В 21 веке Россия ступила на новый этап информационного развития. На первый план становятся электронные системы коммуникаций, широкое распространение получает информационно-телекоммуникационная сеть Интернет. Ведущие страны мира тем временем уже переходят на инновационный путь развития и внедряют электронные системы во все сферы жизни государства, в том числе и в сферу оказания государственных услуг населению, появляется современная концепция внедрения так называемого «электронного правительства» (e-government). Появляется такое понятие, как электронное взаимодействие государства и населения [10].
Данная научная работа опирается на исследования Гарифуллиной А.Ф., которая имеет ряд научных работ по данной тематике [7-10].
Электронное взаимодействие государства и населения – это система взаимодействия органов государственной власти с населением, основанная на широком применении современных информационных технологий, в том числе сети Интернет, для повышения доступности и качества государственных услуг, сокращения сроков их оказания, а также снижения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с их получением [9].
С каждым годом информационные технологии приобретают все большее значение в деятельности органов власти. Именно ИТ направлены на уменьшение «пропасти» между государством и населением [11-12]. Подтверждением тому может служить переход к электронному муниципалитету, который существенно сокращает время предоставления государственных и муниципальных услуг, делает муниципалитеты более доступными для граждан, а саму деятельность местных органов власти — более прозрачной [1].
Актуальность данной темы сегодня не вызывает ни у кого сомнения. Ведь особая роль информационного обеспечения управления и предоставления электронных информационных услуг даже отмечена Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным: «Нам нужно избавить людей от необходимости ходить по конторам, трепать там нервы в очередях тогда, когда нужно получить элементарные бумаги из БТИ, собесов, ДЭЗов, паспортных столов и регистратур в поликлиниках. В связи с этим, уже в ближайшие годы мы должны полностью отстроить систему предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Речь идёт об информационных и сервисных порталах, интегрированных каналах связи, ведомственных и региональных банках данных»[3].
На мой взгляд развитие системы электронного взаимодействия государства и общества в России будут зависеть в первую очередь от участия самих граждан. Можно выделить две основные проблемы, затрудняющие развитие гражданского участия в развитии электронного государства – проблемы доступа к технологиям и проблемы доступа к информации.
В современной правовой науке существует несколько подходов к пониманию термина «электронное государство»:
- система государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в области информатизации;
- организация государственной власти, основанная на использовании информационно-коммуникационных технологий;
- организация взаимодействия органов государственной власти и общества в целях предоставления государственных услуг и обеспечения возможности участия в осуществлении власти населения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Внедрение электронного правительства предполагает, что деятельность государственных органов должна опираться на мощную, эффективную и безопасную электронную систему и в их внутренней деятельности, и во взаимодействии с гражданами. Чтобы базы данных различных ведомств были совместимы и могли обмениваться информацией, чтобы гражданин мог из дома оформить необходимые документы, чтобы государственные закупки производились через открытые электронные торги [13].
Роль электронного государства заключается в том, чтобы усовершенствовать механизм взаимодействия общества и государства в целях разрешения жизненно важных проблем, упростить процедуры предоставления государственных услуг и осуществления власти населением, снизить затраты на содержание государственного аппарата, улучшить качество принимаемых государственных решений, обеспечить принципы прозрачности и открытости при осуществлении власти, повысить правосознание населения и обеспечить осуществление власти населением посредством информационно-коммуникативных технологий, соответствовать облику современного информационного общества [2]. Безусловно, формирование электронного государства в нашей стране - это необходимый шаг к совершенствованию власти и управления, обеспечению возможности осуществления эффективной борьбы с коррупцией и бумажной волокитой во всех государственных структурах, поддержанию позиций России на международной арене в сфере информационно-коммуникативных технологий и электронного государственного управления.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
(в процентах от общего числа обследованных организаций) [4]
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Организации, использовавшие: |
|||||
персональные компьютеры |
91,1 |
93,8 |
94,1 |
94,0 |
94,0 |
ЭВМ других типов |
9,3 |
18,2 |
19,7 |
18,9 |
19,7 |
локальные вычислительные сети |
52,4 |
68,4 |
71,3 |
71,7 |
73,4 |
электронную почту |
56,0 |
81,9 |
83,1 |
85,2 |
86,5 |
глобальные информационные сети |
54,3 |
83,4 |
85,6 |
87,5 |
88,7 |
из них сеть: |
|||||
Интернет |
53,3 |
82,4 |
84,8 |
86,9 |
88,1 |
в том числе широкополосный доступ |
- |
56,7 |
63,4 |
76,6 |
79,4 |
Интранет |
- |
13,1 |
16,1 |
14,7 |
16,7 |
Экстранет |
- |
5,3 |
6,1 |
6,4 |
7,7 |
Организации, имевшие веб-сайт в сети Интернет |
14,8 |
28,5 |
33,0 |
37,8 |
41,3 |
Таким образом, можно сделать вывод - механизм создания электронного взаимодействия граждан и государства «запущен», основные шаги по направлению к обеспечению присутствия органов власти и информации об их деятельности в сети Интернет уже сделаны. Далее необходимо сделать особый акцент на создание условий для перехода от индустриальной модели «большого правительства» - централизованного, иерархического и работающего в материальной экономике – к новой модели управления, основанной на самоорганизующихся межинституциональных сетях сотрудничества, обменивающихся знаниями и работающими в «цифровой экономике».