Развитие юридической системы электронных взаимодействий государства и населения

NovaInfo 40, с.154-157, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Развитие юридической системы электронных взаимодеиствий государства и населения на примере Республики Башкортостан.

Ключевые слова

ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ГОСУДАРСТВО, НАСЕЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Текст научной работы

В 21 веке Россия ступила на новый этап информационного развития. На первый план становятся электронные системы коммуникаций, широкое распространение получает информационно-телекоммуникационная сеть Интернет. Ведущие страны мира тем временем уже переходят на инновационный путь развития и внедряют электронные системы во все сферы жизни государства, в том числе и в сферу оказания государственных услуг населению, появляется современная концепция внедрения так называемого «электронного правительства» (e-government). Появляется такое понятие, как электронное взаимодействие государства и населения.

Данная научная работа опирается на исследования Гарифуллиной А.Ф., которая имеет ряд научных работ по данной тематике.

Электронное взаимодействие государства и населения – это система взаимодействия органов государственной власти с населением, основанная на широком применении современных информационных технологий, в том числе сети Интернет, для повышения доступности и качества государственных услуг, сокращения сроков их оказания, а также снижения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с их получением. [1]. Другими словами – это система оказания государственных услуг, посредством упрощения обработки заявлений граждан и предоставления их в формате «одного окна». Электронное взаимодействие государства и населения реализуется посредством внедрения института «электронного правительства». «Электронного правительство» (e-Government) - интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. [2].

Рассмотрим пример реализации электронного взаимодействия государства и населения в США. «Электронное правительство» США представляет официальный правительственный веб-портал. Он соединяет сайты федеральных, штатных и местных органов власти, содержит 27 миллионов веб-страниц и предоставляет свыше тысячи электронных форм и реальных услуг. Классифицированные разделы услуг: "государственные блага", "государственные гранты", "государственные работы", "получение лицензий", "вопросы социальной безопасности", "получение паспортов" и т.д. [4]

В России подобная система только начинает формироваться, на сегодняшний день в стране также существует единый портал, посредством которого оказываются государственные услуги дистанционно. Инструментарий «электронного правительства» в России представлен несколькими важными позициями: во-первых это многофункциональные центры, которых по всей России на сегодняшний день насчитывают около 2 тысяч; во-вторых это электронная услуга, предоставляемая в рамках одного ведомства, а также межведомственное взаимодействие без очного участия гражданина. Так, например, сегодня гражданин может не только получить необходимую информацию дистанционно, но и направить заявление в нужную структуру, а также некоторые ведомства могут сами запрашивать у другого ведомства нужную информацию по отдельному гражданину без участия самого гражданина; в-третьих возможность перехода на электронные документы, которые при этом сохраняют свою юридическую силу. [4]

Однако, учитывая, темпы развития информационной среды в мире, для России, как сравнительно молодой державой с недостаточно развитыми информационными технологиями, следовать таким темпам без издержек и проблем сложно. Можно выделить некоторые проблемы в области электронного взаимодействия государства и населения:

  1. Недостаточный охват «электронным правительством» государственных и муниципальных услуг, которые нужно переводить в электронный формат. Насчитывается около 800 государственных, около 100 тысяч региональных и муниципальных существующих услуг. Из них реально работают около 150, при этом существует проблема обратной связи, когда подача заявки на оказание услуги может оказаться без ответа. [14]
  2. Межведомственное взаимодействие недостаточно налажено, в том числе по причине низкого технического обеспечения ведомств, в особенности в муниципалитетах;
  3. До сих пор страдает качество предоставления услуг, при котором граждане не могут отслеживать стадию прохождения своей заявки на предоставление услуги.

В связи с указанными проблемами, мы предлагаем предпринять следующие шаги:

  1. Важно обеспечить все ведомства, соответствующим техническим оснащением, при этом отдельное внимание стоит уделить муниципалитетам, в которых есть возможность доступа к электронной системе.
  2. Разработать систему межведомственного взаимодействия в формате «одного окна», при оказании самых востребованных государственных услуг. При этом приоритетным показателем будет не количество предоставляемых услуг, а их качество;
  3. Увеличить число многофункциональных центров на территории сельских поселений;
  4. Выстроить работу по популяризации многофункциональных центров, порталов государственных услуг среди населения. Информировать важно как молодое поколение, так и граждан преклонного возраста.

На сегодняшний день развитие электронного взаимодействия государства и населения в России переживает стадию становления, поэтому важно в этой среде перенимать любой позитивный опыт зарубежных стран и выстраивать свою систему электронного взаимодействия, учитывая специфику российского населения.

Читайте также

Список литературы

  1. НАСТОЯЩИЙ НАЧАЛЬНИК. ОПЫТ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Ханнанова Т.Р. Российское предпринимательство. 2007. № 10-2. С. 72-76.
  2. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Человек и труд. 2009. № 4. С. 45-46.
  3. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82.
  4. АГРАРНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2008. № 4. С. 933-940.
  5. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  6. КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
  7. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  8. ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ, ВВЕДЕНИЯ НОРМ ГТО Погорелова Д.С., Шапошникова Р.Р. NovaInfo.Ru. 2014. № 26. С. 200-201.
  9. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Мухаметшин А.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В.И. Долгий (ответственный редактор), А.Е. Махметова, М.А. Еремеев. 2011. С. 52-53.
  10. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ Тукаева И.О., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 165-166.
  11. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007
  12. ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.
  13. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Абрарова А.Ф., Галимьянова Л.Ф., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 17-22.
  14. ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ Старикова А.С., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 122-125.
  15. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Рафикова Н.Т., Валишина Н.Р. В сборнике: Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике". МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. С. 36-38.

Цитировать

Апсадикова, А.В. Развитие юридической системы электронных взаимодействий государства и населения / А.В. Апсадикова, Т.Р. Ханнанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 154-157. — URL: https://novainfo.ru/article/4275 (дата обращения: 29.09.2022).

Поделиться