В 21 веке Россия ступила на новый этап информационного развития. На первый план становятся электронные системы коммуникаций, широкое распространение получает информационно-телекоммуникационная сеть Интернет. Ведущие страны мира тем временем уже переходят на инновационный путь развития и внедряют электронные системы во все сферы жизни государства, в том числе и в сферу оказания государственных услуг населению, появляется современная концепция внедрения так называемого «электронного правительства» (e-government). Появляется такое понятие, как электронное взаимодействие государства и населения.
Данная научная работа опирается на исследования Гарифуллиной А.Ф., которая имеет ряд научных работ по данной тематике.
Электронное взаимодействие государства и населения – это система взаимодействия органов государственной власти с населением, основанная на широком применении современных информационных технологий, в том числе сети Интернет, для повышения доступности и качества государственных услуг, сокращения сроков их оказания, а также снижения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с их получением. [1]. Другими словами – это система оказания государственных услуг, посредством упрощения обработки заявлений граждан и предоставления их в формате «одного окна». Электронное взаимодействие государства и населения реализуется посредством внедрения института «электронного правительства». «Электронного правительство» (e-Government) - интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. [2].
Рассмотрим пример реализации электронного взаимодействия государства и населения в США. «Электронное правительство» США представляет официальный правительственный веб-портал. Он соединяет сайты федеральных, штатных и местных органов власти, содержит 27 миллионов веб-страниц и предоставляет свыше тысячи электронных форм и реальных услуг. Классифицированные разделы услуг: "государственные блага", "государственные гранты", "государственные работы", "получение лицензий", "вопросы социальной безопасности", "получение паспортов" и т.д. [4]
В России подобная система только начинает формироваться, на сегодняшний день в стране также существует единый портал, посредством которого оказываются государственные услуги дистанционно. Инструментарий «электронного правительства» в России представлен несколькими важными позициями: во-первых это многофункциональные центры, которых по всей России на сегодняшний день насчитывают около 2 тысяч; во-вторых это электронная услуга, предоставляемая в рамках одного ведомства, а также межведомственное взаимодействие без очного участия гражданина. Так, например, сегодня гражданин может не только получить необходимую информацию дистанционно, но и направить заявление в нужную структуру, а также некоторые ведомства могут сами запрашивать у другого ведомства нужную информацию по отдельному гражданину без участия самого гражданина; в-третьих возможность перехода на электронные документы, которые при этом сохраняют свою юридическую силу. [4]
Однако, учитывая, темпы развития информационной среды в мире, для России, как сравнительно молодой державой с недостаточно развитыми информационными технологиями, следовать таким темпам без издержек и проблем сложно. Можно выделить некоторые проблемы в области электронного взаимодействия государства и населения:
- Недостаточный охват «электронным правительством» государственных и муниципальных услуг, которые нужно переводить в электронный формат. Насчитывается около 800 государственных, около 100 тысяч региональных и муниципальных существующих услуг. Из них реально работают около 150, при этом существует проблема обратной связи, когда подача заявки на оказание услуги может оказаться без ответа. [14]
- Межведомственное взаимодействие недостаточно налажено, в том числе по причине низкого технического обеспечения ведомств, в особенности в муниципалитетах;
- До сих пор страдает качество предоставления услуг, при котором граждане не могут отслеживать стадию прохождения своей заявки на предоставление услуги.
В связи с указанными проблемами, мы предлагаем предпринять следующие шаги:
- Важно обеспечить все ведомства, соответствующим техническим оснащением, при этом отдельное внимание стоит уделить муниципалитетам, в которых есть возможность доступа к электронной системе.
- Разработать систему межведомственного взаимодействия в формате «одного окна», при оказании самых востребованных государственных услуг. При этом приоритетным показателем будет не количество предоставляемых услуг, а их качество;
- Увеличить число многофункциональных центров на территории сельских поселений;
- Выстроить работу по популяризации многофункциональных центров, порталов государственных услуг среди населения. Информировать важно как молодое поколение, так и граждан преклонного возраста.
На сегодняшний день развитие электронного взаимодействия государства и населения в России переживает стадию становления, поэтому важно в этой среде перенимать любой позитивный опыт зарубежных стран и выстраивать свою систему электронного взаимодействия, учитывая специфику российского населения.