Под местным самоуправлением согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.[1]
Как мы видим закон дает гражданам широкие возможности для участия и развития местного самоуправления. Не смотря, на это отмечается такая проблема как низкие явки на выборы в органы местного самоуправления. Благо, что выборы местного уровня проходят совместно с выборами регионального или федерального масштаба.
Данный вопрос так же изучали российские ученые.
Более активное привлечение молодежи к участию и развитию местного самоуправления, помогало бы освежить взгляд и дать альтернативные решения к типичным проблемам муниципальных образований.
Активизация органов местного самоуправления помогло бы выявить талантливую молодежь и правильно их сориентировать.[6]
Можно рассмотреть молодежное участие как право (правовой подход к молодежному участию). Например, Детский фонд ООН ЮНИСЕФ рассматривает участие как право человека, поэтому Конвенция ООН о правах ребенка, определяя гражданские права и свободы ребенка, особо выделяет право участвовать. И в России с 10 летнего возраста у ребенка появляется право вступать в детские, с 14 лет — в молодежные общественные объединения, с 16 лет — участвовать в работе территориального общественного самоуправления, с 18 лет — становиться депутатом представительного органа местного самоуправления. [2]
«Партнерство — это значит работать сообща, прислушиваться к голосу каждого и подробно рассматривать предложения» [3]
Для плодотворного участия молодежи в жизни своего муниципального образования, необходимо создать доверительною атмосферу между поколениями. Старшее поколение могло бы поделиться опытом, молодые служащие могли бы стать креативным драйвером.[7]
Выделим основные проблемы, а также пути их решения.
Во-первых, это элементарное не знание. Молодежь не осведомлена о молодежных организациях, так же о возможности быть избранным в органы местного самоуправления.
Решение этой проблемы было представлено выше. Хотелось бы добавить, что органы всех уровней должны вести совместную агитацию среди молодежи.
Во-вторых, участие молодежи должно быть поддержано ресурсами. Финансовыми, техническими, информационными.
В-третьих, это ясность целей, четкость задач молодежной организации. Понятная система взаимодействия, наличие бонусов и возможности для самореализации.[11]
Таким образом, для привлечения молодежи к участию в развитии муниципального самоуправления необходимо вести широкий диалог молодежи, общественности и специалистов. Что при должном развитии создаст социально-политически ориентированную прослойку молодежи, для участия в крупных общественных проектах, а так же благодаря этому на местном уровне возможен выход на решение вопросов устойчивого социально экономического развития муниципальных образований.