. При этом на фоне поп – культуры можно стоять и на позициях высокой культуры, игнорируя современные тенденции общества, но при этом закрывать глаза и на новые ценности, не менее значимые для современного общества. Высокая культура замыкается в сама в себе, превращаясь в локальную, понимаемую меньшим количеством людей.

Чтобы решить данную проблему, нужно стараться наращивать, стимулировать взаимное общение между низовой и высокой культуры. Это поможет избавиться от бесчеловечных, антигуманных, ни к чему не приводящих к хорошему примеров, ложных образцов, которые доминируют в массовой (или поп) культуре и, одновременно, не заводить высокую культуру в тупик, не давая ей развиваться.

Я хотел бы коснуться с еще одной неоднозначной особенностью нового коммуникационного пространства, которая все больше нарастает в виду возрастающего отношения рынок – культура или, лучше сказать, адекватности понимания, оценивания, измерения объектов культуры с ценой, которую предлагает рынок за этот объект.

На данный момент практически по всему миру господствует капитализм. Человек уже привык измерять все деньгами и это большой минус. Все покупается, все продается. И произведения искусства, например, не являются исключением и это реально осуществляемый бизнес, какую бы моральную позицию мы бы не занимали по этому вопросу: все произведения искусства уже оценены и расположены другими в виде некоторой оценочной шкалы. И тут же встает логический вопрос: кто и как определяет цену для предметов искусства и существует ли объективность в этой системе оценки?

Нам иногда рассказывают по СМИ, что на каком – то N аукционе была продана картина очень известного художника за огромное N количество денег. Что же является оценкой выставленной работы и последующей цены, за которую она продается? Может быть его мастерство? Время на затраченную работу? Ни то, ни другое отдельно. Мастерство определяется согласно нашему вкусу, который воспитывается культурой (и как уже говорилось выше, культура может быть не обязательно высокой, имеющая моральные общечеловеческие ценности). А время, затраченное на создание шедевра, может быть потрачено совсем немного (хороший пример Пабло Пикассо, создававший свои работы достаточно быстро и в огромном количестве). Главным критерием оценки является общество, общественное мнение. Именно оно решает, насколько эта картина ценна для нас. Более того, планка произведения редко снижается и только возрастает со временем. Получается, что общество это главный критерий оценочной шкалы и именно его мнение является истинно объективным? Да, это так, но только с одним условием: если в основе произведения лежит духовное, нравственное для человека начало, связанное с материальной жизнью.

А от чего же зависти слава художника? Конечно же от того же общества, которое и ставит цену его произведениям. Чем больше вклад художника для него, тем больше цена, и соответственно - слава. Так же и наоборот: чем знаменитей художник, тем больше отдадут денег за его работу. Все логично. Все едино в данном отношении.

Такая диалектика была в прошлых культурах гармонична: тогда она имела более закрытый характер, располагалась на определенных территориях мира и не взаимодействовала с другими так активно, как сейчас. А сейчас, при развитии новых систем коммуникации, происходит глубокий обмен между культурами, их сращивание. Если нарисовать два пересекающихся кружочка, символизирующих культуры, а место, где они имеют общую площадь, заштриховать, то это место будет как раз тем обменом в них, которое происходит между ними. Кончено же и раньше был культурный обмен, но сейчас это выходит за рамки границы разумного, общество не знает меры, где нужно остановиться, чтобы сохранить особенное, изюминку в таких закрытых, локальных обществах. В результате такой диспропорции, культура на данный момент стала той закрашенной областью, образованное кружками, и путается в системе ценностей, морали и, что еще хуже, что происходит на данный момент, пытается создать новые ценности, которые противоречат прошлым, не таким уж и плохим устоям.

Как было сказано ранее, слава определяет цену и наоборот – цена славу. И как мы выяснили в прошлом абзаце, идет переоценка ценностей. Кроме массового общекультурного обмена между народами, в этом котле еще варится и поп культура, под сильным влиянием которой, к сожаленью, происходит замена общечеловеческой морали, истин, реальных вещей, несущих блага и помощь человеку. Она становится источником правды и кажущего благоразумья. «Настоящий» общекультурный опыт отодвигается на второй план, сдавая позиции.

Люди все чаще не понимают всю ценность какого - либо произведения, отдавая предпочтения больше тому предмету, тому человеку, кто больше «раскручен», популярен, известен. В большой степени именно слава, раскрутка является главным показателем в оценочной шкале выбора человека. Произведения искусства стоят одинаково и даже иногда дешевле, чем перчатки, пряди волос, носовые платки и др. вещи поп - звезд. А это изменение назначения культуры как таковой.

Подводя итоги, можно сказать, что было достаточно много приведено примеров, чтобы разобраться в современных проблемах культуры, с чем она сталкивается. Были получены ответы на четыре вопроса, поставленные в начале работы, а именно: что такое современная культура, какие преподносит ценности, какими средствами она располагает для ее восприятия человеком, что такое поп – культура, ее смысл, как она влияет на человека.

Вывод, полученный в ходе рассуждений и примеров в данной работе, следующий: современная культура все же является эволюционным, логическим продолжением культуры. В век глобального коммуникационного поля, где каждый может легко общаться, брать нужную ему информацию, невозможно избежать локального, закрытого состояния культуры, которая в прошлом «варилась» сама в себе, самосовершенствовалась без сильного проникновения в нее других культур. Постоянный и глубокий обмен мнениями, фактами, традициями, знаниями между группами лишает чистоты, «изюминки» таких общественных культурных образований человека. И этот постоянный обмен не позволяет остановиться ему, подумать, как лучше уже использовать то, что у него есть, что он уже получил.

Современный мир трактует свой способ деятельности, самосовершенствования человека: используй то, что может предоставить быстрый и эффективный результат при малой трате ресурсов. Глобальное общение позволяет решать любые проблемы, стоящие перед человеком. И культура не является исключением: она так же изменяется, как и жизнь людей.

Поп – культура, на мой взгляд, это современное наглядное отражение пороков человечества, человека, его жизни, нежели что - то одухотворенное, лежащее в основе материального. Она не является синонимом современной культуры. Это часть современной культуры. Но она на данный момент занимает большую нишу, чем другие культуры, в связи с одинаковой целью капиталистического строя, ведь она направлена именно на коммерциализацию, получение прибыли. Поп – культура входит в «состав» человеческого опыта (определение культуры), но является больше отрицательной, чем положительной частью этого опыта. В чистом виде поп – культура – это имитация реальности, культуры, жизни. Смысл – раскрутка вещей, событий, фактов. Она может нести общечеловеческие ценности, но это больше идет как «красивая упаковка» для товара, продаваемого людям.

Поп – культура, на данный момент, очень сильно смешена с всевозможной деятельностью человека и иногда очень трудно различить, где действительно идет настоящий, искренний поток действий, информации, несущий блага человеку, обществу, а где ложный, направленный на материальную выгоду. Уж слишком много значений, определений стали избитыми, непонятными ввиду их огромного использования под разными объяснениями причин, как благородных, так и бездушных.

Но я уверен, что человечество все же сможет сохранить культуру как таковую, не меняя ценностей, выработанных за тысячелетия существования человека.