Система управления медицинского страхования в Республике Башкортостан: актуальные проблемы и пути их решения

NovaInfo 40, с.258-262, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Актуальные проблемы управления системой медицинского страхования в Республике Башкортостан и пути их решения

Ключевые слова

МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ, ОМС

Текст научной работы

Решение проблем прав и интересов застрахованных лиц - одна из основных задач системы обязательного медицинского страхования, целью которой является обеспечение гарантированного объема медицинской помощи при надлежащем качестве, бесплатности и доступности медицинской помощи.

На решение актуальных проблем управления системой медицинского страхования в Республике Башкортостан направлены следующие концепции:

  • Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года;
  • Концепция информатизации системы обязательного медицинского страхования Российской Федерации на период 2011-2015 гг.

Проанализировав вышеуказанные документы хотелось бы выделить основные проблемы и пути решения.

Основные управленческие проблемы обязательного медицинского страхования (ОМС) [2]:

  1. Правовое регулирование ОМС в Российской Федерации нельзя считать комплексным, поскольку оно ограничено, в основном, регулированием финансовых отношений. Многие иные отношения в этой области остаются порой вне сферы должного правового регулирования.
  2. На федеральном и региональном уровне не существует единого государственного органа, осуществляющего управление в сфере ОМС. При этом Федеральный и территориальный фонд ОМС, являясь государственным субъектом по осуществлению политики в данной области, фактически не имеет полномочий по ее реализации.
  3. В РБ отсутствует эффективное управление лечебно-профилактической помощью, а также другими отношениями в рамках системы ОМС.
  4. В РБ контроль за качеством медицинских услуг в рамках ОМС носит только финансовый аспект;
  5. Страховые медицинские организации не могут выполнять функции при осуществлении ОМС. Реализуемые ими контроль качества медицинской помощи и защита прав застрахованных неэффективны.
  6. Отсутствие унификации используемых программно-аппаратных платформ.
  7. Имеются административно-правовые проблемы разграничения полномочий и компетенции органов управления обязательным медицинским страхованием в Российской Федерации.
  8. Имеются проблемы снижения управляемости отрасли и трудностях контролирования над рациональным расходованием средств и оказания качественной медицинской помощи в связи с многоканальностью финансирования здравоохранения.

Можно предложить следующие пути решения данных проблем [2]:

  • совершенствование правового обеспечения управления системой медицинского страхования;
  • развивать применение информационных технологий в управлении системой медицинского страхования и перспективы его внедрения в Российской Федерации;
  • использовать положительный зарубежный опыт управления системой медицинского страхования;
  • обучить руководителей учреждений финансово-экономическим знаниям и навыкам принятия управленческих решений в условиях ограниченности ресурсов;
  • активизировать работу по повышению эффективности работы и использованию ресурсов;
  • осуществить планирование объемов медицинской помощи, оказываемой в ОМС, и дать их финансовую оценку;
  • провести мониторинг выполнения объемов медицинской помощи и финансовых ресурсов, решить вопросы корректировки плановых показателей.

Таким образом, существующий уровень информатизации системы здравоохранения не позволяет оперативно решать вопросы планирования и управления отраслью для достижения существующих целевых показателей.

Целью информатизации системы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи населению на основе автоматизации процесса информационного взаимодействия между учреждениями и организациями системы здравоохранения, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения.

В целях информационного обеспечения оперативного управления и планирования ресурсов системы здравоохранения, а также повышения доступности и качества медицинской помощи гражданам Российской Федерации должна быть создана государственная информационная система персонифицированного учета оказания медицинской помощи (далее – система), которая обеспечит оперативный учет медицинской помощи, учреждений здравоохранения и медицинских кадров и создаст надежную основу для решения ключевых задач управления отраслью.

В целом реализация всех направлений Концепции обеспечит к 2020 году формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации, а также создаст систему здравоохранения, позволяющую оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

Таким образом, были выявлены следующие проблемы системой медицинского страхования в Республике Башкортостан и пути их решения: сложности в обмене и переоформлении страхового медицинского полиса, иметься жалобы на качество медицинской помощи; жалобы на взимание денежных средств за медицинскую помощь по программе ОМС, отказ в медицинской помощи. Также проблемы в части организации работы ЛПУ, на лекарственное обеспечение, на нарушения этики и деонтологии.

Уровень оснащения системы здравоохранения современными информационно-коммуникационными технологиями крайне неоднороден и в основном ограничивается использованием нескольких компьютеров в качестве автономных автоматизированных рабочих мест. Еще одной проблемой в области информатизации системы здравоохранения является отсутствие унификации используемых программно-аппаратных платформ.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
  2. Богданов, И.И. Цели управляющего воздействия медицинского страхования [Текст] : учебное пособие / И.И. Богданов - Социальное и пенсионное право, 2013, N 1
  3. НАСТОЯЩИЙ НАЧАЛЬНИК. ОПЫТ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Ханнанова Т.Р. Российское предпринимательство. 2007. № 10-2. С. 72-76.
  4. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Человек и труд. 2009. № 4. С. 45-46.
  5. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82.
  6. АГРАРНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2008. № 4. С. 933-940.
  7. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  8. КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
  9. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  10. ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ, ВВЕДЕНИЯ НОРМ ГТО Погорелова Д.С., Шапошникова Р.Р. NovaInfo.Ru. 2014. № 26. С. 200-201.
  11. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Мухаметшин А.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В.И. Долгий (ответственный редактор), А.Е. Махметова, М.А. Еремеев. 2011. С. 52-53.
  12. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ Тукаева И.О., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 165-166.
  13. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007
  14. ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.
  15. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Абрарова А.Ф., Галимьянова Л.Ф., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 17-22.
  16. ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ Старикова А.С., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 122-125.
  17. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Рафикова Н.Т., Валишина Н.Р. В сборнике: Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике". МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. С. 36-38.

Цитировать

Владимиров, И.А. Система управления медицинского страхования в Республике Башкортостан: актуальные проблемы и пути их решения / И.А. Владимиров, Ш.Н. Шаламберидзе. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 258-262. — URL: https://novainfo.ru/article/4248 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться