К вопросу о состоянии рынка аудиторских услуг в России

NovaInfo 41, с.130-135, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

На основании изучения требований нормативно-правовых актов РФ, систематизации и обобщения научных трудов по исследуемой проблеме, анализа российской практики в сфере аудиторской деятельности определены существующие проблемы данного рынка, а также предложены варианты их решения.

Ключевые слова

АУДИТ, АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРОВ, РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА, РЫНОК АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В РОССИИ

Текст научной работы

Важность аудита, сопутствующих ему и прочих услуг для современных организаций заключается в реализации потенциала повышения эффективности деятельности организации, привлечении новых кредиторов и инвесторов путем повышения доверия к отчетности, а также построения надежной системы внутреннего контроля, учета и анализа информации. Частные аудиторы и аудиторские организации в России работают на постоянно изменяющемся рынке аудиторских услуг. Для того, чтобы реально оценивать его положение, следует обращать внимание не только на нормативные документы, являющиеся его основой, но и на реальные статистические данные, а также их динамику, общие тенденции и различные пути регулирования рынка аудиторских услуг. Данная статья направлена на проведение анализа состояния рынка аудиторских услуг в 2015 году, выделение его проблем и приведение различных вариантов их решений.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, где помимо органа государственного регулирования аудиторской деятельности указаны функции государственного регулирования аудиторской деятельности (ст. 15 ФЗ № 307-ФЗ). Согласно данного правового акта государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган, к функциям которого относят: выработку государственной политики в сфере аудиторской деятельности; принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций; анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации и иные функции [1].

Для обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается Совет по аудиторской деятельности, который осуществляет следующие функции: рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности, а также проекты нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом; одобряет правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене; вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций; рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа; осуществляет в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о Совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах [1].

Что касается раннее упомянутой саморегулируемой организации аудиторов (СРО), то она разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельности СРО, принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации [1].

Нормативное регулирование аудиторской деятельности можно разделить на пять уровней: I уровень – законодательный, II уровень конкретизирует требования законодательного уровня (подзаконные акты), III уровень – ФСАД, IV уровень подразделяется на два подуровня: на методические рекомендации и письма, и на внутренние стандарты, V уровень - внутренние регламенты (стандарты) аудиторских организаций.

На рынке аудиторских услуг в настоящее время существует ряд проблем, для решения которых предлагаются различные пути совершенствования рынка аудиторских услуг.

Бойков В.М., кандидат экономических наук, выдвинул мнение, что развитие рынка аудиторских услуг невозможно без тесного взаимодействия всех профессиональных объединений аудиторов. Это разработка и практическое применение единых правил оценки качества аудита, единых аудиторских стандартов и процедур, единых подходов к ценообразованию аудиторских услуг и оценке качества работы аудиторской организации и др.

Вместе с тем, по мнению все того же автора, сегодня на рынке аудиторских услуг сложилась весьма сложная ситуация, связанная как с реформированием аудиторской деятельности в Российской Федерации, так и с поведением самих участников рынка аудиторских услуг - аудиторских организаций и аудиторов. Это, прежде всего, недобросовестная конкуренция аудиторских организаций и ценовой демпинг.

В настоящее время нередко аудитор побеждает на конкурсе благодаря низкой цене, а доплата идет за счет консультационных услуг. В данном случае могут быть нарушены основные принципы этики аудитора: честность, объективность, профессиональное поведение, а также может вызвать сомнение в соблюдении независимости аудитора.

Очевидно, что подобная практика исключает возможность оказания полноценных и качественных аудиторских услуг.

Решить данную проблему может только СРО, а в частности путем регулирования ценообразования аудиторских услуг, разработав и рекомендовав всеми СРО для аудиторских организаций единую Методику расчета минимальной стоимости аудиторской проверки предприятия, банка, страховой компании, инвестиционного фонда и др.

Попытки решения данной проблемы уже были предприняты, в частности Комитетом по обязательному аудиту Саморегулируемой организации аудиторов Некоммерческого партнерства «Аудиторская Палата России» (СРО НП АПР) была подготовлена Методика определения начальной (максимальной) цены контракта при проведении обязательного (инициативного) аудита [4].

С начала 2010 года наблюдается положительная динамика увеличения доходов аудиторских организаций в Российской Федерации. За последние пять лет максимальное увеличение прироста доходов можно отметить в сравнении 2014 и 2013 годов - 3,7%. Объём оказанных услуг на 2014 год составил 53,6 млрд. рублей. Изменение составило 1,9 млрд. рублей. Однако, за рассматриваемые 5 лет между 2009 и 2010 годами наблюдалось, не только повышение доходов, но также и их сокращение на 1%. В общей сложности за последние пять лет доходы аудиторских организаций возросли на 8,1%.

Структура доходов аудиторских организаций всего по России на 2014 год выглядит следующим образом: доля доходов от проведения аудита - 52,5%, доля доходов от оказания сопутствующих аудиту услуг - 5,9%, доля доходов от оказания прочих услуг - 41,6% [5].

В качестве мер, направленных на улучшение состояния рынка аудиторских услуг, можно предложить усиление внешнего контроля качества аудита, осуществляемого СРО, то есть контроля соблюдения аудиторской организацией, аудитором требований федеральных законов, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов.

Также необходима поддержка малых и средних аудиторских организаций, которым, конечно, тяжело конкурировать с уже устоявшимися лидерами аудиторского рынка. Такая поддержка должна идти как от СРО, так и от органов государственной власти и местного самоуправления, помимо прочего заинтересованных и в развитии предпринимательской деятельности. Большинство аудиторских организаций (78,7%) существуют 5 лет и более, этим организациям удалось укрепить свое положение на рынке и доверие клиентов, однако для новых организаций это может затруднить вход на рынок. В условиях ограниченности ресурсов эта поддержка может выражаться в софинансировании программ повышения квалификации аудиторов по наиболее перспективной тематике в лучших учебно-методических центрах, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации аудиторов; предоставлении им преференций при участии в тендерах на право проведения аудита; предоставлении им налоговых льгот [3].

По данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов за период с января 2012 года по декабрь 2014 количество индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций сократилось с 6,2 тыс. до 5,3 тыс. При этом максимальное уменьшение (на 0,5 тыс.) произошло до 2013 года, а после этого - ещё на 0,4 тыс. за 2 прошедших года.

Число аудиторов, сдавших квалификационный экзамен, относительно общего числа аудиторов стабильно растёт: в 2012 году - 1,1 тыс. из 26,8 тыс. аудиторов (4%); в 2013 году - 3,2 из 24,1 (13%); в 2014 году - 3,2 тыс. из 23 тыс. аудиторов (14%); и на начало 2015 года - 3,4 из 22,2 (15%)

С сокращением общего числа субъектов, имеющих право на осуществление аудиторской деятельности, уменьшается как количество аудиторских организаций, так и индивидуальных аудиторов. За три года количество аудиторских организаций уменьшилось на 0,7 тыс. или на 13%. Число индивидуальных аудиторов уменьшилось на 200 человек, что составило 20% от количества аудиторов в 2012 году [5].

Помимо перечисленных, существует еще ряд проблем, связанных с рынком аудиторских услуг, в частности связанных с несовершенством законодательства РФ, которые необходимо решать путем внесения в законодательство изменений. Так, к примеру, в настоящее время в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не входит аудиторское заключение, что означает, что организация не несет существенной ответственности за нарушение требования о проведении обязательного аудита (единственный орган, требующий предоставление аудиторского заключения – Госкомстат, в данном случае, за не предоставление аудиторского заключения следует административная ответственность) [2]. Решение данной проблемы просто: внести изменение в законодательство, в частности ввести штрафы.

По данным 2014 года почти половина (45%) от общего числа аудиторов и аудиторских организаций (47%) сконцентрирована в Центральном федеральном округе. При этом только в Москве находится 35,4% аудиторских организаций. В это же время в Санкт-Петербурге находится 9,2%. И на остальную территорию Российской Федерации приходятся оставшиеся 55,4%. Высокая концентрация аудиторов и аудиторских организаций в ведущих городах России закономерна: большинство крупнейших организаций находятся именно там.

Следует отметить, что в 2014 году число субъектов аудиторской деятельности пополнили 2 аудиторские организации, находящиеся на территории Крымского федерального округа, в состав которых входит 80 аудиторов. Индивидуальных аудиторов в этом федеральном округе нет.

Город Омск относится к Сибирскому федеральному округу, на который приходится 1,8 тыс. аудиторов. По количеству аудиторов Сибирский федеральный округ находится на четвертом месте после Центрального, Приволжского, и Северо-Западного федеральных округов. В Северо-Кавказском (0,3 тыс.) и Южном (1,5 тыс.) федеральных округах с 2013 по 2014 годы общее количество аудиторов не изменилось [5].

Четыре аудиторских организации с наибольшим доходом на 2014 год усреднённо можно охарактеризовать показателями, представленными в таблице 1.

Таблица 1

Усредненная характеристика четырех крупнейших аудиторских организаций России

Показатель

Значение

показателя

1. Количество лет ведения аудиторской деятельности

18,5

2. Количество сотрудников, чел.

1419,5

3. Количество аудиторов, чел.

163,2

4. Количество клиентов, ед.

574,5

5. Доходы – всего, млн. руб.

5 309,2

6. Доходы от проведения аудита в расчете на одного клиента, тыс.руб.

4 018,4

7. Доходы в расчете на одного сотрудника, тыс.руб.

3 446,3

8. Доходы от проведения аудита в расчете на одного аудитора, тыс.руб.

22 154,0

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, осуществляемое с помощью уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, советом по аудиторской деятельности, а также СРО, говорит о вполне сложившемся институте аудита, имеющем свои отличительные особенности.

Анализ статистических данных за последние пять лет показал, что рынок аудиторских услуг в Российской Федерации по большей части зависим от экономической и политической ситуации в стране, изменений законодательства. За последние 4 года с подготовкой к ведению МСА количество индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций сократилось с 6,2 тыс. до 5,3 тыс.

Что же касается проблем рынка аудиторских услуг, то в настоящее время имеют место быть такие проблемы, как недобросовестная конкуренция аудиторских организаций, ценовой демпинг, трудности выхода на рынок малых и средних аудиторских организаций, несовершенство законодательства РФ и другие. В большинстве случаев эти проблемы решаются путем внесения изменений, поправок в действующие нормативные акты, а также путем совершенствования внешнего контроля качества аудита, осуществляемого СРО, и регулирования взаимодействия всех профессиональных объединений аудиторов.

Читайте также

Список литературы

  1. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ // Консультант плюс Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. Обновление 01.02.2016.
  2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Консультант плюс Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. Обновление 01.02.2016.
  3. Турбанов А. В. Рынок аудиторских услуг России: тенденции, проблемы, направления развития / А. В. Турбанов, И. А. Лисовская // Деньги и кредит.-2015.-№2.- С.14-20.
  4. Бойков В.М. Развитие рынка аудита на основе взаимодействия СРО аудиторов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sroapr.ru/docs/2013/boykov180713.pdf
  5. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/?id_39=60487&page_id=1904&popup=Y&area_id=39#

Цитировать

Касюк, Е.А. К вопросу о состоянии рынка аудиторских услуг в России / Е.А. Касюк. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 130-135. — URL: https://novainfo.ru/article/4405 (дата обращения: 14.08.2022).

Поделиться