Территориальная организация ЖКХ

NovaInfo 41, с.70-73, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье затрагиваются актуальные проблемы жилищного хозяйства. Рассмотрены вопросы благосостояния населения, бытовые условия его жизни, уровень производительности труда.

Ключевые слова

КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ЖКХ

Текст научной работы

Жилищное хозяйство является важнейшим элементом социально-экономической структуры общества и занимает особое место в экономике муниципального образования, обеспечивая содержание в надлежащем состоянии и функционирование жилищного фонда города.

Деятельность системы управления сферой ЖКУ в любом территориальном образовании должна отвечать задаче повышения уровня обеспеченности населения коммунальными услугами (расширение номенклатуры и объемов выполняемых работ и услуг), а также требованиям бесперебойного и качественного снабжения населения коммунальными услугами, поддержания высокого уровня технического состояния ЖКХ. Способствовать этому можно путем создания рыночного механизма функционирования сферы ЖКУ территориального образования. Центральным звеном данного механизма должна являться организация по содержанию и управлению жилищным фондом (управляющая компания) или многоотраслевое предприятие ЖКХ, выполняющее функции управления.

Территориальная организация хозяйства страны понимается как пространственное сопряжение и взаимодействие отраслевых, межотраслевых и территориально-производственных комплексов, инфраструктуры и непроизводственной сферы, основанное на рациональном использовании природных, материальных и трудовых ресурсов, а также экономии затрат по преодолению несоответствий во взаимном размещении источников сырья, топлива, энергии, мест производства и потребления продукции [5].

Жилищно-коммунальное хозяйство - комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг [2].

Основной целью государственной политики по расселению аварийного жилья будет создание системы, при которой бремя по сносу аварийного жилья будет постепенно перенесено на собственников помещений в МКЖ, а с 1 января 2013 г. предоставление жилья гражданам при сносе аварийного жилья за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления будет осуществляться на условиях договора социального или «коммерческого» найма.

Управления ЖКХ в ряде сельскохозяйственных районов РБ, которые ранее непосредственно руководили финансово-хозяйственной деятельностью предприятий этой сферы, во многом утратили возможность регулирования ситуации на местах. Возникла необходимость передать службы ЖКХ в ведение органов местного самоуправления и наметить меры по совершенствованию механизма регулирования их деятельности. Органы исполнительной власти муниципальных образований, находятся в состоянии поиска механизма передачи и объективной оценки функциональной дееспособности передаваемых объектов.

Механизм реформирования, передачи и содержания предприятий сферы ЖКУ сельскохозяйственных территорий предполагает разработку целевых программ развития ЖКХ и содействие в их реализации с оказанием методической помощи в формировании соответствующих программ муниципальных образований, являющихся главным звеном в процессе реформирования отрасли, для обеспечения успешности, включая создание единого информационно-аналитического пространства, формирование банка данных по оценке объектов жилищно-коммунального комплекса [3].

Центральным звеном данного механизма должна являться организация по содержанию и управлению жилищным фондом (управляющая компания) или многоотраслевое предприятие ЖКХ, выполняющее функции управления.

Особенности реформирования сферы ЖКУ на селе связаны с разгосударствлением объектов жилищного фонда, демонополизацией рынков сферы ЖКУ, снижением уровня бюджетных дотаций. Эта реформа должна проводиться в направлении реализации эволюционной программы с выделением этапов структурных преобразований, мониторинговым контролем и обратной связью.

При реформировании ЖКХ целесообразно использовать сочетание административных и экономических методов с использованием финансовых инструментов, базирующихся на принципе разграничения бюджетных полномочий.

Очевидна необходимость активизации процесса передачи объектов ЖКУ и социальной сферы сельских территорий органам исполнительной власти местного самоуправления (муниципальных образований) с целью сохранения их функционального назначения, предупреждения инфраструктурного кризиса;

Бюджеты муниципальных образований, в состав которых должны войти принятые на баланс объекты сферы ЖКУ, расположенные на селе, не способны обеспечить нормальное функционирование, что определяет необходимость их дополнительного финансирования из бюджетов федерального и регионального уровней для покрытия затрат по содержанию этих объектов.

Прослеживается трансформационная динамика механизма финансирования объектов сферы ЖКУ сельских территорий, связанная с изменением форм собственности предприятий и организаций отрасли, ведомственной подчиненности с последующей передачей их под юрисдикцию муниципальных образований [6].

Может быть предложена схема управления и мониторингового контроля над деятельностью предприятий сферы ЖКУ сельских территорий в условиях дистанционного управления ими со стороны муниципальных образований, децентрализации коммунального обслуживания, материально-технического обеспечения, позволяющая расширить полномочия предприятий и организаций отрасли в условиях ограниченной дотационности и дефицита бюджетных средств.

Также может быть предложен механизм функционирования сферы ЖКУ сельских территорий, включающий восстановление вертикали управления отраслью, приоритетности государственного контроля над реформированием, создание объединенных региональных дирекций, реализующих свои функции через систему специализированных подрядных организаций, оказывающих сельскому населению услуги в жилищно-коммунальной сфере.

Реформирование ЖКХ позволит оптимизировать состояние данной отрасли, что благоприятно скажется на оживлении общей экономической конъюнктуры России. В значительной мере может возрасти спрос на промышленную продукцию смежных отраслей экономики — машиностроения, приборостроения, производства строительных материалов и других.

Согласно Долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 г. развитие сектора жилищно-коммунальное хозяйство предполагает сокращение субсидии населению и увеличение доли рыночных отношений в данном секторе, поэтому расходы бюджетной системы будут постепенно сокращаться. Кроме того, реформирование сектора частично будет финансироваться из созданного Фонда содействия реформе ЖКХ, что также снижает непосредственное бремя бюджетной системы.

В заключение можно сделать вывод, что степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Читайте также

Список литературы

  1. Горшков С.А., Ермолаев Е.Е. Организация управления жилищно-коммунальным хозяйством города // Транспортное дело России, 2013. - №6. - С.464.
  2. Гребень М.В. Практика управления жилищным фондом // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ № 4.2012 г. Часть I.,.17с.
  3. Гуртов В. О состоянии жилищно-коммунального комплекса // Экономист. - №7, 2013. – с.47-54.
  4. Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его формирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - . 2013. - №6-7. - 34 с.
  5. Елифанов В.А. Развитие отраслей коммунального хозяйства России // Журнал «ЖКХ» - №1, 2013. – с.21-28.
  6. Зарукина Е. Оценка уровня развития ЖКХ в России [по сравнению с развитыми зарубежными странами] // Муниципальная власть. 2012. - № 6. – с.10-12.
  7. Кажеев П.В. Жилищные проблемы и пути их решения // Экономика и управление БАГСУ. – 2013 - №6. – с.34-38с.
  8. Материалы Министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ.
  9. Устойчивость сельскохозяйственного производства: теоретикоправовое обеспечение Ханнанов Р.А. Аграрный вестник Урала. 2012. № 4. С. 65.
  10. Концептуальные подходы к устойчивому развитию сельскохозяйственного производства Ханнанов Р.А. Право и политика. 2012. № 5. С. 842-866.
  11. Современные проблемы правового регулирования аграрных отношений Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  12. Управление трудом как мотивация деятельности человека Камалова Р.Р., Ханнанова Т.Р. NovaInfo.Ru. 2014. № 22. С. 9-12.
  13. Проблемы деятельности органов опеки и попечительства Ханнанова Т.Р., Хатмуллина Л.Р., Галеева Г.М. Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 129-131.
  14. Муниципальная собственность – проблемы местного самоуправления Ханнанова Т.Р., Мустанов Т.У. Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 131-133.
  15. Реализация кадровой политики в Российской Федерации: цели и проблемы реализации Асадуллина Н.З., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 1-1 (10). С. 123-125.
  16. К вопросу об организационной культуре государственных служащих Нуртдинова Э.Ф., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 4-4 (13). С. 170-171.
  17. Проблемы трудоустройства молодежи Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 371-373.
  18. К вопросу о проблемах в жилищно-коммунальной сфере в Республике Башкортостан Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 369-371.

Цитировать

Хакимова, Я.А. Территориальная организация ЖКХ / Я.А. Хакимова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 70-73. — URL: https://novainfo.ru/article/4498 (дата обращения: 30.06.2022).

Поделиться