Развитие системы электронных взаимодействий государства и населения

NovaInfo 41, с.259-262, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Политология
Просмотров за месяц: 26
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития системы электронных взаимодействий государства и населения.

Ключевые слова

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, НАСЕЛЕНИЕ, ГОСУДАРСТВО, ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Текст научной работы

В 21 веке Россия ступила на новый этап информационного развития. На первый план становятся электронные системы коммуникаций, широкое распространение получает информационно-телекоммуникационная сеть Интернет. Ведущие страны мира тем временем уже переходят на инновационный путь развития и внедряют электронные системы во все сферы жизни государства, в том числе и в сферу оказания государственных услуг населению, появляется современная концепция внедрения так называемого «электронного правительства» (e-government). Появляется такое понятие, как электронное взаимодействие государства и населения [10].

Данная научная работа опирается на исследования Гарифуллиной А.Ф., которая имеет ряд научных работ по данной тематике [7-10].

Электронное взаимодействие государства и населения – это система взаимодействия органов государственной власти с населением, основанная на широком применении современных информационных технологий, в том числе сети Интернет, для повышения доступности и качества государственных услуг, сокращения сроков их оказания, а также снижения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с их получением [9].

С каждым годом информационные технологии приобретают все большее значение в деятельности органов власти. Именно ИТ направлены на уменьшение «пропасти» между государством и населением [11-12]. Подтверждением тому может служить переход к электронному муниципалитету, который существенно сокращает время предоставления государственных и муниципальных услуг, делает муниципалитеты более доступными для граждан, а саму деятельность местных органов власти — более прозрачной [1].

Актуальность данной темы сегодня не вызывает ни у кого сомнения. Ведь особая роль информационного обеспечения управления и предоставления электронных информационных услуг даже отмечена Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным: «Нам нужно избавить людей от необходимости ходить по конторам, трепать там нервы в очередях тогда, когда нужно получить элементарные бумаги из БТИ, собесов, ДЭЗов, паспортных столов и регистратур в поликлиниках. В связи с этим, уже в ближайшие годы мы должны полностью отстроить систему предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Речь идёт об информационных и сервисных порталах, интегрированных каналах связи, ведомственных и региональных банках данных»[3].

На мой взгляд развитие системы электронного взаимодействия государства и общества в России будут зависеть в первую очередь от участия самих граждан. Можно выделить две основные проблемы, затрудняющие развитие гражданского участия в развитии электронного государства – проблемы доступа к технологиям и проблемы доступа к информации.

В современной правовой науке существует несколько подходов к пониманию термина «электронное государство»:

  • система государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в области информатизации;
  • организация государственной власти, основанная на использовании информационно-коммуникационных технологий;
  • организация взаимодействия органов государственной власти и общества в целях предоставления государственных услуг и обеспечения возможности участия в осуществлении власти населения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Внедрение электронного правительства предполагает, что деятельность государственных органов должна опираться на мощную, эффективную и безопасную электронную систему и в их внутренней деятельности, и во взаимодействии с гражданами. Чтобы базы данных различных ведомств были совместимы и могли обмениваться информацией, чтобы гражданин мог из дома оформить необходимые документы, чтобы государственные закупки производились через открытые электронные торги [13].

Роль электронного государства заключается в том, чтобы усовершенствовать механизм взаимодействия общества и государства в целях разрешения жизненно важных проблем, упростить процедуры предоставления государственных услуг и осуществления власти населением, снизить затраты на содержание государственного аппарата, улучшить качество принимаемых государственных решений, обеспечить принципы прозрачности и открытости при осуществлении власти, повысить правосознание населения и обеспечить осуществление власти населением посредством информационно-коммуникативных технологий, соответствовать облику современного информационного общества [2]. Безусловно, формирование электронного государства в нашей стране - это необходимый шаг к совершенствованию власти и управления, обеспечению возможности осуществления эффективной борьбы с коррупцией и бумажной волокитой во всех государственных структурах, поддержанию позиций России на международной арене в сфере информационно-коммуникативных технологий и электронного государственного управления.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
(
в процентах от общего числа обследованных организаций) [4]

2005

2010

2011

2012

2013

Организации, использовавшие:

персональные компьютеры

91,1

93,8

94,1

94,0

94,0

ЭВМ других типов

9,3

18,2

19,7

18,9

19,7

локальные вычислительные сети

52,4

68,4

71,3

71,7

73,4

электронную почту

56,0

81,9

83,1

85,2

86,5

глобальные информационные сети

54,3

83,4

85,6

87,5

88,7

из них сеть:

Интернет

53,3

82,4

84,8

86,9

88,1

в том числе широкополосный доступ

-

56,7

63,4

76,6

79,4

Интранет

-

13,1

16,1

14,7

16,7

Экстранет

-

5,3

6,1

6,4

7,7

Организации, имевшие веб-сайт в сети Интернет

14,8

28,5

33,0

37,8

41,3

Таким образом, можно сделать вывод - механизм создания электронного взаимодействия граждан и государства «запущен», основные шаги по направлению к обеспечению присутствия органов власти и информации об их деятельности в сети Интернет уже сделаны. Далее необходимо сделать особый акцент на создание условий для перехода от индустриальной модели «большого правительства» - централизованного, иерархического и работающего в материальной экономике – к новой модели управления, основанной на самоорганизующихся межинституциональных сетях сотрудничества, обменивающихся знаниями и работающими в «цифровой экономике».

Читайте также

Список литературы

  1. Васькова М.Г., Проблемы построения электронного государства: теоретические аспекты// Социально-экономические явления и процессы//-2010. № 3 С. 278-280
  2. Максименко А. П. Актуальность внедрения технологий электронного правительства в администрации г.Владивостока [Текст] / А. П. Максименко // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 62-63.
  3. Целищева Е.Ф От электронного правительства к электронному государству [текст]/ «Экономика, государство, общество» - 2011.- №2(6)
  4. О развитии информационных технологий в субъектах Российской Федерации / выступление В.В. Путина от 8.02.2010 года // режим доступа: http://www.1sn.ru/37883.html
  5. Федеральная служба государственной статистики // режим доступа : http://www.gks.ru/
  6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Мусина А.Ф., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. 2015. С. 115-117.
  7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИИ В РЕГИОНЕ Минибаева Г.Х., Ханнанова Т.Р. В сборнике: Инновационное развитие общества в период модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые закономерности и тенденции материалы Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Ответственный редактор В.И. Долгий, А.И. Карпович. 2014. С. 113-114.
  8. ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Бессилина К.А., Князева В.М., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 1-1 (10). С. 180-183.
  9. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Вахитова Э.Я., Гарифуллина А.Ф. Экономика и социум. 2014. № 1-1 (10). С. 326-329.
  10. РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ Гарифуллина А.Ф., Рахимова И.К. Экономика и социум. 2014. № 1-1 (10). С. 390-391.
  11. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Мухаметшин А.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В.И. Долгий (ответственный редактор), А.Е. Махметова, М.А. Еремеев. 2011. С. 52-53.
  12. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Гарифуллина А.Ф., Миннегулова А.Р. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 6-8.
  13. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Ризванова Р.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 143-144.

Цитировать

Захарова, А.И. Развитие системы электронных взаимодействий государства и населения / А.И. Захарова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 259-262. — URL: https://novainfo.ru/article/4506 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться