По статистике, в России наблюдаются негативные тенденции в динамике криминальных проявлений в местах массового пребывания граждан и с этим фактом необходимо эффективно бороться. Функционирования общественных объединений, которые принимают участие в обеспечении правопорядка, показывает, что на территории Российской Федерации зарегистрировано достаточно большое количество общественных формирований правоохранительной направленности: народные и казачьи дружины, студенческие оперативные отряды и т.д. [5-9]. Охрана общественного порядка -это сфера, в которой пересекаются интересы всех граждан страны. Именно она поддерживает спокойствие, правопорядок в общественных местах, поэтому важно, чтобы в поддержании такого спокойствия участвовали сами граждане[3]. К сожалению, в России состояние правопорядка на улицах и в других общественных местах далеко от совершенства.
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами регулирования процесса участия граждан при охране общественного порядка, раскрываются возможные пути разрешения возникших затруднений в этой сфере, а также перспективы дальнейшего развития. В Федеральном законе Российской Федерации N 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка» указаны обязанности восполнить пробелы в законодательном регулировании на федеральном уровне участия граждан в охране общественного порядка. Общественный порядок это сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, регулируемых действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Так же общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм не правовых обычаев, традиций и ритуалов[2]. Охраной общественного порядка занимаются полиция и другие правоохранительные органы. К охране общественного порядка привлекаются и другие структуры: таможня, органы государственной безопасности, пожарные, судебные исполнители, лесники, частная охрана и т. д., а в силу ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, охрану общественного порядка осуществляют и органы местного самоуправления[1].
Участие общественности в охране общественного порядка основывается на принципах: 1) законности; 2) уважения чести и достоинства граждан; 3) добровольности; 4) взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления; 5) правовой и социальной защиты граждан, участвующих в охране общественного порядка; 6) недопустимости подмены полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.[8-11]
Реализаций антикриминогенного потенциала общественности и эффективность деятельности системы участия общественности в охране общественного порядка непосредственно зависят от выполнения ряда условий, основными из них являются: во-первых, наличие и состояние надлежащей правовой базы и механизма ее практического применения; во-вторых, уровень развития гражданского общества, самосознания, самостоятельности личности и правовой культуры; в-третьих, характер взаимоотношений общественности с правоохранительными органами.[6-10]
В современных условиях органы местного самоуправления должно быть наделены полномочиями по созданию и руководству народными дружинами, а также по координации деятельности формирований общественной самодеятельности. В Федеральном законе «Об участии граждан в охране общественного порядка» подробно регламентируется порядок создания и организации деятельности народных дружин, деятельности формирований общественной самодеятельности, взаимодействия их с органами внутренних дел [2]. Общественными объединениями добровольцев выявляются административные правонарушения, с их участием в год раскрывается десятки тысяч преступлений. Основными направлениями деятельности указанных общественных формирований являются: участие в охране общественного порядка в населенных пунктах, в местах массового отдыха граждан, при проведении массовых культурных и спортивных мероприятий. Помощь правоохранительным органам в борьбе с отдельными видами преступлений; предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и детской безнадзорности; участие в природоохранных мероприятиях, борьбе с браконьерством, нарушениями правил охоты и рыболовства; помощь правоохранительным органам в выполнении задач по поддержанию правопорядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, и др. [4-8].
В заключении, необходимо отметить, что принятие полноценного, отвечающего всем необходимым требованиям закона, позволяет привлечь к обеспечению правопорядка максимально возможное количество заинтересованных в этом граждан и создает условия для самозащиты гражданами прав и свобод в сфере общественного порядка. При анализе региональных законов, об участии граждан в охране общественного порядка, выявлено два основных недостатка: отсутствие финансовой мотивации граждан, участвующих в охране общественного порядка; незащищенность жизни и здоровья граждан, участвующих в охране общественного порядка. При условии устранения данных недоработок в принятых нормативно правовых актах, выводом всему станет наведение должного порядка в общественных местах.