Лоренцо Маньяни о морали в мире технологий

№41-2,

Философские науки

Современные технологии, фактически, превратили человека в "Homo mobilis". При оценке будущих моральных последствий и создании материальных условий для эффективной практики, важно учитывать множество факторов: предсказуемые изменения и риски новых технологий, непреднамеренные деструктивные последствия, встроенные социальные предрассудки, предсказуемые новые навыки, практики, варианты, моральные нормы и ценности, которые создаются с помощью внедрения новых технологий.

Похожие материалы

Информационные технологии в настоящее время повсеместно используются в жизнедеятельности людей по всему миру. Эти технологии принимают различные формы, такие как персональные компьютеры, смартфоны, Интернет, сеть и приложения для мобильных телефонов, цифровые помощники и облачные технологии.

Роль компьютеров в обществе изменилась очень сильно за последние десять лет. Если первоначально компьютер использовался как специализированный инструмент, применяемый для определенных вычислений, то это теперь он завоевал мир, и присутствует почти во всех сферах повседневности.

Мы его используем не только для широкого спектра приложений, он встроен в нашу среду обитания, он присутствует даже тогда, когда пользователь об этом не подозревает, и помогает нам решать с задачами, которые даже не признаются в качестве задач, которые нам помогают существовать в этом мире.

Современные технологии, фактически, превратили человека в "Homo mobilis", причем это нетолько постоянное применение мобильных технологий в жизнедеятельности, и постоянное использование самых разнообразных приборов-протезов, которые дают возможность человеку, все время находится на связи, либо в сети [1,с. 74 ].

Проектировать технологию, будь то устройство или программное обеспечение, значит проектировать новую мораль, как определенный способ бытия в мире через эту технологию.

Проектирование этики имеет следующие составляющие: оценка будущих моральных последствий внедренной технологии, оценка ее влияния на эти изменения в целях повышения благополучия человека, создание техно-нравственных навыков, а также укрепление моральных способностей пользователей посредством разработки материальных условий использования технологии. При оценке будущих моральных последствий и создании материальных условий для эффективной практики, важно учитывать множество факторов: предсказуемые изменения и риски новых технологий, непреднамеренные деструктивные последствия, встроенные социальные предрассудки, предсказуемые новые навыки, практики, варианты, моральные нормы и ценности, которые создаются с помощью внедрения новых технологий.

Проблему морального посредничества детально изучает итальянский философ Лоренцо Маньяни. По его утверждению «выявление сходства между людьми и вещами, может помочь нам приписывать человеские ценности, которые теперь хранятся во многих высокоценных нечеловеческих вещах»[3, с. 269]. Этот процесс предполагает новый взгляд на этические проблемы. Эти отношения он называет моральными посредниками. Значительная часть морального действия в современном социуме выполняется в молчаливом пути, так сказать, «через действие».

Новая моральная конструкция стала необходимой из-за огромного влияния, которое человеческое поведение имеет на мир. «Мы теперь должны рассматривать вопрос техносферы, в котором экологические проблемы излагаются в их социальных и политических контекстах»[3, с. 8.].

Современная технология ускорила потребность в новом знании; это вызвало последствия такой величины, что старая политика больше не может сдержать их. Этика долга, справедливости, милосердия, честности и т.д. уже неадекватна современным потребностям потому, что такие действия на местном уровне преодолеваются путем коллективных действий, что создает последствия за пределами непосредственной сферы, а результаты действия часто пространственно далеки от места, где они выполняются. «Использование моральных посредников больше, чем просто способ перемещения в мире к желаемым целям этого действия, которое может играть моральную роль и поэтому заслуживает морального рассмотрения. Мы уже говорили, что, когда люди не имеют достаточной информации или не имеют возможности действовать морально на мир, они могут реструктурировать свои миры, в целях упрощения и решения нравственных задач»[3, с. 27.]

Моральные посредники также используются, чтобы показать скрытые ограничения в системе человек-среда обитания, и эти открытия предоставляют нам важную новую этическую информацию.Внешне моральные посредники всех видов могут функционировать в качестве компонентов системы памяти, которая находится на границе между человеком и средой обитания. Согласно Маньяни, «моральные посредники играют важную роль в изменении этических ценностей людей и, в то же самое время, облегчают непрерывную переконфигурацию социального строя, приспособленного к перестраиванию новых моральных перспектив»[3, с. 112.]. «Артефакты являются моральными посредниками во многих ситуациях, как и в случае технологий, которые влияют на конфиденциальность»[3, с. 12.]. Например, Интернет является посредником взаимодействия человека в гораздо более глубоком смысле, чем это делают традиционные формы коммуникации, как бумага, телефон, СМИ и т.п. Проблема в том, Интернет-посредник как одна из форм убедительной технологии, сегодня начинает влиять нетолько на поведение человека, но и способно влиять на человеческую свободу. «Благодаря Интернету наша идентичность сегодня в значительной степени состоит из количества данных, информации, изображений и текстов, которые касаются нас как личностей, и результатом этого является появление «киборга», под которым мы идентифицируемся в сети. Я утверждаю, что этот комплекс новой информации формирует новую онтологию, которая в свою очередь создает новые моральные проблемы»[3, с. 13.].

Киберпространство оказалось благодатной почвой для новых моральных проблем и новых возможностей для нарушений, главным образом потому, что оно создало новые моральные ''онтологии'', которые влияют на поведение человека. Где мы существуем кибернетически больше определить непросто, и новые технологии телеприсутствия продолжают усложнять проблему. Мы больше не можем применять старые моральные правила и старомодные аргументы о человеке, который существует биологически и виртуально в трехмерном локальном пространстве.

Интернет предстает в образе паноптикума, который для нас делает видимой информацию о тех, кто находится в сети. Наличие слишком обширной личной информации увеличивает нашу уязвимость для всех видов опасностей, поэтому необходимо ввести защитные меры. Можно согласиться с утвержением, Л. Маньяни, что «технология имеет основополагающее значение для современного общества, но те, кто создает ее не научились предвидеть или исследовать ее влияние, и, к сожалению, тот, кто сосредоточен на влиянии технологии, редко понимает сам технологии»[3, с. 114].

Список литературы

  1. Урри Дж. МобильностЬ. / перевод с агл. А.В.Лазарева.– М: Праксис, 2012.– – 576 с.
  2. Eco U. El telefono motiv y la verdad.//La Nación Domingo,2005.On September, 25th.Mode of access.//– URL: http://www.lanacion.cl/prontus_noticias/site/artic/20051019/pags/20051019183023.html/(Date of the reference 25.12.2014)
  3. Magnani L. Morality in a Technological World. Knowledge as Duty. New York: Cambridge University Press, 2007. – 288 p.