Проблемы регулирования кредитных организаций

NovaInfo 41, с.57-60, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

За последние годы произошли глобальные изменения в банковских системах отдельных стран, в частности Российской Федерации. Формирование рыночных отношений в стране, а так же перспективы и задачи развития экономики предъявляют новые требования к масштабам и устойчивости функционирования банковской системы. Обеспечение равновесия и устойчивости банковской системы, невозможно без решения вопросов управления банковской деятельностью и ее регулирования.

Ключевые слова

КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОСИИИ

Текст научной работы

За последние годы произошли глобальные изменения в банковских системах отдельных стран, в частности Российской Федерации. Формирование рыночных отношений в стране, а так же перспективы и задачи развития экономики предъявляют новые требования к масштабам и устойчивости функционирования банковской системы. Обеспечение равновесия и устойчивости банковской системы, невозможно без решения вопросов управления банковской деятельностью и ее регулирования.

Центральный банк России является главным банком государства. Он независим как от исполнительных, так и других органов власти. Центральный банк — это самостоятельное экономическое учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными задачами Центрального банка являются: регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, проведение единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операции по внешнеэкономической деятельности. Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение. В России, в отличии от других развитых стран, удельный вес составляет примерно 37% всей денежной массы, и поэтому функция ЦБР имеет большое значение. Важнейшей составляющей регулирования Банка России является контроль за ростом денежной базы и денежной массы. [2]

Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального банка проявляется в тот момент, когда используется вся совокупность экономических инструментов. Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ, Банк России) и государства. Цель денежно-кредитной политики ЦБ РФ состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития экономики страны. К основным инструментам денежно-кредитной политики относится рефинансирование коммерческих банков Банком России. [1]

Расширение возможностей рефинансирования для кредитных организаций, безусловно, важно. Вместе с тем необходимо учитывать интересы страны. Поэтому кредитование должно быть направлено, прежде всего, на поддержание кредитных организаций, которые способствуют развитию российской экономики и в конечном итоге – росту уровня жизни населения.

Реализация процесса рефинансирования кредитных организаций должна иметь важное значение при регулировании уровня ликвидности всей банковской системы страны. Вместе с тем, несмотря на наличие практически всех элементов, присущих развитым странам, на сегодняшний день рефинансирование в России имеет целый ряд проблем, которым также посвящены научные труды Российских ученых. [4-13]

В России чаще всего декларируется необходимость развития универсальных банков. Считается, что универсальность деятельности способствует диверсификации и уменьшению риска, более удобна клиенту, поскольку он может удовлетворять потребности в более многообразных видах банковского продукта. Универсальным банкам уделяют значительное внимание в большинстве Европейских стран.

К элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др. Постепенно российская банковская система оснащается новыми средствами связи, обеспечивающими высокую скорость платежей и расчетов. [3]

Международная практика показывает, что законы о банковских институтах должны быть дополнены законами о специальных банках, о банковских холдингах, объединениях и консорциумах, кредитной кооперации и других институтах мелкого кредита. Помимо этого в систему банковского законодательства обычно также входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в том числе кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков и др.

Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность.

Система рефинансирования в России активно развивается, причем для нее характерны черты рыночного типа, отражающие важную роль рыночных инструментов. За достаточный непродолжительный период своего развития состояние этой сферы не отличалось стабильностью: периоды расширения объемов рефинансирования не раз сменялись периодами кризиса.

Таким образом, экономическая ситуация в России на современном этапе характеризуется необходимостью сдерживания инфляционных процессов при одновременном стимулировании экономического роста. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ имеет большое значение для России. Особенность ее заключается в том, что существуют различные инструменты и методы денежно-кредитного регулирования, которые активно использует Банк России для достижения укрепления устойчивости банковской системы и кредитной политики. Поэтому необходимо наличие эффективно функционирующей системы рефинансирования кредитных организаций. Это должна быть четко структурированная система с ясной законодательной основой и эффективно функционирующими инструментами. Она должна включать в себя, во-первых, сам финансовый рынок, где должна быть сформирована работающая система межбанковского кредитования, во-вторых, Банк России, который со своей стороны должен обеспечивать банковской системе необходимое доступное рефинансирование. В целом новая система позволит улучшить механизм рефинансирования банковской деятельности совокупностью вариантов обеспечения, которые признаются ЦБ подходящими для выдачи краткосрочных займов. Такой подход к организации кредитного рынка России позволяет расширить возможности его участников и в целом поддержать функционирование экономической системы государства на мировом уровне.

Читайте также

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: от 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] : (ред. от 21.07.2014) // СПС «Консультант Плюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.: от 30.11.1994 г. № 51–ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 21 окт. 1994 года : (ред. от 06.04.2015) // СПС «Консультант Плюс».
  3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс] : федеральный закон РФ от 30.12.2015 г. №-86 ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
  4. Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р., Исламгалиева Е.Р. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ - МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. 2006. № 1. С. 65.
  5. Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РОССИИ Нефть, газ и бизнес. 2010. № 2. С. 67-69.
  6. Ханнанова Т.Р. НАСТОЯЩИЙ НАЧАЛЬНИК. ОПЫТ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Российское предпринимательство. 2007. № 10-2. С. 72-76.
  7. Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  8. Ханнанов Р.А. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Право и политика. 2010. № 7. С. 1234-1249.
  9. Ханнанов Р.А. НОРМАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ В ДИНАМИКЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ Государство и право. 1973. № 8. С. 125.
  10. Ханнанов Р.А. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ И ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Право и политика. 2010. № 12. С. 2214-2222.
  11. Гарифуллина А.Ф. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011.
  12. Мухаметшин А.Р., Гарифуллина А.Ф. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В сборнике: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В.И. Долгий (ответственный редактор), А.Е. Махметова, М.А. Еремеев. 2011. С. 52-53.
  13. Тукаева И.О., Гарифуллина А.Ф. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 165-166.

Цитировать

Козлова, А.С. Проблемы регулирования кредитных организаций / А.С. Козлова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 57-60. — URL: https://novainfo.ru/article/4430 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться